|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Изобретение новых методов и способов организации функционирования органов власти связано с повсеместным внедрением в нашу жизнь информационных технологий. Е-правительство предполагает использование информационных и телекоммуникационных технологий, интернета для предоставления населению более эффективных государственных услуг, совершенствования внутренних процессов управления, которые бы экономили время и деньги граждан страны.
В подавляющем большинстве стран сегодня развиваются проекты, которые можно объединить термином «e-government», и мировые политические лидеры уже получают ощутимые социально-экономические выгоды от решений, основанных на преимуществах использования компьютерных технологий в государственном управлении. Электронное правительство становится важным направлением выработки комплексных стратегий и инструментов, которые принципиально изменят роль и функционирование традиционной администрации.
Один из основных факторов, который необходимо принимать во внимание при заимствовании зарубежного опыта, связан с организацией системы органов государственного управления. В частности, большое значение для модели e-government играет количество управленческих уровней. Большие по территории государства, как правило, имеют два (унитарные государства) или три (федерации) уровня власти, что существенно затрудняет разработку соответствующих решений. В двух- или трехступенчатых системах управления необходимо не только моделировать саму систему управления на каждом из уровней, но и построить модель взаимодействия между уровнями.
При прочих равных условиях традиционные «развитые» государства западного типа ориентируются в своей деятельности на самый близкий гражданам уровень – муниципальный и максимальное вовлечение граждан в управление. В то же время, в странах с иными социально-культурными традициями, например, таких как Россия или Китай, администрация имеет большое значение и, более того, может становиться доминирующей силой, которая «подминает под себя» гражданское общество. Например, для России при разработке проектов e-government по оценкам экспертов характерна ориентация в первую очередь на интересы самой бюрократии.
Еще одним препятствием может стать проблема «цифрового неравенства», распространенности информационно-коммуникационных технологий в стране. Информационно-коммуникационные технологии распространяются высокими темпами, однако при этом возникают большие различия в степени проникновения и доступности этих технологий в крупных городах и среди жителей малых городов, поселков, сельской местности, удаленных регионов. Поэтому во многих странах развертываются программы, целью которых является существенное повышение компьютеризации и компьютерной грамотности населения, прежде всего в удаленных от центра регионах страны.
В Италии в июне 2007 года была запущена программа развертывания технологий WiMAX на широкой региональной основе. Технология WiMAX может прозрачно взаимодействовать с другими LAN и WAN, поддерживает ячеистую топологию и в отличие от сетей WiFi, где доступ к точке доступа клиентам предоставляется случайным образом, в WiMAX каждому клиенту отводится четко регламентированный промежуток времени. Сочетание различных технологий (оптоволокно и радио) позволило преодолеть цифровой водораздел между отдаленными территориями и центром. При этом итальянские специалисты отмечают, что оптимальное решение о применении тех или иных технологий зависит от уникальных характеристик каждого региона, и лучшие решения должны определяться на местном уровне с учетом уровня развития информационной инфраструктуры и рентабельности1.
Использование технологии WiMAX
Мобильный МЧС, Тольятти 2007
Проект «Скорая Помощь», Нижний Новгород 2007
Операция
в сельской больнице
Одна из центральных стратегических задач проектов электронного правительства в Великобритании—сделать новые виды сервиса доступными для всех потенциальных потребителей без исключения. В частности, цифровое телевидение и новые типы мобильной связи рассматриваются как важные инструменты доступа в Интернет. Широкое распространение этих средств в значительной степени позволит снизить уровень так называемого «цифрового расслоения» общества. Конкретные мероприятия, направленные на решение этой проблемы, предусматривают содействие правительства повышению е-квалификации граждан и предоставлению доступа в Интернет все большему количеству людей. Для этого оно проводит целенаправленную политику в области повышения компьютерной грамотности, создания центров обучения и улучшения условий для роста квалификации персонала в области ИТ, в том числе через обеспечение доступа к национальной сети обучения и к сетевой библиотеке Великобритании. Существует также ряд местных программ в этой области.
Показателем развитости и доступности электронного управления может служить популярность такой формы услуг у граждан. Одной из активно используемых форм электронного взаимодействия с органами власти в странах ЕС является предоставление услуг/информации с помощью мобильных устройств. Например:
Тем не менее, пока мобильное управление – это ряд достаточно простых программных приложений по нескольким направлениям: предупреждения об угрозе (терроризм, наводнения), налоги, штрафы, результаты экзаменов, городское движение, назначение визита к врачу, голосование, агитация, опросы общественного мнения и т.д.
Обычному человеку зачастую не интересно знать, чем занимается тот или иной департамент или агентство, как разделены функции между центральными и местными правительственными органами. Поэтому необходима перспективная стратегия партнерства департаментов, агентств и организаций различного уровня по совместному предоставлению правительственного сервиса способами, наиболее удобными для потребителя государственных услуг.
Примером наиболее успешной реализации концепции электронного правительства можно назвать британскую программу UK Online3. Уже к 2005 году населению Великобритании, а также частным компаниям и общественным организациям был предоставлен доступ к полному спектру государственных служб по Интернету. В Интернет было перенесено более 13 тыс. бумажных форм и 5 млрд. операций с участием свыше 600 центральных и местных органов власти. Ожидалось, что к 2008 г., когда цели описанной программы будут достигнуты, ключевые правительственные услуги будут реализованы в электронном виде.
Портал Directgov (Программа UK Online)
Источник: Портал Directgov
В настоящее время информационная инфраструктура позволяет гражданам получить доступ к любому государственному учреждению, ведомству или органу местной власти и обмениваться с ним информацией. Развитие интернет-технологий, технологий обмена данными, в частности XML4, позволило создать единое информационное пространство, которое связывает людей, использующих самые разные устройства—персональные компьютеры, Интернет-киоски и цифровые телевизоры с государственными организациями, начиная от федеральных ведомств и заканчивая органами местной власти и фондами медицинского страхования. Новые технологии позволяют также улучшить поддержку традиционных видов транзакций наряду с организацией интерактивного взаимодействия граждан.
Британская система Government Gateway 4 позволяет гражданам и частным компаниям иметь постоянный и непосредственный доступ к государственным службам по Интернету. На основе платформы Microsoft.NET, представлен единый формат взаимодействия на базе XML, обеспечивающий единую точку доступа к разнообразным существующим системам сотен британских ведомств и единый формат для всех документов, поступающих в государственные организации извне. Инфраструктура Government Gateway рассчитана на обслуживание до 500 обращений клиентов в секунду и до 5 миллиардов запросов в год. С подключением к системе Government Gateway новых учреждений стали доступны многие другие государственные услуги, начиная от продления водительских лицензий до отслеживания выплат по пособиям.
Портал Government Gateway
Источник: Портал Government Gateway
Другой проект—UK GovTalk5, оказывает поддержку государственным организациям любого уровня, желающим максимально воспользоваться преимуществами Government Gateway. На веб-сайте www.govtalk.gov.uk находятся проекты схем данных и утвержденные схемы, наиболее удачные примеры из практики, онлайновая поддержка и средства для перевода существующих данных в формат XML. Кроме того, здесь размещаются запросы на проекты с целью привлечения нововведений и эффективных решений со всего мира, а также запросы на комментарии, где любой желающий может делать замечания по поводу публикуемых проектов схем.
Уровень развития e-government в разных странах различен: одни находятся в авангарде и предоставляют гражданам разнообразные онлайновые сервисы, другие пока ограничиваются информационным взаимодействием. Признанным показателем зрелости государства в области электронного управления является индекс E-government Readiness Index, ежегодно рассчитываемый ООН для всех стран—членов ООН и в комплексе учитывающий уровень развитости веб-услуг, развития телекоммуникационной инфраструктуры и готовность граждан пользоваться информационными услугами. К 2008 году лидерами по степени зрелости электронного правительства стали Швеция (0.9157), Дания (0.9134) и Норвегия (0.8921), США занимают четвертое место с рейтингом 0.8644. У России индекс E-government Readiness равен 0.5120, и по степени зрелости электронного правительства она находится на уровне Коста Рики и Южной Африки.
Индекс ИТ-готовности стран Восточной Европы
Источник: ООН
Одной из стран, претендующих на информационное первенство в Восточной и Центральной Европе, является Венгрия (индекс E-government Readiness—0.6485). Еще в 2001 году там началась работа по созданию правительственного электронного портала и единой системы электронного административного управления всех уровней власти. Переход на электронную систему осуществляется постепенно и поэтапно. При этом большинство сложностей было связано с тем, что многие электронные информационные системы создавались и развивались изолированно и не стыкуются друг с другом. Поэтому главной целью с самого начала было создание единой электронной сети административного управления на всех уровнях власти. На начальном этапе создания системы она давала возможность главным образом получать общественно-важную информацию. С течением времени через новую систему стало реально решать вопросы трудоустройства, оформлять различные денежные пособия (пособия по уходу за детьми, студенческие стипендии, студенческие кредиты и др.), и документы об уплате подоходного налога.
Электронные правительственные структуры в одной из развитых стран – Германии—по сравнению с другими странами ЕС пока находятся в состоянии становления (индекс E-government Readiness—0.7136). В интернете достаточно много немецких сайтов «электронный город». Типичным примером может служить один из сайтов Берлина6, но на таких сайтах содержится в основном информация для туристов о том, как проехать по городу, где поесть, развлечься, сделать покупки, в каких отелях остановиться и т.д. При этом в Германии, как и в других развитых странах, услуги государственных учреждений занимают одно из первых мест в рейтинге сервисов, которые население хотело бы получать через интернет.
Однако отдельные решения на региональном уровне могут служить примером успеха в области создания электронного правительства. Немецкий город Бремен7 стал одним из трех победителей конкурса на разработку концепции предоставления безопасных и имеющих юридическую силу онлайновых услуг на основе электронных подписей, организованного федеральным министерством экономики и технологий Германии. Концепцию начали внедрять с осени 1999 г., а первые онлайновые услуги стали доступны уже в конце лета 2000 г.
Портал Бремена
Источник: Портал Bremen online
В полиции Гамбурга8 внедрено электронное решение, значительно повышающее эффективность ее работы. Универсальная система обработки дел позволила удовлетворить два основных требования: простота регистрации информации на стандартных, проверенных временем бланках, и ее дальнейшая обработка в других системах.
Даже такие передовые в области информатизации государства, как США, Канада и Нидерланды, начинают осуществлять широкую программу электронного управления только в последнее время. Наиболее развитые страны пока еще лишь частично используют потенциал виртуальных транзакций и оказания услуг в режиме он-лайн. При этом можно определить как инновационных лидеров – страны, выделяющиеся большим количеством реализованных электронных услуг (США, Великобританию, Канаду), так и страны, реализующие базовые элементы электронного правительства и только начинающие разрабатывать электронные услуги. При этом как те, так и другие демонстрируют примеры быстрого, хотя и несистемного роста.
1 «Использование сетей широкополосного доступа в программах e-Government: Infratel, пример успеха в Италии», Джузеппе Спанто, Директор по развитию и анализу бизнеса, SI InfratelItalia
2 Пьер Дибман, «Мобильное правительство в России: Стоит ли в начале "e"?
3 http://www.direct.gov.uk/en/index.htm
7 http://www.bremen.de/sixcms/detail.php?template=01_gabelseite
Елена Баканова/CNews
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP