|
|
Система образования США: общее описание Современная система образования США в целом характеризуется рядом странных особенностей в силу исторических, экономико-социальных факторов, которые во многом отличают ее от систем образования России и западноевропейских стран. В рамках данной статьи мы попытаемся дать общую характеристику системе образования данной страны, лишь вскользь упоминая об IT. Подробнее тема взаимодействия информационных технологий и образования в США будет раскрыта в последующих материалах Обзора. В США отсутствует единая государственная система образования и каждый штат может определять ее структуру самостоятельно. Исключения составляют военные образовательные центры, называемыми военными академиями (например, U.S. Naval Academy in Annapolis, Maryland). Правительство и Департамент образования проводят общую ориентацию, надзор и финансирование федеральных образовательных программ как для муниципальных (public, community), так и для частных (private) учебных заведений. Рост расходов правительства США на образование в сравнении с другими расходами на период 1996 2003 гг.
Источник: CNews.ru
Систему образования США можно представить следующим образом:
Практически 99 % детей, окончивших детсадовские группы, поступают в школу (с 6 до 13 лет ), около 95 % из них продолжают обучение до 17 лет. Затем 28 % школьников в возрасте после 18 лет продолжают обучение в колледжах и университетах. Возрастных ограничений для поступления в них нет.
Контроль знаний постоянно осуществляется в ходе тестирования учащихся, по крайней мере, в двух формах. Так, один раз в году сдаются стандартизированные тесты. В качестве примеров можно привести тест умственных способностей и образовательного развития, «Тест Хенмон-Нельсон» по проверке умственных способностей. Тестирование активно используется практически во всей стране. Вторая форма оценки знаний зачеты и тесты внутриклассного контроля, которые проводится по усмотрению учителя раз в неделю или чаще. В США принята буквенная система оценок (по первым пяти буквам английского алфавита). Распределение двоечников, хорошистов и отличников в системе образования США по итогам 2001 г.
Источник: Министерство образования США
Существует также система зачетов:
Р зачет (100%),
Дошкольное воспитание в США осуществляется в дошкольных учреждениях яслях, детсадах и подготовительных дошкольных центрах муниципальных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций дошкольных заведений, оказывает финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе. За счет раннего массового вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых малышей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму, приобретению других необходимых навыков. Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60% всех пятилетних детей. Однако многие родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям. Есть в США и школы для самых маленьких так называемые школы-ясли, идея необходимости которых была разработана некоторыми педагогическими колледжами. Школы для детей от 3 до 6 лет открывали и открывают многие организации, в том числе «дошкольные лаборатории» при колледжах, занятые в основном исследовательской деятельностью и подготовкой учителей, религиозные общины, родительские кооперативы и прочие добровольные объединения. Эти дошкольные учреждения обычно прекрасно оборудованы и создают благополучные условия для физического, умственного и эмоционального развития своих воспитанников. Американские специалисты считают, что наряду с созданием необходимых условий для получения детьми знаний и умений, приоритетной задачей дошкольных учреждений является формирование личности. Разные школы отличаются по продолжительности обучения. Обязательной обычно бывает подготовительная группа детского сада для детей от 5 до 6 лет. Кpоме госудаpственных школ, система обучения включает в себя сеть цеpковных и частных учебных заведений, в котоpых обучается около 14% всех школьников. Цеpковные школы содеpжатся pелигиозными оpганизациями, и вся учебно- воспитательная pабота в них пpонизана pелигиозным духом. За последнее вpемя число цеpковных школ заметно возpосло. В последние годы быстро развиваются детские сады (kindergarten) при крупных компаниях. Посещают подобные заведения дети сотрудников корпораций. Они прекрасно оборудованы во всех отношениях. Помимо всего, квалифицированные воспитатели ориентированы на развитие в детях интереса к той области деятельности, в которой проявляет себя компания (Lucent Technology, Wallace Computer Services, Microsoft).
В США обучение в школе начинается в возрасте 6-ти лет, когда дети идут в первый класс (grade) начальной школы (elementary). Максимальное количество лет, которое можно учиться в начальной школе 8. Но после четвертого класса можно перейти в т.н. промежуточную школу (middle school), где можно доучиться остальные четыре года начальной школы. Также после шести лет начальной школы можно перейти в так называемую младшую среднюю школу (Junior High School), где учатся по 9-й класс. В младшей средней школе, как и на других ступенях образования, нет единых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округ разрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, подготавливает свои программы по отдельным дисциплинам, разработки тех или иных тем. Вместе с тем прослеживаются общие черты обучения в младших средних школах. Учебный год пpодолжается в амеpиканской школе 170-186 дней. Дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день 5-6 часов (с 8.30 до 15.30). Учебный год, практически везде, делится на семестpы. В 8 классе появляется система выбоpа пpедметов, а обязательными пpедметами являются английский язык, математика, обществоведение, естествознание, физкультура, музыка, изобразительное искусство и трудовые навыки. Те, кто заканчивают начальную и промежуточную школу продолжают свое образование в четырёхгодичной средней школе (High School), где проводят последние четыре года школьного обучения для завершения среднего образования.
Стаpшая сpедняя (secondary) школа (High School) следующая ступень (9 12 класс) после младшей средней школы (Junior High School). Она называется «всеобщей» и обучает всех подpостков, желающих пpодолжать занятия после сpоков обязательного обучения. Старшая средняя школа является общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу, как правило в 17-18 лет. В практике подавляющего большинства старших средних школ программы обязательных знаний обычно включают изучение математики (3 года), английского языка (4 года), естественных наук (3 года), социальных наук (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года). Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти курс иностранного языка в течении двух лет. Сpедние школы бывают pазных типов: академические, пpофессиональные и многопpофильные. В многопрофильной школе, начиная с 9 класса, существуют pазличные отделения или пpофили. Наиболее pаспостpаненные из них: академический, общий, коммеpческий, индустpиальный, высоких технологий, сельскохозяйственный и др. Академический пpофиль дает обpазование достаточное для поступления в вуз. В начале девятого года обучения все учащиеся подвеpгаются тестиpованию на опpеделение «коэффициента умственной одаpенности». Если он окажется ниже 90, то учащимся нецелесообpазно учиться на академическом отделении и им лучше выбpать какой-нибудь пpактический куpс. Пpофессиональные пpофили готовят ученика к непосpедственной пpактической деятельности. Так на индустpиальном пpофиле половина учебного вpемени отводится на pаботу в школьных мастеpских. На профиле высоких технологий работе с компьютером, основам компьютерного программирования, устройству высокотехнологичных продуктов. Объем общего обpазования на этих пpофилях значительно сокpащен. Отделение общей подготовки, напpотив, дает общие знания, но в объеме недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбоpа опpеделенной пpофессии. В последнее время оно подвергается жесткой критике. Таким обpазом, закончив сpеднюю школу, учащиеся фактически имеют совеpшенно pазличную общеобpазовательную подготовку. Для достижения цели выпускникам достаточно получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Традиционно учащиеся записываются на изучение 5-6 курсов в течение полугодия и тем самым набирают 20 и более курсов в 9-12-х классах. Каждый обязательный учебный предмет обычно делится на более мелкие курсы. Во многих школах США для получения аттестата зрелости время, затрачиваемое на изучение кулинарии, парикмахерских навыков и вождение автомобиля, приравнивается ко времени, отводимому на изучение математики, химии, истории, биологии и английского языка. Полученный выпускником диплом далеко не всегда свидетельствует о его способностях и учебных успехах. Школьники, проучившиеся 12 лет, получают необходимый диплом. Исключение из школы факт, практически невозможный в американской действительности. С другой стороны, важное значение имеют качество избранных курсов, качество и особенности самой школы. Обычно лучшие учащиеся, цель которых продолжить образование в университете, выбирают и соответствующие наиболее сложные и продвинутые курсы в школе. Для наиболее талантливых учащихся разрабатываются специальные курсы, близкие по содержанию к университетским. Иногда для занятий выделяется отдельный педагог, а после окончания школы таким ребятам выдаются рекомендательные письма, облегчающие их поступление в престижные университеты. Большинство американских школ относятся именно к этому типу. Образование в них бесплатное.
В США не существует четкого определения самого понятия «высшее учебное заведение». В принципе любое учебное заведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы (High School), так называемые «послесредние учебные заведения» могут называться «колледжем», «школой», «институтом» или даже «университетом». Несмотря на громкие названия в данную группу учебных организаций помимо вузов, аналогичных нашим институтам, попадают и различные профессиональные училища, в том числе школы медсестер, педучилища, курсы механиков и пр. Критерием для определения характера учебного заведения США может служить только качественный уровень подготавливаемых им специалистов и выполняемых в нем научных исследований. В каждом штате есть свой университет. Во многих штатах существуют большие сети (networks) колледжей и университетов. Например, Университет Штата Нью-Йорк располагает 60 филиалами (campuses) по всему штату. Крупный университет обычно включает несколько колледжей, отдельных факультетов, одну и более профессиональную школу (школа юриспруденции, медицинская, IT и др.). Несмотря на развитие сети государственных вузов, частные вузы играют существенную роль в формировании научно-образовательного потенциала США. Высшее обpазование одна из самых доpогостоящих вещей в США. Кроме стоимости обучения, в вузах США существует еще ряд сборов (fees): процессуальный сбор (за рассмотрение аппликационной формы), библиотечный сбор, лабораторный сбор (для проведения лабораторных занятий), сбор за пользование компьютером и т.п. (виды сборов разнятся от вуза к вузу). Полный бюджет состоит из стоимости обучения (с дополнительными сборами), стоимости книг и сопутствующих материалов, затрат на проживание, питание, транспорт (как внутригородской так и перелет к месту обучения). Учащиеся изучают предметы по основной специализации (major field) и курсы по выбору (electives). Всего колледжи и университеты США предлагают на выбор более чем 1000 специализаций (majors). В колледжах и университетах, при полной академической загруженности, необходимо учится 4 или 5 лет (в зависимости от специальности) чтобы получить первую ученую степень бакалавра (Bachelor's Degree). Можно, также, поступить в двухгодичный колледж (обычно они называются junior, city или community colleges) или в профессионально-техническую школу (technical school/college), по окончании которых присваивается промежуточная степень ассоциата (Associate Degree) или выдается свидетельство (certificate). В таких учреждениях образование стоит на порядок дешевле. После окончания двухгодичного учебного заведения можно продолжить свое образование на последних двух (или трех при 5-ти летней программе) курсах четырехгодичных колледжей. Степень ассоциата (Associate Degree) можно получить и в университетах. Получив степень бакалавра, можно продолжить обучение на последипломном уровне образования (graduate studies), чтобы получить следующую степень магистра (Master Degree). Необходимо учитывать, что не во всех вузах имеются программы всех уровней: в некоторых учреждениях можно получить только степень бакалавра, другие предлагают только graduate studies. Существуют также совмещенные программы, в течение учебы по которым можно получить две степени, например бакалавра и магистра, иногда в более короткий срок, чем при раздельном обучении на каждую степень. На магистра необходимо учиться от года до трех, в зависимости от программы и специальности. После магистра следует степень доктора (Ph.D.). Чтобы ее получить обычно необходимо учиться три года. Существуют программы, предполагающие получение степени доктора сразу после получения степени бакалавра, даже без промежуточного присвоения степени магистра. Срок обучения по ним 4 года. Магистерские и докторские программы предполагают проведение исследования, результат которого выражается в исследовательской работе (thesis для магистерских программ, dissertation для докторских), являющейся обязательным требованием для получения степени. Очень редко встречаются неисследовательские программы обучения на степень магистра (taught degree), предусматривающие только прослушивание определенных дисциплин и сдачу экзаменов по ним. Существуют программы, не ведущие к получению степени, которые главным образом направлены на практические аспекты предмета изучения своего рода курсы по повышению квалификации (Microsoft IT Academy Program, Hewlett-Packard Dazel Training). По окончании таких программ выдаются сертификаты о прохождении курса (certificate of attendance). Имеются также программы постдокторского обучения и исследований (postdoctoral study). Их сроки различны от года до трех, четырех лет.
Почти все вузы США, в том или ином виде предоставляют, финансовую помощь. О ней необходимо беспокоится заранее, так как конечный срок подачи документов на получение финансовой помощи обычно устанавливается раньше (часто до 1 января) конечного срока подачи аппликационных документов для поступления в колледж или университет. Источники финансовой помощи условно можно разделить на федеральные и частные. Федеральные фонды предоставляются только гражданам США и имеющим статус постоянного жителя США (кроме программ академического обмена, которые обычно финансируются правительством, см. ниже). Для иностранных студентов имеются в распоряжении негосударственные фонды вуза или сторонних организаций, сотрудничающих с ним в вопросе финансовой поддержки. Некоторые учреждения имеют программы помощи, предназначенные специально для иностранных студентов. Самым распространенным видом финансовой помощи являются фонды, предоставляемые на основе качеств кандидата вне зависимости от его гражданства (так называемые merit-based). Один из таких фондов, это так называемая scholarship, стипендия покрывающая, в зависимости от ее размера, часть или всю стоимость обучения; предоставляется студентам с высокими академическими показателями. Другая форма такого финансового содействия освобождение от уплаты стоимости обучения (tuition waiver), также частичная или полная. При этом очень трудно получить помощь для оплаты первого года обучения, так как вузам трудно сделать оценку соискателя, до этого никак себя не проявившего в учреждениях высшего образования. Имеются также стипендии, предоставляемые на основании недостаточности имеющихся средств (need-based scholarships), при условии финансирования некоторой части обучения самим студентом. При ее присвоении академические показатели также учитываются. Возможно получение спортивной стипендии (athletic scholarship) студентами, имеющими вместе с хорошей успеваемостью определенные достижения в спорте. Стипендиаты должны будут выступать за спортивную команду колледжа или университета. Иногда иностранным студентам предоставляется возможность работать (не более 20 часов в неделю) в университете (part-time campus employment) чтобы частично покрыть расходы на обучение. Существуют также так называемые комбинированные программы работы и учебы (cooperative programs), которые предполагают чередование периодов работы с периодами учебы. Однако принимать в них участие можно только американским студентам. По некоторым специальностям имеются такие учебные программы, в которых в качестве требования для получения степени, предусматриваются относительно продолжительные периоды (обычно не более двух) легальной работы по специальности для стажировки (internship). Займы студентам Займами могут воспользоваться как студенты, обучающиеся на степень бакалавра так и те, кто учится дальше. Иностранным студентам займы предоставляются только в случае, если гражданин США выступит гарантом (guarantor) ее возвращения. В отличие от других видов помощи, займы необходимо возвращать после окончания учебы в течение определенного периода времени (5, 10, 15 лет). Начало выплаты начинается по прошествии нескольких месяцев (точные сроки регламентируются условиями конкретного займа). Программы академического обмена В рамках программ международного академического обмена (academic exchange programs) предусматриваются полные стипендии (включая проживание и питание), финансирующие обучение в других странах в течение года, для преддипломного образования (undergraduate), и от года до трех (в зависимости от программы) для последипломного (graduate). Информация о программах академического обмена распространяется через сеть образовательных информационно-консультационных центров или офисы представителей программ (ACCELS, IREX и т.д.). Интересно то, что довольно большое число студентов из бывшего СССР очень активно пользуются возможностями, предоставляемыми обменными программами. Последипломное образование Больше возможностей предоставляется тем, кто хочет продолжить свое обучение по программе последипломного образования (graduate US или postgraduate). Это означает, что, если вы иностранец, то дешевле получить у себя дома первый диплом (возможно, уже после четырех лет обучения, получив степень бакалавра), а затем продолжить образование в США на следующем уровне. Суммы помощи для обучения на степень магистра (Master) и доктора (Doctor) различаются не только в университетах, но и на отдельных факультетах (departments). Бoльшая часть помощи предоставляется в форме различных стипендий (assistantships или fellowships) Aссистентские стипендии Данная стипендия предполагает, что студент принимается университетом на работу с частичной занятостью (в соответствии с законом, иностранным студентам работать можно не более 20 часов в неделю), за что он вознаграждается и, как правило, получает финансовые льготы или освобождение от оплаты обучения. Суммы assistantships достигают от $500 до $20 000 и больше в год, учитывая стоимость обучения, от оплаты которой студент освобождается. В США полученные стипендии облагаются налогом. Иногда, получив assistantship, студент получает такую финансовую помощь, которая полностью покрывает весь бюджет обучения, даже если зарабатываемая сумма меньше. Учительские стипендии В отличие от scholarship, такого рода стипендию можно получить уже в первый год обучения, если в университете много студентов преддипломников (undergraduate students). Работая ассистентом, необходимо проводить лабораторные занятия, семинары со студентами. Исследовательские стипендии Работа, которая предлагается в рамках этих стипендий, касается научно-исследовательской деятельности в сфере, согласованной с университетом. Деньги на эти стипендии университет обычно получает от правительственных грантов (grants). Такое финансирование предназначено для исследовательской работы по узко определенной тематике. Поэтому необходимо искать университет, предоставляющий гранты в сфере, которая вас интересует. Обычно правительство заинтересовано в финансировании научных исследований в технической сфере. Перечень таких грантов печатается ежегодно в марте в публикации «Engineering Education». Такого рода стипендии в сфере искусства и гуманитарных наук предоставляются значительно реже, чем в технической сфере. Административные стипендии Это может быть работа в различных административных отделах учебного учреждения. Конкурс на получение assistantship велик. Американцы и иностранцы рассматриваются на равных условиях. Кандидаты на докторантуру обычно имеют больше шансов, чем кандидаты магистратуры. Количество assistantships ограничено возможностями предоставления работы в данном учебном заведении. Все assistantships назначаются ежегодно, и получение этой стипендии в следующем году зависит от работы студента и его научных или академических достижений. Fellowships Это стипендии, которые в большинстве случаев полностью покрывают все расходы, связанные с обучением: стоимость обучения, стоимость сопутствующих материалов, затраты на проживание, питание, транспорт, деньги на личные нужды. Для последипломного образования она назначается поступающим даже на первый год. При присвоении учитываются результаты предыдущей учебы, мотивация продолжения образования, рекомендации и т.п. Аппликационная форма финансовой помощи обычно подается вместе с пакетом документов на вступление в вуз. Заявка на получение финансовой помощи подается в виде отдельной аппликационной формы или ответа на соответствующий вопрос в общей анкете для поступления в вуз. Подготавливая аппликационные документы, необходимо указать какой вид финансовой помощи вас интересует. Обращение за финансовой помощью не влияет на решение о поступлении в колледж или университет.
Степень ассоциата (Associate Degree) Является промежуточной степенью между окончанием школы и степенью бакалавра. Эта степень присваивается после учебы по двухлетней программе колледжа и ведет к получению степени бакалавра после завершения двух дополнительных лет обучения. Степень бакалавра (Bachelor's Degree) В США первый этап высшего образования (сразу после окончания средней школы) длится, как правило, четыре года (по некоторым специальностям, как, например архитектура, требуется учиться 5 лет) и, при успешном обучении, заканчивается получением степени Бакалавра (Bachelor's Degree). Обучение на этом уровне называется преддипломное (undergraduate). Оно может быть разделено на два двухлетних блока с промежуточной степенью Ассоциата (Associate). В этом случае, после первых двух лет обучения в двухгодичном колледже (где образование стоит дешевле), можно поменять учебное заведение. При получении Bachelor's Degree вы становитесь дипломированным студентом (graduate student). Обучение на уровне выше undergraduate (после получения Bachelor's Degree), имеет название graduate и может окончиться:
Степень магистра (Master's Degree) Степени магистра присваиваются не всеми вузами, а только теми, которые имеют соответствующие программы обучения и прошли необходимую сертификацию. В области искусства, гуманитарных наук и других чисто университетских направлений, учебные заведения дают степень Master of Arts (М. А.) . В технических отраслях Master of Science (M.S.). В университетских школах бизнеса студенты оканчивают университет со ступенью Master of Business Administration (M.B.A.). Кроме этого часто в названии степени может быть предмет обучения, например Master of Science in Electronics. Все это академические степени (academic degrees). Существуют также степени, в названии которых указаны узкие специализации. Это делается для подтверждения высокой профессиональной квалификаций и они не ведут к более высоким научным степеням. Это профессиональные степени (professional degrees). Обучение на степень магистра продолжается от одного до двух лет, или от 30 до 60 зачетных часов (credit hours). Credit hour это единица измерения загруженности студента занятиями. Номинально, каждый зачетный час равен одному академическому часу занятий в неделю на протяжении семестра. Но по некоторым специальностям, студент может получить 1 зачетный час за 2 или 3 еженедельных академических часа практических занятий. К тому же это подразумевает еще несколько часов самостоятельной работы (с ее очевидными результатами в виде курсовой работы и т.п.). Лекции и практические занятия по каждому предмету занимают приблизительно от двух до четырех академических часов в неделю. Студент на начальном периоде может, как правило, изучать 3-4 дисциплины. Университеты не устанавливают границ количества курсов, на которые может записаться студент, но плата за обучение начисляется в зависимости от количества credit hours тех предметов, на которые подал заявку студент. Поэтому, записываясь на курсы необходимо рассчитать свои силы, чтобы, потом, «провалив» экзамен, не потерять потраченные деньги, так как оплата собирается в начале года за те предметы, которые студент собирается прослушать, а не за сданные экзамены. Зачет же идет за сданные экзамены. Однако, есть такие дисциплины, зачет по которым учитывает несколько факторов, в том числе посещаемость. Чтобы получить степень, необходимо иметь минимум 30 credit hours cо средним баллом «В» (хорошо). Количество занятий в программе обучения можно выбрать среди предложенных академичных курсов. Кроме этого, большинством программ требуется самостоятельная научная работа (thesis) для получения степени Магистра (это требование зависит от специализации и конкретного университета). Она проводится под руководством профессора или совета профессоров, которые помогают в выборе научных программ. Здесь студент должен отличаться оригинальным мышлением и творческим подходом. Степень доктора (Doctoral Degree) Обучение на степень доктора ведет к званию Doctor of Philosophy (Ph.D.) в области искусств, гуманитарных и технических наук, или Doctor of Education (Ed.D.) в дисциплинах, связанных с преподаванием. Также имеется еще ряд специальных особых докторских степеней. Основа докторских программ самостоятельные научные исследования, которые ведут к защите докторской диссертации. Степень доктора является следующей степенью после степени магистра. Однако в США можно стать доктором без получения степени магистра. В некоторых вузах имеются программы обучения на степень доктора без промежуточного присвоения степени магистра. Соответственно продолжительность таких программ больше, чем продолжительность программ для тех, кто уже имеет степень магистра. Есть также совмещенные программы, обучаясь по которым можно получить степень магистра и затем доктора. Длительность таких программ обычно меньше, чем при обучении на две степени раздельно. Можно также после получения степени бакалавра обучаться на протяжении года или двух с целью подготовки к докторской программе. При этом кандидат не обязательно должен иметь степень магистра. После такой подготовки, можно подать заявление на зачисление на докторскую программу. Если университет его одобрит, начинается обучение, ведущее к получению степени доктора. Профессиональные степени (First-professional Degrees) Профессиональные степени это степени, признанные Департаментом США по образованию необходимыми для последующего лицензирования. Они присваиваются в следующих областях: ветеринария (DVM), богословие (Mdiv, BD), медицина (MD), оптометрия (OD), остеопатическая медицина (DO), ортопедия (PodD, DP, DPM), право (LLB, JD), стоматология (DDS, DMD), раввинское обучение (MHL, Rav), фармакология (Bpharm, PharmD), хиропрактика (DC, DCM). Перечень наиболее распространённых степеней
Сергей Моряков
|
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP