|
|
Как и прогнозировалось, 2009 год оказался достаточно сложным для инфраструктурного сектора рынка ИТ. Бизнес резко перешел от развития к поддержке работоспособности уже имеющихся систем, были заметно сокращены ИТ-расходы, практически повсеместно "заморожена" плановая модернизация. При этом начали корректироваться требования, предъявляемые к ИТ-инфраструктурам в целом – рынок сфокусировался на двух главных словах кризисного периода – эффективность и оптимизация.
Изменившаяся экономическая ситуация и сократившиеся ИТ-бюджеты прогнозируемо сказались на инфраструктурных проектах в России. По данным CNews Analytics, 92% предприятий, опрошенных в первом квартале 2009 года, говорили о приостановке ИТ-проектов, 54% отмечали сокращение ИТ-бюджета, 29% констатировали оптимизацию затрат по всем направлениям, 16% сообщили о временном отказе от развития ИТ-инфраструктур.
Правда, уже во втором полугодии ситуация начала понемногу выравниваться. В 2010 году, по ожиданиям опрошенных CNews Analytics интеграторов, у российских заказчиков должен наступить период "апгрейда". Постепенное оживление рынка, предположительно, позволит вернуться к приостановленным или отмененным проектам. Реализация отложенного спроса, соответственно, обеспечит подъем инфраструктурного сектора. Однако точки роста, судя по всему, изменятся по сравнению с докризисной ситуацией.
Совокупная выручка от оказания услуг по построению ИТ-инфраструктуры Топ-20 интеграторов, по данным CNews Analytics, в 2007 году составила 107 554 млн руб., увеличившись на 58% по сравнению с 2006 г. Затем по итогам 2008 г. Топ20 показали совокупную выручку в 139 479 млн руб. и рост на 30%.
По итогам 2007 г. самый быстрый рост по этому направлению был зафиксирован у "Компьюлинка" – 223%. Кроме того, более чем на 100% выросли за тот же период еще 2 компании – "Квазар микро" (131%) и "Систематика" (123%). По итогам 2008 г. максимальный показатель роста составил 163% у "Стинс коман". Вторая компания, продемонстрировавшая рост свыше 100% - "Энвижн груп" (112%).
Динамика выручки от оказания услуг по построению ИТ-инфраструктуры, 2006-2008 гг.
Источник: CNews Analytics, 2009
Первое полугодие 2009 года было сложным - за этот период данные по своей выручке смогли предоставить только 15 интеграторов. Совокупный показатель составил, по данным CNews Analytics, 24 483 млн руб.
Многие из реализованных в 2009 г. проектов уходили "корнями" в докризисный период. Так, например, крупнейший по выручке проект построения инженерной и ИТ-инфраструктуры в башне "Федерация" ВТБ группой "Астерос" (бюджет – 830 млн руб.) был начат осенью 2007 г. С осени 2008 г. ведутся работы по построению инфраструктуры нового офиса "Аэрофлота" (590 млн руб.) и Олимпийского аэропорта г. Сочи (570 млн руб.).
Собственно в 2009 г., пусть и меньшие, бюджеты на инфраструктурные проекты все же выделялись – главным образом госструктурами (в том числе госмонополиями). Так, проект модернизации ведомственной сети связи реализовали "Росгидромет" с "Техносервом" (171 млн руб.), а модернизацию ЛВС управлений отделений железных дорог – РЖД и "Микротест" (149 млн руб.). Проект построения системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов начался в 2009 г. в ФМС (162 млн руб.). Система мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой разрабатывалась и внедрялась в ФИПС Роспатента компанией "Ай-Теко" (100 млн руб.).
Помимо госсектора, крупные проекты вели в 2009 г. операторы связи ("Мегафон", "Скартел" и пр.), промышленники ("Еврохим", "Норильский Никель" и пр.) и банки (ВТБ, "Сбербанк", МДМ-банк, КМБ-банк и пр.). Традиционно бюджеты – одна из самых закрытых тем, по большинству заказчиков эти цифры по-прежнему не раскрываются.
Максим Мамаев, начальник отдела корпоративных систем связи "АМТ-Груп", отмечает, что на "крупных предприятиях подходы не изменились: большому бизнесу вне зависимости от экономических условий нужна надежная и эффективная инфраструктура". По его словам, кризис привел к сокращению количества новых инсталляций: в 2009 году по сравнению с 2008 число новых внедрений в целом по рынку сократилось примерно вдвое. Однако снижение числа новых инсталляций было скомпенсировано ростом числа и объемов проектов по модернизации базовой инфраструктуры, считает эксперт.
С одной стороны, ключевые потребности в связи с ИТ-инфраструктурами в 2009 г. не изменились, так как сохранилась сама их задача - обслуживать бизнес. Однако, с другой стороны, постепенно меняются подходы к ее решению. Появляются новые требования к ИТ со стороны бизнеса. А поставщики, со своей стороны, предлагают новые концепции и технологии, которые адекватны сегодняшним приоритетам.
Руслан Заединов, заместитель директора департамента вычислительных систем компании "Крок", отмечает, что в последнее время усилился интерес к консалтингу в области ИТ-инфрастуктуры. "Большинство российских ИТ-директоров привыкло рассматривать свою епархию как ресурс (сетевой, вычислительный и т.п.). Раньше этот подход устраивал и топ-менеджмент, но сегодня, когда необходим быстрый и измеримый результат, без фактических доказательств получаемой от внедрения экономической выгоды бюджет на проект не выделяется, - считает он. - Ресурсный подход уже не "работает", поскольку разрывает связь между пользой для дела и ресурсом. Перейти от ресурсного подхода к сервисному можно, только выстроив связь между ИТ-услугой и бизнес-результатом".
Значимость этого сервисного подхода стала в 2009 году более заметной, комментирует Руслан Заединов: "Бизнесу необходимо было доказать наличие взаимосвязи между повышением эффективности бизнеса и использованием ИТ. Судя по тому, как пострадали ИТ-бюджеты компаний, доказать это смогли не все".
В итоге в 2009 году применительно к ИТ-инфраструктуре ключевым стало слово "оптимизация". Соответственно, актуальными были и остаются те решения, которые демонстрируют достаточно быстрый и очевидный результат в виде снижения издержек, сокращения ТСО, повышения эффективности. На этом фоне "фаворитом" стала виртуализация как достаточно очевидный способ экономии.
Второй приоритет – новые подходы к построению ИТ-инфраструктуры, постепенное смещение к сервисной парадигме (IaaS). Конценция "облачных" вычислений вызывает все больший интерес заказчиков из самых разных отраслей. Правда, в российских условиях - в первую очередь, у крупного бизнеса. Со своей стороны, соответствующее предложение начали активно готовить поставщики. Подготовительная работа в 2008-2009 гг. позволила появиться на отечественном рынке еще одному ключевому понятию кризисного периода – "ЦОД в аренду". Даже несмотря на серьезные урезания расходов, ряду интеграторов и телеком-провайдеров удалось запустить в 2009 г. новые аутсорсинговые ЦОДы и активно продвигать сегодня эти сервисы.
Видеоконференцсвязь в ситуации кризиса оказалось одним из наиболее устойчивых направлений - в силу изначально правильного акцента на преимуществах этой технологии. Обращение к ВКС практически сразу обозначает направления снижения расходов, например, экономию на командировках и обучении сотрудников.
В глобальном масштабе ВКС "чувствовала себя" в кризис не так плохо. Знаковыми событиями в этом секторе стали две крупные сделки слияний - Cisco Systems и Tandberg, a также LifeSize и Logitech. При этом об уходе с европейского рынка ВКС объявила Sony. В этой связи прогнозируются некоторый "передел" в отрасли при сохранении достаточного высокой динамики в регионе ЕМЕА. Так, по ожиданиям Frost & Sullivan, объем мирового рынка решений по телеприсутствию к 2013 г. увеличится до 1,44 млрд долл.
Российский сектор ВКС также сохраняет активность. Стейн Рамсли, глава представительства компании Tandberg в России и странах СНГ, отмечает, что этот рынок динамично развивается, несмотря на кризис, а технология становится более удобной в использовании. Безусловно, в начале 2009 г. года инвестиции в ВКС замедлились так же, как и в другие ИТ-решения, ввиду непонятной экономической ситуации.
До начала кризисных изменений российский рынок услуг ВКС рос примерно на 30-50% в год, по разным экспертным оценкам. При этом потенциал этого роста оставался довольно высоким – ввиду консервативности отечественных заказчиков до насыщения здесь еще далеко. В 2008-2009 гг., несмотря на уже сформировавшийся опыт использования ВКС в России, эти решения все еще нельзя было назвать общепринятым инструментом бизнеса.
Игроки рынка надеются, что в новых условиях работы ситуация в секторе может кардинально измениться. "ВКС – это путь к экономии. Многие заказчики с началом кризиса стали задумываться о том, как снизить расходы, и по-новому посмотрели на ВКС. Уже не как на игрушку, а как на технологию, способствующую модернизации. Компании, у которых нет продуманной стратегии развития, с учетом перехода конкурентов на современные технологии, будут очень быстро сдавать свои позиции. А инвестиции в видеосвязь в период кризиса позволяют вырваться на лидирующие позиции," – считает Стейн Рамсли.
В числе отраслей, которые проявляют наибольший интерес к внедрению ВКС, обычно упоминаются финансовый сектор, нефтегаз, промышленность, а также госструктуры и социальная сфера, включая образование и здравоохранение.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, рынок виртуализации продолжает активный рост - отмечает Сергей Кузнецов региональный директор Citrix Systems в России и странах СНГ, объясняя это возможностями экономии, которые может обеспечить данная технология. В "Кроке" также констатируют рост этого направления, однако не столь быстрыми темпами, как хотелось бы. "Интерес на рынке есть, но решительности заказчикам пока не хватает, - считает Руслан Заединов. - Большинство не идет дальше виртуализации на серверах Х86, но заметный эффект появляется, если благодаря виртуализации вдвое сократить парк из сотен серверов".
Опрошенные CNews Analytics игроки сходятся во мнении, что российский рынок виртуализации находится на начальном этапе развития – другими словами, сохраняет значительную емкость и потенциал роста. При том, что здесь уже обозначились лидеры в разных сегментах, нельзя считать эту ситуацию зафиксированной, прогнозируются заметные изменения в расстановке сил. Рост на ближайшие годы ожидается по всем направлениям – виртуализация рабочих станций, приложений, серверов.
Рецессия, как показывают итоги 2009 г., хотя и не сильно снизила интерес к виртуализации, все же сказалась на финансовых возможностях заказчиков. Другими словами, здесь сформировался отложенный спрос, который реализуется по мере стабилизации ситуации и, возможно, приведет в итоге к инвестиционному буму.
Понятно, что популярность виртуализации и затем "облачных" вычислений будет расти, по мере того как компании будут привыкать к самой идее "публичных облаков", продолжая стремиться к экономии. Важно, чтобы глобальный "облачный тренд" поддержали в России и заказчики, и локальные провайдеры.
На данный момент сохраняется целый ряд объективных проблем или вызывающих сомнения сложностей, которые мешают распространению "облачных" вычислений и, в частности, применению данной технологии для критических бизнес-задач. В первую очередь, это проблема обеспечения безопасности данных, которые используются в "облаке", зависимость от провайдера и вынужденная "привязка" к нему, и наконец, вопрос надежности самой технологии.
В качестве контраргумента всегда приводится внушительный список преимуществ "облаков". Это и доступ к новым возможностям масштабирования, и экономия за счет быстрого наращивания мощностей, и более эффективное использование систем, и упрощение инфраструктуры, и возможность гибкого развертывания решений. Помимо этого, переход к "облакам" позволяет использовать и многие другие новые технологии – например, нереляционные базы данных, новые языки программирования и прочий инструментарий.
Тем не менее, российские интеграторы, успевшие создать задел для вступления в "облачную" эпоху, рассчитывают, что 2010 год станет годом пилотных проектов "облаков". На эту технологию сделана ставка как на основной инструмент повышения эффективности бизнеса. И вроде бы крупные заказчики, располагающие соответствующими бюджетами, эту позицию разделяют. Со временем, предполагают провайдеры, эта концепция должна стать своего рода стандартом де-факто и для сектора СМБ.
Мария Попова, Антон Булусов
CNews: Какие изменения вы отмечаете на ИТ-рынке, с точки зрения построения ИТ-инфраструктур за последний год – в связи с рецессией?
Стейн Рамсли: Направление видеоконференцсвязи (ВКС) является одним из наиболее динамично развивающихся в ИТ, несмотря на кризис, поскольку видеоконференцсвязь воспринимается как удобный, эффективный и полезный инструмент бизнеса. Многие российские компании используют сеансы ВКС в качестве альтернативы командировкам для переговоров с партнерами, в том числе и зарубежными, с коллегами из региональных филиалов, а также для удаленного обучения сотрудников. Это позволяет экономить существенные средства, что немаловажно.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP