|
|
В 2009 г. наконец-то была создана структура, координирующая усилия различных ведомств в области информатизации. Одновременно представители правительства заговорили о добровольно-принудительном переходе госведомств на межведомственный электронный документооборот и решения на базе СПО.
Одной из основных проблем, существующей в сфере информатизации государственных ведомств, является ее “лоскутность”. Различные структуры достаточно успешно решили проблему автоматизации собственной деятельности, но оказались не готовы к объединению имеющихся информационных ресурсов и созданию так называемого “единого информационного пространства”. Среди причин такого положения вещей - отсутствие "надведомственного куратора", то есть структуры, которая была бы способна координировать и согласовывать действия отдельных ведомств с тем, чтобы избежать дублирования решений, внедрения несовместимых технологий и др.
Идея создания такой структуры, а именно Совета главных конструкторов, была впервые официально озвучена министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щеголевым в феврале 2009 г. Он предложил включить в него представителей всех ведомств и организовать рабочие группы для проведения экспертиз программ, создания единой технологической политики и прикладных решений в интересах госорганов. Однако процесс согласования списка членов совета затянулся, поскольку ряд ведомств не смогли вовремя предоставить кандидатов.
Окончательный список состава Совета главных конструкторов по использованию ИКТ в деятельности федеральных органов исполнительной власти был утвержден председателем правительства России Владимиром Путиным в конце декабря 2009 г. Его председателем стал министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев, заместителями - Алексей Попов, заместитель руководителя Казначейства России, и Алексей Солдатов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций. Помимо него в совет вошли 83 представителя различных министерств и ведомств.
Спустя 1,5 месяца на пути к информатизации государственных органов был сделан еще один шаг – создана Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Председателем комиссии стал вице-премьер – руководитель аппарата правительства РФ Сергей Собянин, заместителем председателя – министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев. Предполагается, что комиссия будет заниматься определением единой политики в сфере развития и использования ИТ в государственном управлении, выработкой и реализацией мер, направленных на расширение их использования, повышением эффективности ИТ в деятельности органов государственной власти. Она же будет отвечать за повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности госорганов на основе использования информационных технологий.
Рабочими органами Комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления были определены Совет главных конструкторов и Совет по региональной информатизации.
Первое заседание комиссии состоялось 17 февраля 2010 г. и было посвящено переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид, законопроекту "Об электронной подписи". Второе заседание прошло в режиме видеоконференции 1 апреля 2010 г. и затронуло темы возможностей ГЛОНАСС при формировании системы 112, электронного взаимодействия ФМС России с другими ведомствами, а также использования универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации. На том же заседании был утвержден состав Совета по региональной информатизации. В дальнейшем планировалось проводить такие заседания еженедельно.
Первое заседание Совета по региональной информатизации состоялось 1 июня 2010 г. и касалось организации доступа в интернет для жителей отдаленных районов России. Оказалось, что у ответственных за информатизацию страны есть на этот счет идеи, но нет четкого понимания того, кто именно даст доступ в интернет небольшим населенным пунктам.
К сожалению, единственное найденное в открытых источниках упоминание Совета главных конструкторов относится к маю 2010 г., когда постановлением правительства РФ г. № 304 был скорректирован порядок его работы. Совет стал не координационным, а рабочим органом при Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, в число его функций были включены предварительная подготовка, обсуждение и разработка предложений в сфере информатизации для последующего рассмотрения на заседаниях комиссии.
В 2009 г. в преддверии внедрения электронных госуслуг правительство всерьез озаботилось вопросом организации межведомственного электронного документооборота. В конце сентября 2009 г. Владимир Путин подписал положение, которое определяет межведомственный электронный документооборот как обмен электронными сообщениями и ведение служебной переписки в электронной форме между федеральными органами госвласти, администрацией президента и аппаратом правительства, а также передает Федеральной службе охраны (ФСО) функции по поддержанию технико-технологической инфраструктуры межведомственного электронного документооборота в работоспособном состоянии и контролю обеспечения информационной безопасности. Одновременно в Госдуму был внесен законопроект о введении электронного документооборота. Законопроект предусматривает создание первичных документов в электронном виде, а также позволит заверять их электронной цифровой подписью или ее аналогами, не меняя порядка составления и выставления первичных документов.
Тогда же вице-премьер - глава аппарата правительства РФ Сергей Собянин выступил с заявлением, что электронный документооборот между министерствами и ведомствами РФ, а также между правительством и администрацией президента в полной мере заработает к 1 июля 2010 г. По его словам, “технологическая база, платформа для реального электронного взаимодействия между ведомствами и правительством, между правительством и администрацией президента создана”.
Кроме того, для общения граждан с государством до конца 2010 г. в России будет запущена государственная электронная почта. Почтовый сервис будет работать на оборудовании “Ростелеком”, а система авторизации будет единой с порталом госуслуг. С помощью этой электронной почты граждане смогут посылать запросы в госорганы для предоставления первичной информации, в которой не содержится серьезного обмена персональными или финансовыми данными. Такой адрес станет достаточным идентификатором для получения простых госуслуг, не требующих электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Одновременно Минкомсвязи обнародовало проект Методических рекомендаций по разработке и приобретению программного обеспечения для использования в органах государственной власти и бюджетных учреждениях. Согласно этим рекомендациям, при выборе программного обеспечения госучреждения и госведомства должны, в случае сходной функциональности, ориентироваться на свободное программное обеспечение. Кроме того, размещать заказы на доработку программных решений можно лишь в том случае, когда на рынке не существует готовых продуктов. Таким образом, государственным органам был предложен поэтапный план перехода на СПО.
Созданием государственного репозитория свободного ПО на базе центров обработки данных (ЦОД), сертифицированных по Tier-3, в Солнечногорске и Новосибирске, занялся концерн “Сириус”, входящий в состав “Ростехнологии”. Предполагается, что доступ к репозиторию будет открыт всем разработчикам. По мнению Леонида Ухлинова, генерального директора концерна “Сириус”, уже сейчас в реальной работе можно использовать операционные системы, СУБД, системы организации хранилищ данных, приложения для работы в интернете, созданные на базе СПО. В репозитории будут храниться проверенные и сертифицированные версии разнообразных продуктов.
В 2010 г. будет создан прототип пакета СПО для оборонно-промышленного комплекса, а в 2011 г. - поддерживаемая и непрерывно обновляемая отечественная операционная система и типовой комплект кроссплатформенных программ для использования в ведомствах. В 2012 г. российские фирмы-разработчики СПО, пользуясь репозиторием, разработают типовые сетевые сервисы для государственных ведомств и граждан. Тогда же начнется массовая разработка прикладного свободного ПО. В 2013-2014 гг. в органах госвласти уровень проникновения СПО должен составить не менее 30%, а 80% всех разрабатываемых в интересах государства программ будут совместимы с СПО.
Наталья Рудычева/CNews Analytics
CNews: Каковы планы Федеральной службы судебных приставов по применению электронного документооборота с использованием ЭЦП и e-делопроизводства в целом? Насколько в этом случае могут уменьшиться сроки прохождения документов внутри Федеральной службы судебных приставов, а также между ФСПП РФ и другими ведомствами?
Наталья Звягина: Федеральная служба судебных приставов принимает участие в создании федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в соответствии с Правилами по организации межведомственного взаимодействия и обеспечению совместимости государственных, муниципальных и иных информационных систем, участвующих в межведомственном взаимодействии, одобренными правительственной комиссией по проведению административной реформы.
Ведется работа по созданию внутриведомственного электронного документооборота с использованием ЭЦП, который позволит значительно снизить сроки прохождения документов и повысить эффективность работы Службы в целом.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP