|
|
Обозрение
ИТ-инфраструктура предприятия 2007Обозрение подготовлено
Мировой рынок телекоммуникационного оборудования для операторов в 2006 году показал приличный рост. В этом году расходы сервис-провайдеров на инфраструктуру связи, предположительно, снизятся, но еще не до такой величины, когда производителям понадобится «бить в колокола».
Рынок, подстегиваемый растущей абонентской базой как мобильной, так и фиксированной связи (в первую очередь, речь идет о сервисах на базе широкополосного доступа), рос в течение 2006 года во всех регионах мира. Высокий спрос на такие услуги, как мобильное ТВ, мобильное видео, IPTV, видео по запросу (VoD) и пр., заставлял операторов модернизировать свою инфраструктуру, что вызвало существенный рост CAPEX. По данным Infonetics Research, этот показатель, характеризующий капитальные затраты сервис-провайдеров, увеличился в прошедшем году на 13% до $216,2 млрд. На фоне кризиса мирового рынка оборудования начала 2000-х этот показатель выглядит весьма внушительно. Однако в этом году, как ожидается, он сократится до 4%, и объем рынка составит $224,6 млрд. В более долгосрочной перспективе — к 2009 году — аналитики прогнозируют насыщение рынка, а уже в следующем, 2010 году, его объем даже снизится. Правда, как считают эксперты, поскольку большинство операторов работают с отношением CAPEX/доходы около 15%, рынку в этих регионах удастся избежать больших потерь, связанных с будущей стагнацией. В то же время аналитиков беспокоит быстрорастущий Азиатско-Тихоокеанский регион, где аналогичный показатель достигает 21%.
В первом квартале 2007 года в самых емких сегментах — инфраструктура сотовой связи, оборудование для оптических сетей, коммутаторы и маршрутизаторы, DSL-оборудование и пр. — наблюдался спад. Продажи по отношению к предыдущему кварталу упали на 6%, 8%, 5% и 13% соответственно. Но это произошло, скорее, под влиянием сезонного фактора.
Мировой рынок оборудования мобильной связи или оборудования сетей радиодоступа (Radio Access Networks, RAN), который включает в себя системы стандартов GSM, W-CDMA и CDMA/CDMA2000, в 1-м квартале 2007 года сократился по сравнению с предыдущим кварталом на 6% до $9,5 млрд. Несмотря на высокий спрос, усиление конкуренции в Африке, Латинской Америке и России вызывает ценовую эрозию на оборудование GSM/EDGE/GPRS, что и приводит к снижению рынка в стоимостном выражении. Однако благодаря ряду крупных проектов (в частности, речь идет о контрактах Verizon с Alcatel-Lucent и о развертывании сетей 3G в Китае), аналитики ожидают реванша во второй половине года. Среди регионов лидирует Азиатско-Тихоокеанский. Во многом благодаря буму сотовой связи в Китае и Индии на него приходится 42% всех мировых продаж. По итогам 1-го квартала 2007 года на рынке RAN лидируют Ericsson, Alcatel-Lucent и Nokia, а в сегменте оборудования CDMA/CDMA2000 — Alcatel-Lucent с рыночной долей 39%, Nortel и Motorola. К 2010 году объем рынка RAN прогнозируется на уровне $36,8 млрд.
Мировые продажи оборудования для оптоволоконных сетей в 1-м квартале 2007 года снизились на 8% до $3 млрд. На долю оборудования SONET/SDH пришлось 61% всех продаж, и эта доля продолжает снижаться по мере вытеснения оборудования данного класса системами WDM, которые позволяют строить более гибкие сети с большей пропускной способностью. В целом, по прогнозам аналитиков, рынок имеет хорошие перспективы, и к 2010 году доходы производителей оптического оборудования достигнут $12 млрд. Лидеры в данном сегменте — Alcatel-Lucent (рыночная доля 22%), Huawei и Nortel. 36% всех продаж пришлась на регион EMEA, 35% — на Северную Америку, 24% — на Азиатско-Тихоокеанский регион и почти 6% — на регион CALA (страны Латинской Америки и Карибского бассейна).
Мировой рынок оборудования для оптических сетей: доли регионов, 1 кв. 2007
Источник: Infonetics Research, 2007
Продажи в сегменте операторских маршрутизаторов и коммутаторов снизились в 1-м квартале на 5% до $2,5 млрд. Однако, несмотря на не самый лучший квартал, аналитики прогнозируют рост. Прежде всего, в классе IP-маршрутизаторов — как оконечных, так и уровня ядра сети, а также Ethernet-коммутаторов. В целом в сегменте маршрутизаторов и коммутаторов эксперты ожидают рост продаж с $9,6 млрд в 2006 году до почти $13 млрд в 2010-м. Ключевые факторы роста — повсеместная трансформация операторских сетей в сторону IP, конвергенция сетей и непрекращающийся рост трафика всех видов. В сегменте коммутаторов Ethernet по итогам 1-го квартала Cisco продолжает удерживать лидерство с рыночной долей 63%; далее следуют Huawei, Siemens и Nortel. В секторе пограничных маршрутизаторов и маршрутизаторов ядра сети лидирует также Cisco (рыночная доля 49%), а также Juniper и Alcatel-Lucent.
В 1-м квартале 2007 года мировые продажи портов DSL выросли на 4% в количественном выражении, в то время как в денежном выражении оборудование широкополосного доступа принесло производителям на 13% меньше, чем в 4-м квартале прошлого года — $1,5 млрд. Тем не менее, аналитики смотрят в будущее с оптимизмом. Мировая абонентская база пользователей DSL продолжает расти (в 2007 году ожидается рост на 23% до 206 млн.), и даже рост доли технологий FTTH (fiber-to-the-home, «оптика в квартиру») и FTTB (fiber-to-the-building, «оптика в здание») не снижает интереса к таким DSL-технологиям как ADSL2+ и VDSL. Провайдеры продолжают модернизировать свои сети, расширяют их пропускную способность с целью внедрения новых сервисов. Эти тренды позволят стабильно расти сегментам IP DSLAM и MSAP вплоть до 2010 года, даже несмотря на снижение цен на оборудование, прогнозируют в Infonetics Research. В сегменте DSLAM доходы в 2006 году распределились поровну между ATM DSLAM и IP DSLAM, а к концу 2007 года, как ожидается, доля сегмента IP DSLAM увеличится до 72%. Лидерами рынка по итогам квартала были Alcatel-Lucent (рыночная доля 27%), Huawei и ZTE. Почти 3/4 всех доходов пришлось на регионы EMEA и Азиатско-Тихоокеанский.
В 1-м квартале 2007 года наблюдался спад — на 8% — и на рынке операторского оборудования класса VoIP. Это произошло во многом значительному падению продаж медиа-шлюзов. Кроме того, сократились продажи медиа-серверов и серверов приложений, и лишь в сегментах контроллеров сессий (session border controllers, SBCs) и софтсвичей зафиксировано увеличение продаж. В перспективе на 2010 год на рынке оборудования для сетей следующего поколения и IMS ожидается удвоение продаж по сравнению с 2006 годом. К этому времени объем рынка достигнет $6,9 млрд. Пока же продажи медиа-шлюзов и софтсвичей в 1-м квартале 2007 года составили $717,3 млн. Лидеры в этом сегменте — Nortel, Siemens, Sonus, Huawei и Cisco.
На фоне снижения в 1-м квартале текущего года продаж во многих сегментах оборудования операторского класса ситуация в секторе мобильного WiMAX, который показал рост продаж на 35%, выглядит очень благополучно. С другой стороны, в сегменте оборудования для фиксированных сетей WiMAX зафиксирован серьезный спад на 40%, а продажи оборудования класса Wireless Mesh снизились по сравнению с 4-м кварталом 2006 года на 2% до $120,1 млн. Как считают аналитики, на рынок оборудования для фиксированных сетей WiMAX, который вырос в 4-м квартале на 39%, оказала негативное влияние активизация поставок оборудования для мобильных систем. В целом в классе оборудования WiMAX всех типов (как мобильной, так и фиксированной версии) ожидается рост продаж до 2010 года с усредненным ежегодным коэффициентом роста (CAGR) на уровне 70%. Лидером продаж оборудования для фиксированных сетей WiMAX в 1-м квартале стала компания Alvarion, за которой следует Airspan. В сегменте Wireless Mesh лидировали Tropos Networks, Strix Systems и Motorola. 35% всех продаж в сегменте оборудования для фиксированных сетей WiMAX пришлось на Азиатско-Тихоокеанский регион, 33% — на EMEA, 18% — на Северную Америку и 14% — на регион CALA.
Мировой рынок оборудования для фиксированных сетей WIMAX: доли регионов, 1 кв. 2007
Источник: Infonetics Research, 2007
Бумирующий рынок оборудования IPTV, на котором в 2006 году зафиксирован феноменальный рост в 153% с общим объемом более $1 млрд., в 1-м квартале 2007 года достиг $423,9 млн. Гибридные системы DTT/IPTV становятся популярными в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, где многие абоненты все еще получают услуги телевещания по эфиру — 40% в EMEA против менее чем 15% в США. В 1-м квартале 2007 года по объему доходов лидировал Азиатско-Тихоокеанский регион — 56%, доля EMEA составила 32%, Северной Америки — 11%, региона CALA — 1%. По прогнозам до 2010 года рынок будет продолжать расти стремительными темпами, и продажи во многих сегментах оборудования IPTV вырастут по сравнению с 2006 годом в 2-3 раза.
Мировой рынок оборудования IPTV: доли регионов, 1 кв. 2007
Источник: Infonetics Research, 2007
Мировой рынок оборудования доступа по технологии пассивной оптической сети (PON) в 1-м квартале 2007 года вырос по сравнению с предыдущим кварталом на 9% до $336 млн., а рынок оборудования Ethernet «оптика до квартиры» (FTTH) — на 10% до $81 млн. Ключевые фактора роста рынков оборудования PON и Ethernet FTTH — модернизация традиционными операторами фиксированных телефонных сетей на фоне конкуренции с кабельными и спутниковыми операторами для предоставления услуг видео по запросу, онлайновых игр и пр.; рост требований к пропускной способности "последней мили", рост спроса со стороны застройщиков недвижимости и др. Основным потребителем оборудования PON является Азиатско-Тихоокеанский регион, на который приходится 86% всех абонентов таких сетей в мире, и особенно Япония. По итогам 2006 года по технологии EPON были подключены 64% абонентов, BPON — 33%, GPON — 3%. Tellabs, заключивший контракт с Verizon, укрепил свою позицию лидера среди поставщиков на рынке BPON-оборудования в 1-м квартале 2007 года, далее следуют Hitachi и Motorola. Mitsubishi лидирует на рынке EPON оборудования, за ней следуют Sumitomo и Fujitsu.
После 13-процентного роста рынка систем терминации кабельных модемов (CMTS) в 4-м квартале 2006 года продажи в этом сегменте в 1-м квартале 2007 года упали на 12% до $245 млн. Несмотря на сокращение рынка, которое, возможно, связано с сезонным фактором, продажи оборудования CMTS, по прогнозам, будут расти вплоть до 2010 года, когда объем рынка достигнет $1,5 млрд. Основным драйвером роста будет увеличение числа пользователей широкополосного доступа на базе сетей кабельного телевидения — по оценкам, их количество вырастет в 2007 году на 15% до более чем 68 млн. Cisco, Arris и Motorola контролируют 97% мирового рынка CMTS.
Мировой рынок телекоммуникационного операторского оборудования, 1 кв. 2007 г.
Сегмент рынка | Объем рынка | Рост / падение рынка | Лидеры рынка |
Инфраструктура сотовой связи | $9,5 млрд. | -6% | Ericsson, Alcatel-Lucent и Nokia |
Оборудование для оптических сетей | $3 млрд. | -8% | Alcatel-Lucent, Huawei и Nortel |
Коммутаторы Ethernet и IP-маршрутизаторы | $2,5 млрд. | -5% | Cisco, Huawei, Siemens и Nortel (Коммутаторы Ethernet); Cisco, Juniper и Alcatel-Lucent (пограничные маршрутизаторы и маршрутизаторы ядра сети). |
Оборудование широкополосного доступа | $1,5 млрд. | -13% | Alcatel-Lucent, Huawei и ZTE |
Оборудование VoIP (медиа-шлюзы и софтсвичи) | $717,3 млн. | -8% | Nortel, Siemens, Sonus, Huawei и Cisco. |
WiMAX для мобильных сетей | Н.д. | +35% | Н.д. |
WiMAX для фиксированных сетей | Н.д. | -40% | Alvarion, Airspan |
Wireless Mesh | $120,1 млн. | -2% | Tropos Networks, Strix Systems и Motorola |
Оборудование IPTV | $423,9 млн. | Н.д. | Н.д. |
Оборудование для пассивных оптических сетей (PON) | $336 млн. | +9% | Tellabs, Hitachi и Motorola (BPON-оборудование); Mitsubishi, Sumitomo и Fujitsu (EPON-оборудование). |
Системы терминации кабельных модемов (CMTS) | $245 млн. | -12% | Cisco, Arris и Motorola |
Источники: CNews Analytics, Infonetics Research, 2007
Итак, 1 квартал 2007 года показал снижение мировых продаж во многих сегментах оборудования операторского класса. В большой степени на результаты поставок повлиял сезонный фактор — продажи в конце года, как правило, всегда выше, чем в начале. Исключение составили такие сегменты, как мобильный WiMAX, IPTV и PON, которые выросли, несмотря на традиционную стагнацию в первые месяцы года.
Виталий Солонин / CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP