|
|
Казавшаяся сначала очередной маркетинговой уловкой концепция "Предприятия 2.0" (Enterprise 2.0) со временем становится все более убедительной. По мере распространения новых подходов к построению и развитию инфраструктур: виртуализации, СОА, "облачных вычислений", SaaS, систем управления контентом, электронного документооборота - она обретает "почву", и говорить о "Предприятии 2.0" теперь можно в более знакомых ИТ-специалистам терминах.
Enterprise 2.0 – понятие, появившееся следом за распространением идеи Web 2.0. Сам термин родом из Гарвардской школы бизнеса – его ввел профессор Эндрю МакАфи (Andrew McAfee) для обозначения новых платформ социального ПО, факультативных в использовании и поддерживающих возможность совместной работы с различными видами данных.
Отличительные характеристики Enteprise 2.0
Инновации. Постоянное взаимодействие и социальная активность сотрудников предположительно должны обеспечивать непрерывный обмен идеями, увеличение интеллектуального капитала и рост инновационной составляющей в бизнес-инициативах.
Сокращение Time - to - Market. Подобный процесс постоянного взаимодействия в итоге ускоряет процесс выведения продуктов или услуг на рынок.
Культура 2.0. Повышение доверия между сотрудниками и расширение взаимодействия.
Сокращение затрат. Более совершенный инструментарий делает управление проще и снижает операционные издержки.
Разделение знаний. Постоянный процесс накопления знаний в организации, которые хранятся, используются и доступны всем сотрудникам.
Повышение производительности. Использование специального инструментария для измерения производительности и выявления узких мест.
Удержание талантов. Формирование благоприятной рабочей среды, которая позволит удерживать сотрудников.
Предполагается, что сегодня возможности интернета должны полномасштабно использоваться предприятиями, с тем чтобы создать новый формат ведения бизнеса в изменившемся ИТ-окружении. Главная цель такого "Предприятия 2.0" – повышение эффективности каждого сотрудника в частности и всей компании в целом. Под эффективностью в данном случае понимается, насколько быстро, корректно и эффективно обрабатывается информация, насколько прозрачны и понятны процессы, как накапливаются и передаются знания и пр.
Формирование реального "Предприятия 2.0" предполагает построение своеобразного сообщества внутри корпорации параллельно с усложнением используемой ИТ-инфраструктуры.
Организация совместной работы должна отталкиваться не от набора инструментов, а от принципов технологического процесса. Способность людей создавать те или иные продукты не обязательно связана с наличием у них специального инструментария, другими словами, увеличение количества инструментов само по себе не означает, что продукции, разработок или креативных идей станет больше.
Отсюда возникают резонные сомнения – так ли уж нужно резко менять корпоративную культуру, нашпиговывая предприятие wiki, CMS, CRM, сервисами микро-блогов, приложениями социальных сетей, средствами реализации совместной работы, наконец. Безусловно, каждое из этих решений полезно и эффективно – при правильном применении, что подразумевает сначала адекватную оценку их необходимости.
Подход к широкому выбору современных ИТ-решений должен опираться не на потребительский ажиотаж ("Это "круто" выглядит, нужно и нам такое завести"), но на взвешенное решение. Которое, скорее всего, сформируется благодаря серьезному и основательному ответу на вопрос: "Как оптимально организовать процессы в нашем бизнесе, и какие инструменты необходимы для их поддержки?"
Элементы ИТ-инфраструктуры "Предприятия 2.0"
Enterprise 1.0 | Enterprise 2.0 |
Иерархическая структура: управление подразделениями | Плоская структура: управление процессами |
ИТ-решения, выбираемые ИТ-отделом | ИТ-решения, выбираемые бизнесом |
Монолитная архитектура | Сервис-ориентированная архитектура |
ИТ-инфраструктура в замкнутом периметре | Открытые границы предприятия: мобильные элементы ИТ-инфраструктуры, "облачные" вычисления |
Закрытость ИТ – "вещь в себе" | Открытость и прозрачность ИС |
Таксономии | Фольксономии |
Закрытые/проприетарные стандарты | Open Source |
ИТ-проекты по плану | ИТ-проекты по требованию / системы On Demand |
Источник: CNews Analytics, 2010
Первый порыв при начале любой инициативы в рамках "Предприятия 2.0" по организации совместной работы - просто ограничиться корпоративной wiki. Однако это далеко не единственный инструмент, который можно использовать в данных целях. Важнее организовать соответствующую политику пользования этими инструментами.
При этом сам инструментарий не должен подразумевать каких-либо барьеров ни для кого из участников планируемой совместной работы – он должен быть простым и понятным в использовании. Важно, чтобы каждый сотрудник имел возможность работать (не только изучать, но и дополнять) с необходимой документацией. Соответственно, электронные документы должны быть доступны, легко открываться и редактироваться. В рабочих документах недопустим спам.
Антон Булусов
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP