|
|
Конкурс CNews «Лучший ИТ-проект в госсекторе» был призван отметить самые значимые проекты, выполненные российскими интеграторами для государственных органов РФ. Особый интерес вызвал проект по разработке и внедрению интегрированной информационной системы для центров обслуживания населения в Казахстане, представленный на конкурс компанией «Ай-Теко». Учитывая уникальные стороны и социальную значимость этого проекта, было принято решение отметить его наградой в специальной номинации «Лучший ИТ-проект в госсекторе в странах СНГ». О ходе проекта и его особенностях в интервью CNews рассказал президент компании «Ай-Теко» Шамиль Шакиров.
CNews: В чем вы видите специфику проекта информатизации центров обслуживания населения в Республике Казахстан?
Шамиль Шакиров: Разработка и внедрение интегрированной информационной системы для центров обслуживания населения Республики Казахстан – один из наиболее масштабных и стратегически важных проектов, выполняемых «Ай-Теко» в настоящее время. Опыт создания и применения эффективных инструментов для унификации процессов по обслуживанию населения, обеспечения безопасности персональных данных граждан, противодействия коррупции и решения иных актуальных государственных задач, несомненно, будет полезен и в российской практике по внедрению электронных государственных услуг. А значит, проект можно считать знаковым для профессионального ИКТ-сообщества в целом.
В Казахстане была создана национальная сеть центров обслуживания населения (ЦОН), изначально предназначенная для предоставления гражданам услуг Министерства юстиции. Количество ЦОН сегодня превышает три сотни, они расположены на всей территории страны, и, таким образом, представляют собой удобную платформу для оказания государственных услуг всех министерств и ведомств в режиме «одного окна». Но чтобы реализовать этот функционал, необходимо было использовать разрозненные информационные системы разных ведомств. А это усложняло и замедляло процесс обслуживания населения, и к тому же требовало довольно высокой квалификации сотрудников. Работа некоторых ЦОН вообще не была автоматизирована, что также неблагоприятно сказывалось на скорости и качестве сервисов.
С целью повышения эффективности, оперативности и качества обслуживания было решено создать единую ИТ-основу для деятельности ЦОН. Агентство по информатизации и связи Республики Казахстан провело тендер на право реализации этого проекта. Исполнителем была выбрана компания «Ай-Теко», и с 2008 года мы занимаемся разработкой и внедрением Интегрированной информационной системы ЦОН (ИИС ЦОН).
CNews: Выполнение работ за рубежом всегда сопряжено с определенными трудностями. Наличие у «Ай-Теко» представительства в Казахстане облегчает реализацию проекта?
Шамиль Шакиров: Да, мы активно используем ресурсы своего казахстанского офиса. Наше представительство в республике стало площадкой для разворачивания работ, которые выполняют в основном московские специалисты «Ай-Теко», что позволило оптимизировать логистику проекта и достичь высокой эффективности коммуникаций с заказчиком – Агентством по информатизации и связи РК.
CNews: На каком этапе проект находится сейчас?
Шамиль Шакиров: После успешного запуска прототипа ИИС ЦОН, на базе которого были автоматизированы 4 услуги, мы приступили к тестированию полнофункциональной версии системы. В данный момент отрабатываются все требования заказчика, а параллельно с испытаниями ИИС ЦОН ведутся разработка и тестирование новых модулей системы, в частности, механизмов защиты персональных данных.
Хочу подчеркнуть, что проект по автоматизации ЦОН выполняется при содействии и непосредственном участии государственных органов. Со своей стороны министерства и ведомства готовят законодательную, нормативную базу для предоставления и автоматизации государственных услуг в Центрах обслуживания населения. Они определят и приоритеты в сроках автоматизации сервисов.
Порядок оказания одной и той же услуги в ходе проекта может пересматриваться. Например, пока автоматизированная система министерства, оказывающего данную услугу, не готова выдавать информацию в автоматическом режиме, услуга реализуется в ИИС ЦОН с включением сотрудников министерства в процесс оказания услуги. Как только министерство дорабатывает свою систему, услуга сокращается до полностью автоматизированной. Таким образом, концепция развития системы учитывает готовность ведомств к оказанию услуг в новом формате и позволяет начать оказывать услуги в полуавтоматизированном варианте, а также предусматривает постоянное развитие и изменение этих услуг.
Все работы – и со стороны самих министерств и ведомств, и со стороны «Ай-Теко» как ответственного за автоматизацию ЦОН – взаимосвязаны, скоординированы и сконцентрированы на общей цели: максимально полно реализовать концепцию электронных государственных услуг. В результате проекта предоставление государственных сервисов будет полностью централизовано, и за любой услугой граждане смогут обращаться в ЦОН, а не в сами ведомства. Так гражданам Казахстана обеспечивается пока беспрецедентное для стран СНГ удобство доступа к государственным сервисам.
CNews: Можно ли говорить об универсальности ИИС ЦОН? Может ли подобная система или какие-либо решения из ее состава применяться в ходе аналогичных проектов в России?
Шамиль Шакиров: Конечно, отработанные нами в Казахстане принципы решения тех или иных задач, неизбежно возникающих в ходе подобных проектов, могут быть применены и в нашей стране. На наш взгляд, будет крайне полезно воспользоваться этим опытом, который послужит логичным и необходимым дополнением к существующим в России результатам работ в данной сфере. Примером «универсальной идеи» может быть использование CRM-системы в качестве базы для автоматизации предоставления услуг, что позволяет пресекать любые нерегламентированные действия за счет полного контроля над документооборотом и работой персонала. В частности, и разработанный «Ай-Теко» механизм обеспечения безопасности персональных данных тоже может пригодиться в России.
CNews: Есть ли у «Ай-Теко» на данный момент подобные стратегически важные проекты для государственных организаций в России?
Шамиль Шакиров: Да, мы ведем несколько крупномасштабных проектов, заказчиками которых выступают российские министерства и ведомства. Уже много лет «Ай-Теко» успешно работает в области автоматизации регистрации имущественных прав граждан и организаций. Мы занимаемся не только собственно разработкой программных комплексов, но и активно участвуем в разработке методологий в рамках этой государственной услуги и нормативных актов. Эти работы выполняют более 50 консультантов, методологов, архитекторов «Ай-Теко». Главное, что удалось достичь за эти годы, — перевести данные по имущественным правам из сотен различных разнородных систем и баз данных, существовавших и формировавшихся с начала 90-х годов в российских регионах, в единый программный комплекс, сделать их полностью доступными и обеспечить дальнейшее хранение и накопление документов в едином формате. Это дает сегодня возможность реализовывать в электронном виде целый ряд государственных услуг для граждан, что предполагает и предписывает недавнее решение правительства, и над чем мы сегодня тоже активно трудимся.
Продолжается реализация проекта по модернизации и техническому перевооружению учреждений и организаций Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Являясь генеральным системным интегратором проекта, «Ай-Теко» обеспечивает комплексную ИТ-поддержку этого уникального по масштабам и значимости проекта, призванного поднять технический уровень Росгидромета на качественно новую высоту.
Нами завершена первая фаза (проектная часть) проекта по созданию Системы управления эксплуатацией ИС Федерального казначейства. Это беспрецедентный для России проект по количеству различного рода компонент, географии и функциональности системы.
Стоит отметить и проект по расширению информационной базы и развитию системы патентного поиска PatSearch в ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности» Роспатента. В этом проекте «Ай-Теко» применила собственные BI-разработки в области обработки текстовой информации. Информационная база системы PatSearch расширена более чем в 10 раз, ее программные компоненты модернизированы, что обеспечило существенное повышение уровня патентной экспертизы в Российской Федерации.
Хочу подчеркнуть, что государственный сектор неизменно остается для нас одним из приоритетных, и каждый проект, выполняемый в интересах госорганизаций, позволяет нам развивать свои компетенции, нарабатывать уникальную экспертизу, наращивать ценный опыт для дальнейшего применения. Мы уверены, что не только содействуем решению государственных задач, но и инвестируем в развитие отраслевой практики в целом. Тот факт, что проект ИИС ЦОН в Казахстане был высоко оценен российскими и казахстанскими экспертами, подкрепляет эту уверенность.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP