|
|
CNews: Ситуационные центры являются одним из средств интеграции информационных ресурсов различного уровня. В рамках «Электронной России» началось создание системы ситуационных центров органов государственной власти РФ. Как вы оцениваете современный уровень оснащенности государственных ведомств современными ситуационными центрами? Насколько СЦ способны повысить эффективность госуправления?
Александр Мясцов: Вы отметили лишь одну из ролей ситуационных центров – «интеграцию информационных ресурсов». Сейчас одни производители реализуют ситуационный центр как набор средств связи и средств презентации информации. Другие подрядчики пытаются еще собирать и выводить на экраны консолидированную информацию. Но мы считаем, что ситуационный центр – это не только система интеграции и визуализации данных. В первую очередь, это средство обеспечения эффективного функционирования системы управления госструктурой. Ведь не секрет, что многие проблемы в экономике связаны, кроме всего прочего, и с отсутствием эффективных систем управления. В процессе создания ситуационного центра присутствуют две стороны – идеологическая и информационно-технологическая, то есть содержание и форма ситуационного центра.
В настоящее время ряд государственных ведомств выполнил или выполняет проекты по созданию ситуационных центров. Наша оценка результатов этих работ и уровня оснащенности госструктур современными информационными средствами варьируется от «очень среднего» до «ниже среднего». Примеры успешных решений очень редки.
Закупить средства связи, аудио и видеооборудование и отремонтировать зал совещаний не сложно – это умеет каждый. Труднее с информационными технологиями. Основная идеологическая проблема создаваемых сейчас ситуационных центров – отсутствие в конкретных госструктурах четко выраженной методики управления. Порою при проектировании никто не задается вопросами – а определены ли задачи управления, назначены ли регламенты, классифицированы ли ситуации в управляемой системе, а есть ли вообще в структуре системы для интеграции? И таких вопросов еще множество. Если отсутствуют исходные данные, нет модели управления, нет алгоритмов анализа ситуации, то проектирование ситуационного центра может превратиться в глобальную проблему.
У компании ITG существует собственная методика создания ситуационных центров. Научно-исследовательский институт технологий эффективного управления (НИИ ТЭУ), входящий в состав ITG, проводит исследования в области создания современных систем управления государством, бизнесом, службами и сложными технологическим комплексами. Вместе с заказчиком специалисты компании разрабатывают идеологию, модель и технологии эффективного управления. По нашей оценке, правильно созданный ситуационный центр может качественно улучшить характеристики системы управления госструктурой, повысить эффективность госуправления. Но, еще раз подчеркну, реальные результаты ситуационный центр может дать только при эффективном обеспечении им всего цикла процедур управления автоматизируемой госструктурой. В противном случае (и таких примеров масса) СЦ останется только красивым залом с большими экранами, набитый неоправданно дорогой и бесполезной техникой.
CNews: Руководители государства сегодня очень мобильны. Насколько востребованы в этой связи мобильные компоненты ситуационных центров, обеспечивающие доступ к информации из любой точки?
Александр Мясцов: Констатируем, что мобильность руководителей нашего государства порою превосходит все мыслимые пределы. Они несколько раз в день пересекают нашу громадную страну, улетают за рубеж на встречи с иностранными коллегами, спускаются под землю и устраивают поездки в глубинку. В условиях повышенной подвижности им, тем не менее, необходимо все время держать руку на пульсе. Мобильные комплексы управления, позволяющие быстро оценить ситуацию и передать команды штабу управления, в такой ситуации становятся жизненно необходимы.
Мы с уважением относимся к задачам, стоящим перед руководителями государства и стараемся по возможности облегчить им жизнь. ITG располагает рядом решений для создания мобильных комплексов, использующих самые современные технологические новшества в области связи и реализуемых в особо прочном полевом исполнении. Так что где бы ни находились наши руководители – в шахтерском ли городке, на берегу Средиземного моря, на теннисном корте или в самолете над Белоруссией – мы везде обеспечим им полный контроль над ситуацией в стране и регионах.
CNews: В последние годы раздается все больше голосов в поддержку приоритетного использования отечественных разработок в процессе технического оснащения государственных ведомств. Это, с одной стороны, связано с необходимостью поддержки российских производителей, а с другой мотивируется вопросами информационной безопасности. Насколько широко применяются отечественные разработки при создании СЦ?
Александр Мясцов: Создание конкурентоспособного прикладного программного обеспечения – очень сложный технологический процесс, связанный с высокими издержками и повышенными рисками. Тем приятнее отметить, что в последние годы отечественные разработки широко используются в части компонент мобильной видеоконференцсвязи, программного обеспечения диспетчерского контроля, аналитических систем поддержки принятия решений. Конечно, большую роль играет участие государства в развитии отрасли. Если наметившаяся в последние годы тенденция поддержки отечественных разработок в области информационных технологий и инноваций сохранится, то смело можно прогнозировать в будущем доминирование на рынке именно российских разработок.
Кроме того, отечественные разработки можно использовать в области вспомогательных смежных систем – электроснабжение, теплоснабжение, вентиляция. К сожалению, пока не приходится говорить о широком использовании отечественных аппаратных платформ вычислительной техники, средств отображения, серверов и систем хранения. Но, на мой взгляд, это дело времени.
Поскольку нам приходится сталкиваться с проблемами выбора ПО и оборудования для создания СЦ практически ежедневно, то в нашей компании разработана продуманная и взвешенная политика в области прикладных программных систем. Располагая рядом ключевых компетенций в разных областях информационных технологий, мы сосредотачиваемся на интеграции адаптированных информационных систем в соответствии с собственной методологией. Мы создаем простое, гибкое и качественное решение, не потратив огромных ресурсов на бесперспективные или ненужные работы.
CNews: Расскажите о наиболее интересных проектах вашей компании в области информатизации деятельности органов государственной власти.
Александр Мясцов: Наиболее интересным проектом нашей компании в области создания СЦ за последние два-три года является создание Информационно-аналитического комплекса поддержки принятия решения (ситуационная комната) Руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции г.Москвы (ИАК СК КАСРР), заместителя Мэра Москвы г-на Ресина.
Изначально заказчиком была поставлена задача создания комплекса, способного осуществлять сбор и мониторинг информации о строительных объектах, подготовку и проведение управленческих мероприятий, доведение принятых решений до исполнителей и контроль исполнения принятых решений.
Проект ИАК СК КАСРР оказался чрезвычайно сложным и очень ответственным, но специалистам нашей компании удалось преодолеть все предсказуемые и непредсказуемые препятствия в процессе его реализации.
В настоящее время в рамках ИАК СК КАСРР созданы несколько взаимосвязанных комплексов, автоматизирующих полный цикл управления строительно-инвестиционными программами г.Москвы.
Комплексы ИАК СК КАСРР позволяют интегрировать, отображать и анализировать информацию, поступающую от разных источников, включая видеоинформацию от камер, установленных на различных строительных участках (площадках) Москвы, в реальном времени.
Спроектированная Ситуационная комната позволяет проводить управленческие мероприятия, протоколировать управленческие решения и вести контроль исполнения ранее принятых решений.
Кроме ИАК СК КАСРР наша компания реализует проекты создания еще нескольких ситуационных центров для обеспечения безопасности административных районов и управления сложными технологическими системами.
CNews: С какими сложностями при создании ситуационных центров, в особенности организации процесса сбора и обработки информации, приходится сталкиваться?
Александр Мясцов:Основная сложность при работе с госструктурами – это управление проектами. Трудно найти компетентное и ответственное лицо в госструктуре, с кем можно быстро и результативно решать вопросы создания СЦ. Координация различных подразделений в госструктурах зачастую настолько слаба, а конкуренция – настолько высока, что сбор данных превращается в некий квест. Порою даже складывается впечатление, что результат данной работы нужен только исполнителю проекта. В этих условиях внутренних разногласий в структуре заказчика приходится применять все свое мастерство и опыт, чтобы суметь успешно провести в госструктуре необходимые для проектирования или реализации работы.
Вместе с тем, не могу не отметить – если топ-руководитель напрямую заинтересован в результатах проекта, то можно получить высокую кооперацию на исполнительском уровне, а соответственно – реализовать проект без потери качества создаваемого решения и сэкономить массу времени, денег и усилий.
CNews: Значительное число руководителей высшего уровня – люди немолодые, и освоение новых технологических решений для них весьма проблематично. Насколько они заинтересованы во внедрении новых методов, новых технологий работы? Чем, на ваш взгляд, они могут быть мотивированы на переход к современным методам сбора и обработки данных?
Александр Мясцов:Руководитель высшего уровня управления вынужден постоянно адаптироваться к изменениям, чтобы удержаться на гребне волны и достигать видимых результатов, тем более – в наше непростое время. Мы с большим уважением относимся к опытным (и чаще всего – действительно, немолодым) руководителям, обязательно принимаем их требования и учитываем их мнение.
Для работы с руководителями высшего уровня наша компания применяет индивидуальный подход. Мы адаптируем средства системы управления организацией под конкретных руководителей.
Чаще всего при руководителе высокого уровня существует штаб управления, в котором работают квалифицированные аналитики и менеджеры. Они используют все возможности ситуационного центра, готовят информацию и предлагают руководителю возможные варианты решений. Задача руководителя – выбрать одно из предлагаемых решений или на основе своего опыта предложить собственное. За руководителем всегда остается решающее слово. Таким образом, руководитель обеспечивается современными технологиями управления и одновременно готовится профессиональный резерв управления, перенимающий существующий опыт, интуицию и методы руководителя. При таком подходе к внедрению новых методов управлению, технологических новинок мы обеспечиваем как безболезненность использования новых технологических решений руководителями старой формации, так и преемственность поколений. Мы не ломаем хрупкий мир, но мы совершенствуем его.
CNews: Как вы оцениваете перспективы развития ситуационных центров для органов государственного управления России? Насколько сложная экономическая ситуация сказывается на темпах их развития?
Александр Мясцов:Перспективы я оцениваю как высокие. Удачные решения, несмотря на все сложности, существуют и эффект от их внедрения очевиден. В ближайшее десятилетие ситуационные центры госструктур продолжат создаваться и развиваться, поскольку прогресс и стремление к совершенству не остановить.
Затраты на развитие ситуационных центров будут соответствовать бюджету, в процентном соотношении в бюджете они могут даже возрасти за счет других, менее интересных проектов.
CNews: Каковы планы вашей компании в этой области на ближайшие 1-2 года?
Александр Мясцов:Компания ITG готова продолжить работу по правильной модернизации ситуационных центров для достижения их соответствия целям и задачам систем управления госструктурами. Мы планируем и дальше вести работу по созданию аналитических составляющих управленческих систем, особое внимание будет уделяться дальнейшему развитию ключевых компетенций в информационных технологиях. Наш Научно-Исследовательский институт будет углублять исследования в сфере управления, ориентируясь на внедрение отечественных стилей, передового опыта и методов государственного управления, управления бизнесом, сложными технологическими системами и безопасностью эксплуатации сложных систем. В планах – создание конкурентоспособных решений в сфере управления, сервисная служба для заказчиков. В целом можно сказать, что наша компания сконцентрируется на повышении качества технических решений и эффективности управления проектами, снижении себестоимости и поиске инновационных технологий.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP