|
|
|
Практика использования ЭЦПВ начале нынешнего века в России был принят ряд законодательных актов, регламентирующих применение электронных документов. В 2002 году начал действовать Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» (Закон «Об ЭЦП»), а в прошлом году увидел свет Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон «Об информации»). Несмотря на то, что они не смогли полностью покрыть правовое поле в данной сфере, электронный документооборот в нашей стране с каждым годом набирает силу. До недавнего времени применение электронных документов в России было достаточно подробно регламентировано лишь в отдельных областях российского бизнеса, таких как, например, банковская деятельность или рынок ценных бумаг. Сегодня системы электронного документооборота используются для заключения сделок в области металлургии, машиностроения, транспорта, в нефтегазовом комплексе, электроэнергетике, других отраслях промышленности. При помощи электронных документов оформляют взаимоотношения в сфере розничной торговли и услуг. На законодательном уровне легализован электронный документооборот между бизнесом и органами государственной власти или органами местного самоуправления. Тем не менее, как показывает практика, для успешной работы систем электронного документооборота сегодня по-прежнему не хватает благоприятных и предсказуемых правовых условий. Например, электронный документооборот не сопровождается в полной мере законодательными гарантиями, которые обеспечивали бы законность юридических действий, совершаемых в интернет. Должным образом не защищаются интересы сторон, использующих электронные документы для заключения сделок. Одной из наиболее острых проблем, сдерживающих развитие электронного документооборота в нашей стране, является положение с федеральным удостоверяющим центром. Несмотря на то, что на сегодняшний день в России официально зарегистрировано более ста действующих центров, а заявлено около трехсот, федеральный удостоверяющий центр, призванный завершить создание единого российского пространства доверия, пока не начал «работать». Пути решения На практике отсутствие необходимых положений законодательства участники рынка компенсируют путем заключения соответствующих договорных конструкций. Особенно часто это применяется при организации электронного документооборота на корпоративном уровне. Основным условием, которому должен удовлетворять любой договор, является его непротиворечивость основным нормам российского законодательства. Например, договор, закрепляющий юридические отношения участников корпоративной информационной системы относится к договорам присоединения, которые регламентируются нормами Гражданского кодекса России. Корпоративная информационная система по российскому законодательству — это информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"). В корпоративной информационной системе принимаются Правила электронного документооборота, а также приложения к ним. В них закрепляются условия и порядок организации электронного документооборота, в том числе совершения сделок в данной информационной системе. В приложениях к Правилам, помимо всего прочего, регламентируется порядок использования электронной цифровой подписи, а также порядок разрешения конфликтных ситуаций и споров. В договорной документации также может детально прописываться порядок ведения электронного документооборота, например, формирование электронного документа, его отправка и получение, подтверждение получения, проверка электронного документа, отзыв документа, процедура учета и хранения документов. В Правила электронного документооборота могут также включаться положения, определяющие, что считать «подлинником», а что «копией» используемых в данной системе электронных документов, несмотря на то, что в настоящее время ни один российский закон не дает четкого ответа на этот вопрос. Например, в некоторых информационных системах все экземпляры электронного документа являются его подлинниками, а копии электронного документа могут быть распечатаны на бумажном носителе и должны быть заверены собственноручной подписью уполномоченного лица. Участники системы, соглашаясь с Правилами, принимают порядок и условия электронного документооборота внутри корпоративной информационной системы. Стоит отметить, что, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, в случае прекращения действия Правил, все электронные документы, которые были составлены ранее, не теряют своей юридической силы. Таким образом, договорные конструкции, создаваемые в рамках существующих законов и ведомственных норм, могут сильно «облегчить жизнь» участникам информационных систем, даже в условиях несовершенства законодательства они позволяют эффективно организовать работу систем электронного документооборота. Надо сказать, что большинство участников рынка, активно использующие в своей деятельности ЭЦП, строят свою работу именно на основе подобных договоров. Примеры использования ЭЦП Одними из первых, кто стал использовать электронные документы, заверенные ЭЦП, стали банки. Еще до принятия Закона «Об ЭЦП» Центральный банк России принял ряд нормативных актов, регламентирующих применение аналогов собственноручной подписи в банковской сфере. Эти нормативные правовые акты действуют и в настоящее время. По некоторым оценкам, более двух третей организаций, имеющих отношения с банками активно применяют ЭЦП. И процент этот постоянно растет. Активно используется ЭЦП при организации удаленного банковского обслуживания. Еще одним примером активного использования ЭЦП является общение с налоговыми органами. В последние годы все больше и больше пользователей предпочитает сдавать налоговую отчетность в электронном виде. В последние годы все активнее ЭЦП стали применять и в коммерческой сфере, в первую очередь, в области электронной торговли. На сегодняшний день в России действует множество электронных торговых площадок, участники которых, при заключении сделок применяют ЭЦП. Стоит отметить, что в последний год в направлении электронных торгов движутся и порталы, отвечающие за проведение госзакупок. В частности, на выставке-форуме «Госзаказ-2007» многие участники отмечали, что сектор электронной торговли растет опережающими темпами, как в частной, так и в государственной сфере. В заключение хотелось бы привести пример, на первый взгляд к России напрямую не относящийся. Сегодня Эстония является одним из наиболее развитых государств в плане применения ЭЦП. Практически у каждого взрослого жителя этого государства уже есть персональная электронная карточка, на которой записаны данные о владельце, а также сертификат цифровой подписи. Карточка может быть использована и как платежное средство, и как средство аутентификации. Недавно в Эстонии впервые прошли выборы, на которых можно было проголосовать дистанционно при помощи карточки с ЭЦП. Для России этот пример достаточно актуален, поскольку аналогичный проект по созданию персональной карты россиянина сейчас готовится к запуску и в нашей стране.
Полная информация о текущей ситуации на рынке СЭД, его объеме и динамике развития, тенденциях и перспективах, описание бизнес-моделей зарубежных и российских компаний, а также анализ структуры и характеристика потребительского спроса представлены в Отчете «Рынок систем электронного документооборота в России, 2006». Заполнить заявку можно здесь.
Нина Соловьяненко / CNews |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP