|
|
Госрасходы на ИТ выросли в 2,5 разаНесмотря на сумятицу, которую внесла административная реформа в 2004 году, информатизация в госсекторе получила новый импульс к развитию на самом высоком уровне. Темп информатизации стал нарастать. В качестве нового ориентира обозначено построение "электронного правительства" в России. Но даже при значительном увеличении государственного финансирования застарелые проблемы остались неразрешенными. Плодами общих усилий в первую очередь пользуются прежние лидеры – ведомства реализующие функции управления государственными финансами и собственностью. Они значительно улучшили ИТ-оснащенность, освоив львиную долю бюджетных средств. Относительная стагнация В абсолютном выражении совокупные расходы российского государства на внедрение и использование ИТ в 2004 г. увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2003 г. По подсчетам Минэкономразвития общий бюджет, израсходованный на информатизацию всеми органами госвласти России, составил в прошлом году около 50 млрд. рублей. Для того, чтобы понять масштаб роста затрат власти на собственную информатизацию достаточно сказать, что за три предыдущих года (с 2001 по 2003) на эти цели было потрачено 70 млрд. руб., из которых большая часть пришлась на информатизацию федеральных органов, преимущественно исполнительной власти (около 45 млрд. руб.). По данным CNews Analytics1 , затраты 66 федеральных министерств и ведомств, чьи ИТ-бюджеты являются открытыми, в 2004 г. составили 17,9 млрд. рублей. Основной источник средств – ведомственное финансирование, которое составляет около 60%, при совокупной доле всех ФЦП – 15%.2 Рост государственных расходов на информатизацию в России, млрд. руб. Источник: оценка CNews Analytics Доля затрат на информатизацию государственного аппарата в ВВП в 2004 г. составила 0,3% (в 2002 г. – 0,19%). По относительному показателю совокупных госзатрат на ИТ к ВВП Россия отстает от западноевропейских государств, которые осуществляли сопоставимые расходы еще 2002 г: Великобритания – 0,35% от ВВП, Германия – 0,32%. Объективно, наша страна по данному показателю пока остается на уровне стран, подобных Бразилии (0,20% от ВВП в 2002 году) и Малайзии (0,17% в 2002 г.). Госрасходы на информатизацию в России Источник: Мининформсвязи РФ (данные 2002 г.2), В странах с развитыми рынками госрасходы на ИТ постепенно наращиваются – в 2003 г. они составили в Германии и США 0,41-0,42% ВВП. По данным Gartner Dataquest, в течение ближайших трех лет ожидается их увеличение в странах Западной Европы с €42 млн. в 2003 г. до €52 млн. в 2008 г. Затраты на информатизацию госорганов в России по-прежнему составляют около 1% от госбюджета, тогда как у лидеров – США и Германии – 3-4%. Эти данные свидетельствуют, что государственные расходы на ИТ в России в целом соответствуют уровню экономического развития страны, но далеки от уровня стран-лидеров Западной Европы и их явно недостаточно для воплощения не только заявленных перспективных целей, но и поставленных задач. Неподъемная эффективность В 2004 г. госрасходы на ИТ в России значительно увеличились и, согласно проектам бюджетов федеральных министерств и ведомств, а также некоторых регионов-лидеров, аналогичная тенденция будет наблюдаться и в 2005 г. Между тем, значительная часть этих средств тратится неэффективно. По различным причинам. Главные среди них: слабый контроль за распределением средств в соответствии с заявленными направлениями расходования; постоянные проблемы у госорганов с высококвалифицированными кадрами; низкая оснащенность аналитическими системами, направленными на обеспечение должного качества поддержки принимаемых решений; постоянно высокий уровень недофинансирования федеральных целевых программ, по сравнению с паспортными показателями. В 2004 г. к этим хроническим бедам добавилась еще одна – беспрецедентная по скорости подготовки, и по масштабам административная реформа. В попытках решить проблему контроля над расходованием выделяемых государством средств на информатизацию было сломано немало копий. В конце 2003 г., в связи с началом подготовки "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года", рассматривалась возможность введения дробного бюджетного классификатора для сферы ИКТ. Результатом могло бы стать повышение качества расходования средств, в том числе – рост эффективности и снижение процента дублирования, учет объемов расходования средств по направлениям и обеспечение независимого контроля за ними. Так, дублирование бюджетных расходов (когда различные ведомства финансируют схожие проекты) по ФЦП "Электронная Россия" в настоящее время составляет не менее 30%. В случае принятия решения о введении более дробного бюджетного классификатора для высших органов государственного финансового контроля, например, Счетной палаты, открывались возможности по реальному контролю за бюджетными средствами, выделяемыми государственными органами на информатизацию. Но такой шаг потребовал бы от госорганов принципиально иного уровня бюджетирования, в том числе в сфере ИКТ и существенно более жесткой бюджетной дисциплины в отношении сроков и объемов финансирования заявленных направлений расходования. Возобладала позиция Минфина РФ, которая в целом сводится к укрупнению бюджетных строк, что позволяет госорганам чувствовать себя более свободно как в вопросах финансирования ключевых направлений информатизации, так и в затыкании бюджетных дыр. При этом контрольно-ревизионные органы, и Счетная палата в том числе, не получили вожделенного инструмента для присмотра за информатизацией. Правда, Сергей Степашин в течение 2004 г. неоднократно заявлял о необходимости такого шага. Правда, как и ранее остается возможность контроля над распределением средств по различным ФЦП. Позитивным событием 2004 г. можно назвать переход на новый порядок бюджетирования. Когда бюджет составляется на три года открывается возможность для внесения технических поправок в законодательство, позволяющих заключать контракты с компаниями на весь период существования бюджета. По словам министра Леонида Реймана, эти задача "находится в стадии решения". Кадры решают все Ключевой проблемой госорганов остается нехватка квалифицированных сотрудников, как в регионах, так и в федеральных министерствах ведомствах. Если в 2003 г. 15% региональных органов власти отмечали дефицит квалифицированных кадров, то в 2004 г. их число увеличилось до 30%. У наиболее ИТ-оснащенных федеральных органов власти – Росстата, ФТС России, ФНС России и др. – положение несколько лучше. Причина в более высоких окладах и возможностях для ИТ-специалистов. В основе этого кадрового голода лежит низкий уровень зарплат ИТ-специалистов, которые в 3-4 раза меньше, чем в коммерческих структурах. Многие молодые специалисты рассматривают возможность работы в госструктуре в первую очередь, как шанс повысить свою квалификацию, пусть за невысокую, но приемлемую зарплату. Оснащение многих госорганов аппаратно-техническими средствами находится на высоком уровне, аналогичном таковому в коммерческих компаниях, чего нельзя сказать об окладах специалистов. Неожиданный удар по ИТ-кадрам федеральных структур нанесла административная реформа. Одним из ее результатов стало укрупнение внутренней организационной структуры федеральных органов. Во многих министерствах и ведомствах произошло упразднение позиций заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти и руководителя подразделения, ответственных за внедрение ИТ. Статус самого подразделения информатизации был понижен, порой, весьма значительно. Произошло его переподчинение, в ряде случаев – укрупнение, и включение в состав других структурных единиц – управления делами, управления материально-технического ресурсами, управления по информационной политики, управления по безопасности. Результатом таких преобразований стали кадровые потери – уход классных специалистов в сфере информационных технологий, в основном сотрудников среднего управленческого звена, руководителей проектов информатизации. Это еще больше усугубило нехватку квалифицированных кадров в федеральных ведомствах. Правда, своевременная кадровая перегруппировка и косметическое изменение структуры ИТ-подразделений позволила многим из них минимизировать потери или полностью избежать их. Среди других центральных проблем госорганов можно назвать потребность в оснащении информационно-аналитическими системами и системами поддержки принятия решений, что отметил министр Леонид Рейман в докладе по итогам 2004 г. Низкое качество бюджетирования по направлениям расходования средств является одним из очевидных следствий этой проблемы. В целом действия государства в ИТ-сфере, предпринятые в 2004 году можно назвать позитивными. Основным итогом года стало то, что государство обратило серьезное внимание на ИТ и собственную информатизацию. "С одной стороны, государство нас заметило: министерство по информационным технологиям и связи, президент начали говорить о роли информационных технологий в обществе, – отмечает Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК. – Это знаковое событие, с моей точки зрения, является и самым достойным событием последних лет в нашей стране". 1 Исследование CNews Analytics проводилось в 2004 г. в рамках отчета об использовании современных ИТ в федеральных органах государственной власти РФ выполненного по результатам конкурса Мининформсвязи РФ (госзаказчик – Федеральное агентство по информационным технологиям). Анализировались данные 66 федеральных органов исполнительной власти РФ, за исключением "закрытых" показателей таких ведомств, как ФСБ, ФСО, Минобороны и ряда других, подпадающих под режим государственной тайны. 2 Доклад "Об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов власти", Мининформсвязи РФ, 2003 г. Согласно приведенным оценкам, доля всех ФЦП в госрасходах на ИТ за 2001-2003 гг. составила порядка 15%. В 2004 г. вклад ФЦП остался на сопоставимом уровне. Сергей Шалманов / CNews Analytics
Дмитрий Милованцев: Для контроля за деятельностью органов власти будут организованы системы мониторингаВ последнее время значительно расширилась сфера применения информационных технологий в государственном управлении, изменяются процедуры, требования и подходы к работе органов государственного управления, все большее внимание уделяется стратегическому руководству ИТ на основе государственной политики совершенствования госуправления. Об использовании ИТ в органах государственной власти, основных задачах в этой сфере, построении элементов "электронного правительства" и других аспектах CNews рассказал Дмитрий Милованцев, заместитель министра информационных технологий и связи РФ. CNews: 2004 г. стал годом масштабной перестройки органов государственной власти. Изменились ли в связи с этим основные направления и приоритеты в использовании информационных технологий? Какие новые задачи появились в этой сфере? Дмитрий Милованцев: Административная реформа и внедрение информационных технологий - это составные части процесса повышения эффективности деятельности органов госвласти в рамках задач, которые поставил президент. Ведь изначально административная реформа началась с того, что была проделана некая инвентаризация функций, которыми занимаются те или иные ведомства. Дальше эти функции были разделены на необходимые и избыточные. Соответственно, от избыточных нужно отказаться, а необходимые - сгруппировать более правильным образом, наложить их на некую структуру государственной власти, аппарата управления - министерств, агентств, служб. И на базе этого постараться сделать оптимальную систему управления. Вынесение в названии Министерства на первый план "информационных технологий" само по себе говорит об ориентации государства на развитие ИТ. Я думаю, что это, в том числе, ответ на Ваш вопрос, о том, изменились ли основные направления и приоритеты после реорганизации. Перед Правительством РФ стоят глобальные задачи, связанные с обеспечением экономического роста страны. А сегодня именно темпы развития ИКТ определяют уровень и направления развития всех секторов экономики. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP