|
|
Обзор подготовлен
Облачные сервисы активно обсуждаются в разных сегментах ИТ-отрасли, в том числе и в ECM. Переход к такому типу вычислений не требует каких-либо функциональных изменений в прикладных системах, это изменение касается бизнес-модели доставки сервиса и распределения ответственности между пользователями и поставщиками услуг.
По данным AIIM, 60% организаций считают, что их специфические отраслевые требования будут препятствовать возможности использовать ECM по модели SaaS или как облачный сервис. В настоящее время только 4% опрошенных компаний используют SaaS или облачные ECM-решения, однако аналитики ожидают, что в следующие 12 месяцев их число удвоится.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что "облака" уже идут. Они уже здесь для потребительского сектора ИТ, толкаемые ростом умных мобильных гаджетов. Корпоративные ИТ пока предпочитают игнорировать этот факт и блокируют доступ к внешним сервисам, что нельзя назвать хорошим откликом на новый вызов. Публичные облачные сервисы, такие как Dropbox, Box, Google Docs, EverNote и др., гораздо больше подходят для взаимодействия с внешними участниками бизнес-процессов — с партнерами и клиентами компании. Переписка по электронной почте уже выглядит как анахронизм.
Миграция на облачные сервисы займет некоторое время, здесь требуется тщательное планирование, необходимо разобраться с вопросами безопасности и управлением доступом. Компании начнут с пилотных проектов и будут продвигаться шаг за шагом.
Облачные ECM наконец-то смогут обеспечить доступность этой технологии для малого бизнеса. Обычно, для крупных ECM-вендоров сумма контракта меньше 100 тыс. долл. просто неинтересна, а решения разработчиков "второго эшелона" не всегда дотягивают до желаемого уровня. Для всех других облачные сервисы должны будут некоторое время сосуществовать с внутренними приложениями и дата-центрами. Это вызовет рост сложности систем и объемов работ по интеграции.
На рынке будет множество предложений облачных сервисов, и компании начнут выбирать различные сервисы от разных вендоров. Даже если компания выберет в качестве стандарта только одного облачного вендора, конечные пользователи, взаимодействующие с внешними партнерами, будут вынуждены работать с той платформой, которая предлагается для конкретного проекта или задачи. Иногда будет использоваться платформа компании, иногда - партнера или заказчика. Это проблема для ИТ, им нужно будет найти способ управлять информацией из всех этих сервисов в консистентной манере. И это становится сложностью для конечных пользователей, которым придется использовать различные сервисы в зависимости от ситуации.
Рост сложности может быть преодолен только за счет использования открытых стандартов, которые упрощают соединение и интеграцию внутренних систем и разнообразных облачных сервисов с разными средами для работы конечных пользователей. Стандартизация делает жизнь немного проще и для конечных пользователей, но, что более важно, она устраняет препятствие для восприятия облачной технологии и расширяет возможности для облачных вендоров. Облачные вендоры как раз и являются теми, кто получит наибольшую выгоду из открытых стандартов, и они будут их устанавливать и всячески продвигать.
Стандартизация облачных ECM-сервисов должна покрывать три возможных сценария интеграции.
Во-первых, L2C (Local client to Cloud based server, Локальный клиент — Облачный сервер). Это наиболее очевидный начальный сценарий. Контент хранится на облачном сервере и доступен с локального клиента, который может быть веб-браузером, мобильным приложением, или другим приложением как ERP или CRM.
Во-вторых, C2L (Cloud based client to Local server, Облачный клиент — Локальный сервер). Это сценарий, в котором облачному приложению, например, Saleforce, нужно получать доступ к контенту в локальной ECM-системе. Облачным клиентом может быть также другая ECM, которая коннектится к локальному ECM-серверу для того, чтобы, например, реплицировать или синхронизировать контент между двумя системами.
В-третьих, C2C (Cloud based client to Cloud based server, Облачный клиент — Облачный сервер). Такой сценарий будет релевантен, когда заказчики используют множество различных облачных сервисов. Например, Saleforce в "облаке" должен напрямую подключаться к ECM-системе тоже в "облаке", чтобы использовать ее контент, и к другим облачным репозиториям для синхронизации и репликации контента.
Все три сценария хорошо покрываются по определению стандартом CMIS, который является открытым и доступным уже сегодня. Вендорам ECM предстоит проделать еще много работы, чтобы обеспечить для корпоративных ИТ-департаментов быстрый и более легкий переход к облачным сервисам.
Основным препятствием на пути к облачным вычислениям обычно называют неурегулированные вопросы безопасности, игнорируя при этом существующие риски. Ведь большинство масштабных утечек конфиденциальных данных происходило из вполне защищенных корпоративных систем. Это и номера кредитных карточек, и базы данных абонентов мобильных операторов, и чемоданы компромата от Wikileaks. Все это было до облаков.
Однако существуют и законодательные ограничения, касающиеся трансграничного перемещения информации, что тоже является препятствием для полноценного использования облачных сервисов. С другой стороны, нашему бизнесу всегда нравилась идея размещения серверов с чувствительными данными где-нибудь на Кипре, вне досягаемости для неожиданных визитов непрошенных гостей.
В таком аспекте облачные решения можно рассматривать как элемент обеспечения безопасности бизнеса, ибо выемка виртуального сервера будет просто физически невозможна. Причем это не означает автоматически нарушения законодательства — информация из облака точно так же может быть предоставлена в установленный законом срок по требованию любых правоохранительных органов.
"Ростелеком".Российские разработчики СЭД/ECM начинают также предлагать облачные решения. Об этом объявили "ДоксВижн" и ЭОС. Один из пионеров этого рынка, компания "Мегаплан" была приобретена фирмой "1С".
Станислав Макаров
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP