|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как развивается ИТ-инфраструктура промышленных предприятий по мере восстановления рынка? В каких направлениях уже реализуется отложенный спрос, на ваш взгляд?
Олег Волчок: Я не считаю, что кризис оказал серьезное влияние на развитие внутренней ИТ-инфраструктуры промышленных предприятий (я не говорю о коммерческих проектах системных интеграторов или о продавцах ИТ-сервисов или услуг). По собственному опыту и на основании опыта моих коллег из других компаний могу сказать, что мы, как потребители, пострадали больше из-за проблем у наших недостаточно устойчивых партнеров (задержки поставок, замораживание связанных проектов). Возможно, имела место пауза в развитии и обновлении инфраструктуры, т.е. замораживание ее состояния на пару лет. Но уверен, эта пауза сыграла только на пользу ИТ-подразделениям предприятий. Она позволила перевести дыхание, оптимизировать запущенные или только задуманные проекты с точки зрения компромисса между стоимостью и эффективностью, т.к. за это время технологии не стояли на месте, и появилась возможность качественно изменить технический уровень внедрений.
Большинство промышленных предприятий в России не создавалось с нуля, поэтому их ИТ-инфраструктура имеет все недостатки неизбежного морального устаревания, отставания от бизнеса, и это основное направление, в котором отложенный спрос отвоёвывает позиции – покупка оборудования и систем для ЦОД, активизация внедрения АСУ ТП и ERP-систем и так далее. На мой взгляд, кризис кризисом, но рост объемов информации и требований бизнеса к ИТ не прекращался. Поэтому, все то, что не купили в прошлые годы, купят сегодня-завтра. Надеюсь, уже на новой платформе. А вот «имиджевые» направления пока ожидают своей очереди.
CNews: Какими критериями, исходя из вашего опыта, необходимо руководствоваться при выборе инфраструктурного решения? В частности, как организована процедура принятия подобного решения в вашей компании?
Олег Волчок: Критерии, наверно, не могут быть другими – это соответствие запросам бизнеса, перспективность развития с точки зрения ИТ (не стоит покупать технологию, которую придется менять) и стоимость (затраты на покупку, внедрение и обслуживание) т.е. банальная Total cost of ownership. Необходимо не забывать про такую приземленную, но очень важную вещь, как гарантированное время поставки и внедрения – хороша ложка к обеду. У меня был опыт, когда оборудование для создания СХД доставлялось, по независящим от крупного и, как мы думали, надежного поставщика, более шести месяцев. Компания понесла дополнительные расходы из-за срочной закупки оборудования, необходимого для поддержания роста бизнеса и расширения первоначальных планов развития. Подменными моделями при больших объемах, к сожалению, не обойдёшься.
Не менее важно гарантийное и сервисное обслуживание. Например, один именитый производитель очень жестко навязывает 12-% договор сервисного обслуживания. Но в действительности никакой жесткой ответственности не несет и никаких дополнительных обязанностей, подобных моментальной замене оборудования по факту жалобы, не предоставляет. Это неприемлемо.
Кроме того, возможности ИТ-подразделения (квалификация кадров, готовность ИТ-инфраструктуры) должны обеспечивать применение выбранного инфраструктурного решения.
У нас в компании выбор инфраструктурного решения – это компромисс трех сторон: конечного заказчика (это может быть ведущее должностное лицо производственного процесса или один из топ-менеджеров в зависимости от типа задачи – производственная или управленческая, а также ИТ-менеджер, если задача сугубо ИТ-инфраструктурная), куратора реализации, т.е. ИТ-директора, и финансового директора как гаранта финансового обеспечения, если задача не входит в утвержденные бюджеты. Вес каждой из сторон зависит от области применения проекта. После достижения компромисса на этом этапе решение должно быть утверждено владельцами бизнеса. Отмечу, что любой проект проходит очень жесткий аудит со всех сторон - это позволяет избежать большинства подводных камней.
CNews: Каковы ваши подходы к оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру? Рассматриваете ли вы, в частности, переход на облако в этих целях?
Олег Волчок: Как в любом здоровом коммерческом предприятии, у нас существует очень жесткий контроль затрат. В частности, требования по оптимизации ИТ-расходов предъявляются постоянно, вне зависимости от экономических кризисов.
В первую очередь я ограждаю от посягательств «финансового ножа» обеспечивающие бизнес проекты, но при этом обеспечиваю жесткий контроль их качества, позволяющий вовремя выявить все риски и постоянно иметь реальную картину состояния дел. В этой зоне превыше всего – надежность.
Во вторую очередь я провожу анализ рынка с целью поиска максимально экономичных платформ. Наша информационная система постоянно движется в сторону централизации, консолидации и виртуализации. Терний на пути к идеальной системе очень много. Но результаты внедрения современных технологий видны сразу же, КПД ЦОД существенно повышается, сопутствующие расходы (на электроэнергию, обслуживание отдельных серверов, лишний персонал) заметно снижаются.
В третью очередь (по перечислению, но не по важности) я выделяю специализированные по компетенциям подразделения, применяю индивидуальный подход к мотивации выдающихся специалистов.
Переход на облако в ближайшем будущем в нашей компании не рассматривается. В России пока это модное направление не достаточно развито и не получило массового распространения, а значит слишком дорого для того, чтобы использовать его как конструктор для сбора ИС. В частности, я не вижу возможности адаптации предлагаемых решений к особенностям моей компании. Кроме того, в России не настолько стабильная экономика и сильные законы для того, чтобы ставить жизненно важные процессы в зависимость от надежности стороннего партнера. Как крупное предприятие с мощным ИТ-департаментом (по уровню компетенций наше подразделение сравнимо с некоторыми системными интеграторами), мы пойдем по пути развития собственной информационной системы, которая всегда максимально адаптирована к нашим потребностям. По мере развития рынка, возможно, будет целесообразно рассмотреть использование облаков в кооперации с собственной ИТ-инфраструктурой для быстрого развития определенных направлений.
CNews: Какие инфраструктурные проекты были наиболее значимыми для вашей компании в 2009-2010 гг.?
Олег Волчок: Наиболее значимым для всего бизнеса стало внедрение тонких клиентов и терминальной фермы. Это кардинально повысило управляемость регионов и мобильность специалистов, увеличило отказоустойчивость предоставления сервиса конечному сотруднику. Проект был выгоден не только для московских офисов. Он позволил быстро организовывать рабочие места в удаленных территориях и получать доступ ко всем ресурсам офиса в командировках.
Положительную роль сыграл переход на «темную оптику» между московскими офисами. Этот переход позволил избавиться от сегментирования информационной системы предприятия из-за тонких или дорогих каналов и приступить к внедрению единой ИТ-инфраструктуры.
Большое значение для повышения качества функционирования ЦОД имело внедрение мультивендорной системы хранения данных на базе FC и ISCSI. Мультивендорной – это не значит, что мы получили «зоопарк» оборудования. Вся корпоративная информация была распределена по матрице (важность/скорость), и для каждого критерия установлены свои модели. К сожалению, не существует производителей, которые обеспечивают оптимальное оборудование по всей ширине требуемых характеристик (low-end/mid-range/high-end). Внедрены серверные системы лезвий (blade), позволяющие практически полностью виртуализировать серверную ферму. КПД ЦОД существенно приблизился к идеалу (идеал – это 100% использование имеющихся аппаратных ресурсов).
Наиболее значимым для управления компанией стали разработка и внедрение корпоративной финансово-учетной системы в жесткой связке с СЭД с применением ЭЦП. Этот продукт позволяет централизовать всю жизнедеятельность компании, автоматизировать многие процессы, которые ранее существовали независимо.
CNews: Каковы ваши ближайшие планы по развитию ИТ-инфраструктуры?
Олег Волчок: Наши планы - развивать направления, о которых я говорил ранее, полностью избавиться от морально устаревших решений (изолированных приложений/серверов, раздробленных процессов и неструктурированной информации). Так как компания «Энергокаскад» находится в стадии бурного роста, указать финишную точку этих планов, к счастью, невозможно.
В этом году необходимо уделять больше внимания коммуникациям, т.к. значение качества связи постоянно растет, и низкий уровень доступа к сервису равноценен отсутствию сервиса.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP