|
|
|
|
Денис Крикунчик: Западные компании не тратят ни одного цента на подготовку систем для российского рынкаКонкурентоспособность отечественных АБС, перспективы интернет- и CRM-систем в банковском бизнесе, ситуация на рынке пластиковых карт - эти и другие темы обсудил корреспондент CNews.ru с Денисом Крикунчиком, генеральным директором и Дмитрием Рыбаковым, заместителем генерального директора компании "Организационно-Технологические Решения". CNews.ru: Какова динамика спроса на IT-решения по сравнению с докризисным периодом? Есть ли отличия сегодняшней структуры спроса от докризисной? Дмитрий Рыбаков: В последнее время спрос на IT-решения поднялся до докризисного уровня, однако его структура существенно изменилась. В первую очередь это связано с пришедшим осознанием необходимости получения конкретных коммерческих выгод от автоматизации бизнеса. После кризиса, когда зарабатывать "шальные" деньги стало намного сложнее, мало кого интересует автоматизация ради самой автоматизации ("чтобы было не хуже, чем у соседа") или автоматизация только ради решения проблем с обязательной отчетностью. Руководители предприятий хотят видеть реальную отдачу от каждого рубля, вложенного в IT. В банковской отрасли это явно видно по появлению стремления собственников и менеджеров банков за счет вложений в технологии решить проблемы, связанные с управленческим учетом, бюджетированием и эффективным управлением финансами, снизить производственные издержки. Можно сказать, что банкам в настоящее время начинает требоваться не только хорошее программное обеспечение, но и целый комплекс дополнительных услуг, связанных с качественным внедрением, методологической поддержкой, интеграцией приложений и т.д. Пока спрос опережает предложение, поскольку разработчики не готовы предложить клиенту качественных инструментов и услуг для решения данных проблем. В связи с этим на рынке начинает складываться ситуация, давно характерная для западного рынка, - наличие спроса клиентов как на программное обеспечение, так и на консалтинговые и интеграционные услуги. CNews.ru: После 1998 года развитие рынка пластиковых карт в России резко затормозилось. Чувствуете ли вы массовый интерес со стороны банков к развертыванию платежных систем на основе пластиковых карт? Каковы перспективы этого рынка и какие сложности стоят на пути к успеху? Денис Крикунчик: В течение последнего года наблюдается заметный подъем активности банков в сфере развития бизнеса, связанного с пластиковыми картами. Прежде всего, это обусловлено видимой перспективностью данного рынка и привлекательностью его как для банков, так и для клиентов. Хотя рынок пластиковых карт и пострадал во время кризиса, но с тех пор по обороту средств уже практически восстановил прежние объемы и продолжает постоянно расти. Перспективы развития рынка пластиковых карт, на наш взгляд, выглядят следующим образом. Первое: данный рынок ориентирован на удовлетворение повседневных потребностей людей, так как карты являются платежным средством для приобретения практически всего спектра товаров народного потребления. Поэтому данный рынок в меньшей степени подвержен кризисам наподобие 1998 года, чем, например, рынок традиционных банковских услуг. Второе: в связи с тем, что в России фактически уже создана мощная инфраструктура, созданы процессинговые центры и наработаны технологии для обслуживания пластиковых карт, участникам рынка намного легче, чем раньше, входить в этот бизнес и с точки зрения затрат, и с точки зрения разработки необходимых технологий. Это создает хорошие условия для стремительного расширения данного рынка. Третье: для банков, на фоне заметного падения интереса клиентов к традиционным банковским продуктам, рынок пластиковых карт привлекателен, во-первых, как один из путей привлечения новых клиентов, а во-вторых, благодаря своей "живости" этот рынок дает банкам пусть небольшой, но стабильный доход. Кроме того, хорошие перспективы развития рынка пластиковых карт также связаны с ростом электронной (интернет-) коммерции. Здесь возможно введение новых карточных продуктов, специально ориентированных на оплату в интернете, а также внедрение большого числа новых технологий, служащих повышению удобства и безопасности расчетов в интернете. Особый разговор следует вести о "чиповых картах". Использование чиповых карт как безопасного, универсального, быстрого и удобного метода оплаты товаров и услуг может стать революцией в этой области. Что касается проблем, связанных с развитием данного рынка, то одним из основных препятствий является рост числа мошенничеств в интернет-торговле. Этот фактор может, во-первых, отпугнуть клиентов от использования карт в интернете и скомпрометировать использование пластиковых карт вообще, а во-вторых, потребовать разработки крайне дорогостоящих и подчас неудобных для клиента систем безопасности. Кроме того, развитие рынка смарт-карт тормозилось высокой стоимостью оборудования для них и, до недавнего времени, отсутствием четких стандартов. Еще некоторое время сдерживающим фактором будут оставаться высокая стоимость первоначальных вложений и медленная окупаемость пластикового бизнеса. CNews.ru: Каковы перспективы развития интернет-коммерции в России и, в частности, интернет-банкинга и мобильного банкинга? Или это слишком отдаленное будущее? Д.Р.: Развитие интернет-коммерции в России в последнее время активно набирает обороты, хотя и существенно отстает от тех процессов, которые происходят в Европе и Америке и результаты которых уже во многом изменили всю систему ведения бизнеса в мировом масштабе. Важно отметить, что отставание в интернет-коммерции в России связано не с самими используемыми технологиями, поддерживающими интернет-коммерцию, которые вполне соответствуют западным стандартам, а с психологической и технологической неготовностью самого бизнеса и потребителей к переходу на новые формы взаимодействия. Наиболее крупные и продвинутые в технологическом плане российские банки давно и довольно успешно предлагают своим клиентам услуги интернет-банкинга, а некоторые - и мобильного банкинга. Достаточно посмотреть на количество готовых систем, предлагаемых банкам для организации различных каналов дистанционного обслуживания, и темпы их внедрения, чтобы представить, что в ближайшее время большинство банков будут обладать хотя бы минимальными возможностями обслуживания клиентов через интернет. Развитие систем интернет-банк идет в направлении увеличения количества разнообразных операций, которые клиент может совершить посредством этих систем. В итоге некоторые банки будут обладать полноценным "виртуальным офисом", в котором клиент сможет получить все услуги, оказываемые банком в обычном офисе. Если первая волна интернет-коммерции в мире, в виде электронных магазинов и тех же "виртуальных офисов", была в первую очередь ориентирована на потребителя (модель B2C), то в настоящий момент на первый план выходит взаимодействие с партнерами по бизнесу (модель B2B). Сейчас от банков требуется оказание новых услуг клиентам, которые имеют или планируют иметь свой бизнес в интернете. Это такие услуги, как поддержка со стороны банка организации электронного бизнеса в части денежных переводов, предоставление срочных кредитов, поддержка взаимодействия клиента c другими компаниями и собственными клиентами. На этом направлении главным сдерживающим фактором в России остается слабое развитие внутренней автоматизации компаний. Даже в банковской сфере, которая в России исторически является наиболее автоматизированной отраслью, далеко не во всех банках инфраструктура бизнеса готова к требованиям, накладываемым необходимостью поддержки интернет-коммерции. Остается надеяться, что с ростом уровня внутренней автоматизации банков и их клиентов, а также развитием технологий поддержки B2B, обретающих свои стандарты и средства реализации, в России в ближайшем будущем появится и это направление интернет-коммерции. Всем желающим встать на столь нелегкий путь можно посоветовать в первую очередь осознать ключевую роль компаний-консультантов - системных интеграторов - в достижении успеха на данном направлении. В отличие от проектов предыдущего поколения ("информационных сайтов с динамическим содержанием", "виртуальных офисов", и пр.), для решения задачи недостаточно приобрести необходимое ПО и заказать разработку дизайна, требуется глубокая интеграция создаваемой системы со всеми бизнес-процессами организации. Подобные решения под силу только консультантам, обладающим одновременно глубокими знаниями по отрасли деятельности заказчика, опытом решения задач интеграции приложений предприятия, а также владеющим методиками и средствами построения качественных и комплексных решений, соответствующих мировым стандартам интернет-коммерции. CNews.ru: Каков уровень востребованности CRM-решений в банках? Каковы перспективы решений этого класса в ближайшие год-два? Д.К.: Можно сказать, что о CRM-системах становится модно разговаривать, компании-поставщики и интеграторы пытаются создать новый сегмент рынка, понемногу тратя деньги на его раскрутку. Однако в настоящее время целостного понимания, как CRM-системы нужно интегрировать в технологию, у банков нет. Ведь для того чтобы настроить предлагаемый инструментарий CRM-системы, нужно понимать, какая информация будет нужна банку, как она будет в дальнейшем обрабатываться, кто ее будет использовать, в каких целях, с какими внешними приложениями CRM-система будет обмениваться информацией и каким способом. Вот такого понимания, а также умения поставщиков проводить внедрение с учетом специфики конкретного банка, его оргструктуры, внутренних взаимоотношений, порой не хватает. На востребованность CRM-решений влияет и уровень технологии, принятый во многих банках. Как правило, клиент работает с закрепленным за ним менеджером, который ведет его карточку (дело), тем самым поддерживая обратную связь и обеспечивая уровень обслуживания, необходимый клиенту. Создание же централизованной технологии, технологии сквозного обслуживания клиентов (клиент может обратиться в различные отделения и филиалы банка) затратно. Если же учесть, что ориентация на розничные операции присуща далеко не всем банкам, то можно сделать вывод о том, что в ближайший год темпы роста применения таких систем сильно не увеличатся. CNews.ru: У ОТР есть опыт работы как с российскими банковскими IT-продуктами, так и с зарубежными решениями. Как вы оцениваете уровень наших разработок? В чем отечественные продукты превосходят, а в чем уступают западным аналогам? Д.К.: Наша компания имеет опыт работы и внедрения нескольких западных и нескольких российских систем. Слабость российских систем обусловлена тем, что многие из них развивались от модуля к модулю, без целостной стратегии. Компании-разработчики физически не могли тратить много денег на комплексное проектирование и разработку. В результате многие системы имеют недостатки в области архитектурных решений и реализации отдельных технологий (у кого-то слабо развито РКО, у кого-то - активные операции и т.д.), однако это может стать критичным только в случае применения таких систем в крупных или очень высокотехнологичных банках, а таких немного. Российские системы (в отличие от западных) реализуют большую часть необходимой банкам базовой функциональности, а некоторые системы последнего поколения могут конкурировать с западными в части гибкости, настраиваемости и архитектурных решений. Западные системы более продуманы, видно, что на их подготовку было потрачено довольно много ресурсов. Однако присутствующие на рынке западные системы никак не адаптированы к российским условиям, западные компании заранее не тратят ни одного цента на подготовку системы к выводу ее на российский рынок (наш рынок для них пока еще очень мал) - все сводится только к маркетинговым акциям. Опыт ОТР говорит о том, что, как правило, адаптация западных систем при внедрении становится непреодолимым препятствием - без значительных изменений ядра системы, его базового функционала не обойтись, что в итоге может привести даже к пересмотру концепции системы и появлению не очень качественных российских версий. К тому же отдаленность западных поставщиков и, я бы сказал, имеющееся некоторое пренебрежение к российскому рынку (во многом справедливое из-за его объемов) вносят дополнительные трудности. Известно, что несколько внедрений западных АБС в российских банках проходили с большими сложностями. Как вы оцениваете перспективы иностранных поставщиков после перехода России на международные стандарты бухгалтерского учета? Может быть, запутанность нашего законодательства - единственное преимущество российских информационных систем? Д.Р.: Я бы сказал, что сложности, как правило, не являлись следствием слабости западных систем, причины были в неверной стратегии внедрения, отсутствии качественного взаимодействия между поставщиком и банком, в непонимании западными поставщиками российской специфики и в абсолютно разных принципах и подходах к работе у нас и на Западе. Как правило, это приводило к тому, что на определенной стадии проекта западные партнеры начинали играть чисто номинальную роль, вся работа проводилась силами российских специалистов, системы подвергались коренной переработке - в итоге они имели очень мало общего со своими западными версиями, совпадали только названия и системная архитектура. До кризиса покупка западных систем во многом определялась тем, что собственники банков производили модернизацию технологии за счет западных кредитов (один из ярких примеров - СБС-Агро), в настоящее время это, как правило, происходит из-за стремления собственников повысить инвестиционную привлекательность для западных денег. Д.К.: Международные стандарты бухгалтерского учета - вещь, допускающая достаточно большую степень свободы в части их реализации. Однако верится с трудом, что ЦБ не установит свои рамки для следования международным стандартам в кредитных организациях. К тому же, много сегментов российских банковских технологий имеют существенное отличие от западных, например, расчеты, депозитарная деятельность, кассовые операции. В общем, я бы не сказал, что с принятием международных стандартов западные системы получат решающее преимущество, хотя их позиции станут, безусловно, несколько сильнее, особенно для банков, имеющих или планирующих привлечь иностранный капитал. Какие проекты последнего времени наиболее дороги для вас? Д.Р.: Наиболее дороги? Интересны? Мы не отдаем особого предпочтения какому-либо из проектов, точнее, они все для нас интересны и дороги. Ведь, по большому счету, без особого личностного отношения и внимания вряд ли можно добиться успеха, качественного результата по проектам в нашей области. Вот, например, как оставить без внимания проекты в Альфа-Банке по проектированию новой системы расчетов, или по разработке концепции ядра АБС на базе системы Equation. Или проект по созданию новой технологии розничного банковского бизнеса в сотрудничестве с компанией Accenture и проект в State Bank of India, в рамках которого решается задача адаптации технологии этого крупнейшего банка Индии для работы на российском рынке. Большое внимание мы уделяем и работе с региональными подразделениями ЦБ по созданию универсальной технологии безналичных платежей. Перечень можно продолжить, но менее интересным, с нашей точки зрения, он не станет. CNews.ru: Спасибо. Услуги и продукты компанииРынок банковских технологий в России стремительно развивается. На нем появляется все больше новых сложных систем как отечественных, так и зарубежных поставщиков. Технология проведения банковских операций усложняется в стремлении Банков обеспечить максимально возможный продуктовый ряд и при этом оптимизировать затраты на производство и доставку продуктов. Как обеспечить достойное развитие технологий, учитывающих все текущие нюансы вашего Банка и обеспечивающих устойчивость и развитие в будущем? Как повысить свою рентабельность за счет информатизации процессов? Мы готовы помочь банку в решении данных вопросов. Вернуться на главную страницу обзора
|
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP