|
|
Обзор
ИТ в промышленности 2007Обзор подготовлен
CNews: Как бы вы охарактеризовали текущие потребности российских предприятий ТЭК в ИТ?
Ольга Шестопалова: Сегодня масштабы бизнеса российских предприятий ТЭК, тенденция к их увеличению и необходимость интеграции в мировую экономику определяют высокую потребность отрасли в информатизации. Согласно статистике, предприятия ТЭК уже сейчас вкладывают в развитие ИТ порядка 2% от оборота. Эта доля выше, чем в любой другой отрасли экономики. Большая часть их ИТ-бюджетов уходит на внедрение и сопровождение ERP-систем. Исторически именно нефтяные и газовые российские компании стали первопроходцами использования серьезных промышленных ERP-решений. Инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру связаны у предприятий ТЭК с необходимостью интеграции информации в условиях большой территориальной распределенности бизнеса.
Однако базовый уровень автоматизации российских игроков этого сектора пока отстает от общемирового. Поэтому потенциал их ИТ-развития — например, при автоматизации всего производственного цикла «разведка–добыча–переработка–транспортировка–сбыт» — огромен.
Отдельным направлением информатизации, которое в последнее время также становится популярным и востребованным на предприятиях ТЭК, является автоматизация процессов управления проектами, программами и портфелями проектов. Это также связано с экстенсивным развитием бизнеса и обусловлено необходимостью контроля над крупными инвестициями, которые реализуются в виде проектов и программ. На мой взгляд, в ближайшем будущем актуальной станет также задача более детального анализа соответствия планируемых проектов и программ (в том числе и в области ИТ) стратегическим целям развития компании.
CNews: Можно ли говорить о явном перекосе ИТ-бюджетов отечественного ТЭК в пользу поддержки уже построенной ИТ-инфраструктуры?
Ольга Шестопалова: Ориентация на поддержку налаженной ИТ-инфраструктуры — это необходимое условие для стабильного функционирования бизнеса. С другой стороны, чтобы удовлетворять потребности растущего бизнеса, необходимо инвестировать в развитие ИТ. Период так называемой «лоскутной» информатизации сегодня закончен. У предприятий ТЭК уже сформировалось четкое осознание необходимости системного подхода, наступило время построения ИТ-стратегий, попыток прогнозирования требований к ИТ-обеспечению в будущем. Именно наличием стратегий и технологических политик можно объяснить тот факт, что ИТ-службы проявляют определенный консерватизм при внедрении новых решений, задумываясь и о стоимости владения, и о сохранении уже сделанных инвестиций в ИТ.
Значительную роль в успехе реализации компаниями ИТ-стратегий играют отлаженные механизмы реализации проектов — методология управления проектами, информационная система управления проектами (ИСУП), проектный офис.
CNews: Насколько этот сектор сегодня готов отдать часть своих непрофильных функций (в частности — ИТ) на аутсорсинг?
Ольга Шестопалова: К передаче на аутсорсинг функций, связанных с поддержкой существующей ИТ-инфраструктуры, сектор ТЭК пока не готов. Это обусловлено общим недоверием к ИТ-аутсорсингу, присущим российским предприятиям вне зависимости от того, к какому отраслевому сегменту они принадлежат. Не исключено, что в ближайшем будущем это отношение может измениться. Пока же недоверие связано, в первую очередь, не с качеством услуг (доступностью и надежностью информационных систем, находящихся на обслуживании у аутсорсеров), а с обеспечением конфиденциальности и безопасности данных. Поскольку деньги в ТЭК вращаются большие, высока также политическая ангажированность отрасли, так как акционером является государство.
Более открытый подход к аутсорсингу наблюдается при реализации ИТ-проектов, связанных с внедрением новых информационных систем или интеграцией существующих систем в единое информационное пространство. Здесь компании охотно привлекают внешние внедренческие команды, консультантов по управлению проектами. Подход вполне прагматичный: освобождение собственного персонала от прочих работ для участия в проектах либо поиск персонала на рынке труда, обучение методикам внедрения и управления проектами требует много времени. Использование аутсорсинга для управления ИТ-проектами, безусловно, повышает вероятность успешного завершения проекта в срок и в рамках бюджета, способно ускорить ожидаемую отдачу от внедрения ИТ-решения.
Новым направлением аутсорсинга, уже приобретающим популярность на рынке, является услуга аутсорсинга проектного офиса — структурного подразделения, обеспечивающего контроль и координацию всех проектов компании. В случае с внешним проектным офисом такая структура формируется профессионалами внешней специализированной компании. Сегодня заказчики заинтересованы в передаче функций проектного офиса внешним специалистам, так как создание собственного действующего проектного офиса — сложная и трудоемкая задача, требующая глубокой методологической и практической подготовки. Внешний же проектный офис позволяет компании привлечь специалистов, обладающих значительным опытом реализации аналогичных задач и готовых отвечать за результат своей работы.
CNews: Что может сдерживать предприятия ТЭК от увеличения инвестиций в услуги внешних поставщиков?
Ольга Шестопалова: Причины известны, они стандартны и свойственны предприятиям не только ТЭК, но и других отраслей промышленности, вынужденным много инвестировать в ИТ. Основной фактор — это высокая стоимость услуг консультантов и переоценка уровня подготовленности сотрудников собственных ИТ-служб для ведения сложных ИТ-проектов. Часто аргументом также является неудачный предыдущий опыт работы с внешними поставщиками услуг, связанный как с объективными причинами — неправильно выбранным или «спущенным сверху» подрядчиком, так и с непроработанными внутренними механизмами контроля для управления подрядчиками со стороны ИТ-службы.
ИТ-руководителей также может сдерживать страх попасть в зависимость от поставщика ИТ-услуг, если отдать ему на аутсорсинг большинство ИТ-функций. Однако в случае временного сотрудничества — при привлечении внешних ресурсов на отдельные проекты — такой риск, безусловно, снижается.
CNews: Какие факторы, напротив, будут стимулировать рост аутсорсинговых услуг в этой отрасли, по вашим ожиданиям?
Ольга Шестопалова: Рост аутсорсинговых услуг будет зависеть от повышения уровня зрелости рынка в целом. Существенным стимулом роста будут успешные истории внедрения и сопровождения информационных систем силами внешних подрядчиков, а также привлечения внешних руководителей и администраторов проектов. В равной степени это касается и рынка управления проектами.
Аутсорсинг управления проектом, безусловно, приводит к некоторому увеличению издержек на проект. Но одновременно такой подход страхует компанию от провала проекта, часто приводящего к многократному увеличению убытков, несопоставимому со стоимостью привлекаемых для управления проектом внешних профессионалов. Аутсорсинг управления проектами также может обеспечить заметную экономию общих затрат на реализацию проекта за счет профессионального управления рисками, сокращения затрат на последующую эксплуатацию информационной системы или решения. В каком-то смысле привлечение аутсорсеров — это инвестиции в качество решения, качество его реализации и последующей эксплуатации.
CNews: Как вы оцениваете лояльность заказчиков к поставщикам ИТ-услуг в этом секторе? Насколько в целом вырос уровень доверия к аутсорсингу за последнее время, из вашей практики?
Ольга Шестопалова: Заказчики видят возможные риски и проблемы аутсорсинга управления проектами, но понимают, что в ряде случаев альтернативы нет. Использование аутсорсинга управления проектами часто является насущной необходимостью при реализации крупных проектов - как в области ИТ, так и сферах, связанных с основным бизнесом компании. Таким образом, спрос на услуги аутсорсинга в сфере управления проектами постепенно увеличивается, что подтверждает и рост уровня доверия к услуге у заказчиков. Однако заказчики становятся при этом более требовательными к качеству оказываемых услуг.
CNews: Какие наиболее значимые проекты были реализованы вами для отечественных промышленных предприятий за последний год?
Ольга Шестопалова: Полезный и важный опыт мы приобрели, осуществляя оперативное управление программой по созданию единой автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), реализуемой в Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС). Специалисты нашей компании заняты как в управлении программой и ее отдельными проектами, так и в построении системы управления программой (СУП). Наиболее важной составляющей СУП АИИС КУЭ ЕНЭС является методология управления программой (описание принципов и процессов управления программой, регламентов ведения входящих в нее проектов и шаблонов проектных документов). Помимо этого, в рамках проекта построения СУП была внедрена информационная система управления программой (на базе MS Project Server 2003), а также сформирована и снабжена необходимыми регламентами работы и инструкциями организационная структура управления программой: программный комитет и административная группа.
CNews: Как сегодня развивается ваш проект с ФСК РАО ЕЭС? Каковы ваши ожидания в связи с его результатами? Насколько подобное сотрудничество может быть интересно менее громоздким структурам, на ваш взгляд?
Ольга Шестопалова: По оценке руководства заказчика, структуризация управления привела к эффективной реализации программы. Внедрение формализованных методов управления быстро принесло существенные практические результаты.
Опыт сотрудничества с ФСК РАО ЕЭС для нашей компании — это опыт оптимального сочетания дополняющих друг друга услуг в области управления проектами: консалтинга по построению системы управления программой и оказания услуг аутсорсинга по управлению и администрированию проектов, входящих в состав программы. Здесь важным фактором успеха является именно согласованность действий. Все руководители проектов и административная группа программы ориентируются в работе на единые регламенты и правила, установленные в Методологии управления программой создания АСКУЭ.
Заинтересованность в услугах консалтинга и аутсорсинга управления проектами компаний меньших масштабов и территориальной распределенности не только существует, но и растет. В последнее время в российских компаниях программы становятся все более популярным механизмом эффективного контроля крупных инвестиций — например, строительства нового предприятия, глобальной модернизации производства, развития нового направления бизнеса и т.п. Реализация программ требует специальных знаний и квалификаций, упреждающего планирования, которые позволяют гарантировать эффективное и взаимосогласованное управление входящих в нее проектов. Поэтому оказываемые нашей компанией услуги по управлению программами проектов являются сегодня (наряду с аутсорсингом и обучением управлению проектами) одним из наиболее динамично развивающихся направлений бизнеса компании PM Expert.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP