|
|
Обозрение подготовлено при поддержке IP-телефония и национальные операторы связи С целью искоренения этой, в точки зрения национального гиганта, несправедливости руководство «Связьинвеста» грозилось пересмотреть действующую ценовую политику в отношении альтернативных операторов, под которыми подразумевались не только начинающие фирмы, но и такие серьезные игроки, как, к примеру, «Глобал Один» и упразднить «заградительные» расценки для международных компаний. Более того, пострадавшая от внедрения IP-телефонии компания решила сама заняться этим перспективным бизнесом. На прошлогодней конференции по IP-телефонии было объявлено, что в начале 2002 года будет развернут опытный центр, Московский узел IP-телефонии, состоящий из нескольких IP-телефонных шлюзов Cisco, программного коммутатора (softswitch) компании NetCentrex и системы биллинга Mind CTI. На этом этапе планировалось исследовать коммерческую привлекательность услуги и отладить взаимодействие составляющих узел элементов, с тем чтобы потом, на втором этапе, который продлится до конца года, растиражировать это решение и создать уже общенациональную сеть IP-телефонии во главе с ОАО «Ростелеком». Планы развития инфраструктуры на нынешний год, обнародованные на апрельской международной конференции «Связь и инвестиции в России», включали в себя три основных задачи: продолжение строительства ВОЛС, наращивание пропускной способности существующих линий и внедрение мультисервисных технологий. Общий объем капитальных вложений оценивался в 4,2 млрд. рублей. Инвестиции, похоже, уже начинают осваиваться. К примеру, недавно завершен проект построения мультисервисной АТМ-сети ОАО «Волгоградэлектросвязь», для построения узлов которой применялось, в частности, коммутаторы и серверы доступа Alcatel и Cisco, а для организации «последней мили» на выделенных каналах оборудование ADSL/SHDSL. С помощью созданной инфраструктуры «Волгоградэлектросвязь» сможет предоставлять своим клиентам широкий спектр современных услуг, в том числе высокоскоростной доступ в интернет, создание виртуальных частных сетей (VPN), передачу голоса через интернет (VoIP), хостинг, организацию видеоконференций и т.п. Региональные электросвязи постепенно обзаводятся своим оптоволокном. Так, ОАО «Тамбовская электросвязь» в этом году получила 9 новых ВОЛС общей протяженностью 360 км. Процесс этот до последнего времени был безобразно медленный (в год вводилось по одной линии, протяженностью Другой пример гораздо более показателен на юге России, где господствует входящая в «Связьинвест» «Южная телекоммуникационная компания» (ЮТК) на базе оборудования Cisco Systems построена первая в нашей стране MPLS IP-сеть, способная консолидировать трафик разных типов и поддерживать услуги, связанные с передачей данных, голоса и видео. Напомним, что проект по построению мультисервисной сети начался в 1999 году, когда было установлено оборудование Cisco для краевой MPLS IP-магистрали и 23 районных узлов связи края. Это позволило приступить к модернизации существующей сети передачи данных. Вторым этапом развития сети была увеличена плотность покрытия Краснодарского края и обеспечен высокоскоростной доступ к сети по технологии ADSL. Третий этап построения мультисервисной сети ОАО «ЮТК» предусматривает создание в Краснодаре DPT/RPR-кольца, которое послужит фундаментом для волоконно-оптической IP-сети нового поколения. После завершения очередного этапа проекта планируется предоставлять пользователям широкий набор услуг, который помимо MPLS VPN включает IP-телефонию, доступ в Интернет, доступ к игровым серверам и системам видеонаблюдения, видео и аудио по запросу, передачу телеметрических данных (для охранной и пожарной сигнализации). Уже в этом году предполагается получить от новых услуг доходы в размере более $6 млн., что составляет около 6% в структуре доходов компании, тогда как в 1998 году этот показатель составлял всего 0.8%. «Подобно многим сервис-провайдерам, мы постепенно уходим от услуг, ориентированных на сеть и состоящих в простой перепродаже полосы пропускания, говорил Сергей Харченко, директор по развитию бизнеса ОАО Южная телекоммуникационная компания. Краснодарский край обширный географический регион, где качественные услуги связи день ото дня становятся все более востребованными. Поэтому мы переходим к моделям, ориентированным на бизнес и услуги с добавленной ценностью, которые предлагаются помимо простых услуг передачи трафика например, пакетной телефонии. Технология MPLS на сегодня приобрела достаточную устойчивость, а протокол IP, несомненно, является базой для создания будущих приложений. Мы пришли к решению о переходе на мультисервисную сеть нового поколения, когда поняли, что будущее сетей принадлежит технологиям MPLS и IP, а не ATM». Одна из основных задач, предусмотренных бизнес-планом «Связьинвеста» внедрение мультисервисных технологий действительно решается, причем довольно активно. В начале октября стало ОАО «ЦентрТелеком»/a> объявило о вводе в эксплуатацию пускового комплекса мультисервисной сети Московской области, построенного на оборудовании Lucent Technologies. Итак, национальный гигант в лице «Ростелекома» и его структур довольно активно развертывает пакетные сети, причем предназначенные для передачи не только голосового трафика. Несомненно, он постарается использовать свои естественные преимущества, определяемые наличием разветвленной транспортной инфраструктуры, и ликвидировать временную фору, которую получили альтернативные операторы. Кроме того, «Ростелеком» как национальный оператор, вполне способен решать вопросы транзита трафиком на правительственном уровне. Так, генеральному директору компании Сергею Кузнецову удалось в апреле этого года договориться с крупнейшим китайским оператором China Тelecom о снижении расчетных такс за пропуск международного трафика. Глава «Ростелекома» оценил это соглашение как «уникальный исторический прорыв». По его мнению, теперь оператор «имеет все шансы стать лидером на рынке международного транзита трафика «Европа-Азия». А 23 мая был сдан в эксплуатацию В июне «Ростелеком» завершил строительство первого участка волоконно-оптической линии передач (ВОЛП) «Балтийская кабельная система» (БКС), который позволил значительно расширить пропускную способность на участке между Москвой и Санкт-Петербургом. Полное завершение строительства БКС (она, как предполагается, станет частью проекта «Викинг», реализуемого компанией Telia, который предусматривает создание всемирной телекоммуникационной сети) запланировано на ноябрь 2002 года. В результате реализации проекта по строительству БКС «Ростелеком» получит возможность передачи международного трафика России на Европу и США, международного трафика от стран Балтии на Европу и Россию, транзита международного трафика от Восточной и Западной Европы, США и стран Скандинавии через Россию в страны Азии. К сожалению, представленная на официальном сайте структура доходов «Ростелекома» за первые девять месяцев 2002 года не столь подробна, чтобы из нее можно было проанализировать динамику поступлений от предоставления услуг VoIP. Известно лишь, что по предварительным данным по сравнению с первыми девятью месяцами 2001 года объем междугородного трафика вырос на 17%, исходящего международного на 11%; рост доходов от оказания услуг междугородной связи по сравнению с девятью месяцами 2001 года составил 38,3%; выручка от предоставления услуг международной связи российским клиентам практически не изменилась по сравнению с 9 месяцами 2001 года, составив 5 959 млн. руб. Поэтому говорить о переломе в пользу крупнейшего национального оператора на рынке IP телефонии, основываясь на этих косвенных данных, было бы неоправданно вполне возможно, что рост доходов на междугородних направлениях вызван совсем другими факторами. Впрочем, судя по всему, «Ростелеком» чувствует себя и на «традиционном» рынке дальней связи вполне неплохо. В частности, в августе этого года в московской сети оператора впервые преодолен рубеж в 2 миллиона междугородных и международных разговоров в сутки от абонентов Москвы по автоматической связи (через «восьмерку»). По мнению Игоря Рыжова, директора технического департамента Sterling Group, операторам «обычной» телефонии для наращивания спектра предоставляемых услуг, в числе которых будет и IP-телефонная связь как альтернативная, понадобится некоторое время. «То, что они это сделают сомнений нет, ведь IP-трафик идет все-таки в основном по их каналам, то есть утекают их деньги», утверждает г-н Рыжов. Какие изменения произойдут на российском рынке IP-телефонии с приходом на него «Ростелекома»? По мнению большинства опрошенных нами участников рынка произойдет перераспределение долей игроков, консолидация и укрупнение операторов, исчезновение мелких игроков рынка (в первую очередь это касается тех, у кого «Ростелеком» имеет возможность просто «забрать свой кабель»), падение цен. Впрочем, тем провайдерам IP-телефонии, которые прочно утвердились на рынке, бояться прихода гиганта не стоит. «Если компания имеет имя, оборот, клиентов, а главное желание работать, думаю, всегда найдутся люди, готовые продать ей нужную полосу пропускания», считает Игорь Рыжов. К тому же, как полагает Юрий Сафронов, генеральный директор компании «Инфотел», если «Ростелеком» сосредоточит свои усилия на развитии канальной структуры регионов, то темпы развития IP-телефонии возрастут. С другой стороны, «Ростелеком» может всерьез «взяться» и за розничный рынок, однако для обслуживания конечных пользователей на сегодняшний момент у гиганта существует дефицит соответствующих структур (если в регионах ими могут служить местные отделения «Электросвязи», то в крупных городах им будет очень сложно тягаться с налаженной инфраструктурой розничных продаж). Впрочем, Дмитрий Красильников, директор по маркетингу «Корпорации ОСС» считает, что «Ростелеком» не собирается работать на розничном рынке: «В его планах установить голосовые шлюзы Cisco в столицах федеральных округов и попытаться забрать под себя оптовый рынок. По моему мнению, у него это может получиться, поскольку Ростелеком является владельцем канальной инфраструктуры и может обеспечить гарантированное качество терминации по всем российским направлениям. Поэтому на российском рынке могут произойти изменения в бизнесе Carrier-to-Carrier, то есть могут пострадать те компании, которые занимаются оптовыми продажами». Что касается розничных продавцов услуг IP-телефонии, то они, как считает г-н Красильников, с приходом «Ростелекома» только выиграют, поскольку получат возможность качественной и недорогой терминации на всю Россию. В качестве примера он привел собственную «Корпорацию ОСС», которая имеет точки присутствия более чем в 120 городах России, из которых лишь 40 соединены выделенными каналами с московским узлом. Качественную терминацию компания может обеспечить только на эти направления, а при звонках по другим направлениям для обеспечения качества услуг приходится покупать терминацию у операторов PSTN по более высоким ценам. Не следует забывать и про второго гиганта холдинг «ТрансТелеком», которого также безо всяких оговорок можно причислить к национальным операторам: 45 тыс. км проложенного вдоль железных дорог оптоволокна шутка ли? |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP