|
|
Мировой рынок ИТ-услугВ то время как российский рынок ИТ-услуг быстро набирает обороты, на мировой арене эксперты ограничиваются констатацией того факта, что кризис, наметившийся в секторе ИТ-сервисов в 2002 году, удалось преодолеть. Аналитики, а также ведущие игроки отмечают значительный рост направления аутсорсинга как информационно-технологического, так и бизнес-процессов. Лидировать на мировом рынке ИТ-услуг продолжают американские и индийские компании. Итоги 2003 года не стали для мирового рынка ИТ-услуг ни великой радостью, ни разочарованием. Рост в этом секторе составил, по различным экспертным оценкам, от 6% до 10%. Эти показатели по крайней мере позволяют говорить о том, что рынок явно оправился после спада 2002 года, когда Gartner зафиксировал снижение роста на 0,3%. Заметим, что российский рынок ИТ-услуг, как отмечено в отчете CNews Analitics «Итоги 2003. Рынок ИТ: Время контрастов», растет значительно быстрее мирового с $0,84 млрд. в 2002 году до $1,13 млрд. в прошедшем. По оценкам Gartner, мировой рынок ИТ-услуг в 2003 году вырос на 6,2%. Его оборот составил $569 млрд., при том что по итогам 2002 года этот показатель достигал $536 млрд. Нужно отметить, что еще в 1 полугодии 2003 аналитики спешно сократили ранее прогнозируемые показатели роста в этом секторе в перспективе до 2005 года с 6,1%, 7,1% и 7,8% в 2003, 2004 и 2005 гг. соответственно до 3,5%, 5,2% и 6,3%. Причиной подобных поправок в тот момент стали явно слабые финансовые результаты поставщиков ИТ-услуг и вялое развития рынка ИТ в целом. А малый показатель возврата инвестиций от предыдущих затрат на ИТ, предположительно, должен был привести к большей сдержанности компаний-заказчиков в своих инвестициях. В итоге общий оборот рынка ИТ-услуг в 2003 году по обновленным прогнозам должен был составить $555,2 млрд. Прогноз развития ИТ-сегмента (пессимистичный, наиболее вероятный и оптимистичный сценарии) Источник: Gartner Dataquest (Июль, 2003) В свою очередь эксперты IDC также были вынуждены понизить свои прогнозные оценки темпов роста мирового рынка ИT-услуг, констатируя, что в 2002-2003 в этом секторе столкнулись с гораздо большими трудностями, чем можно было предвидеть ранее. Пересмотрев свой прогноз на ближайшие 5 лет, IDC в начале 2003 года утверждала, что расходы на ИT-услуги в мире вырастут к 2006 году до $572 млрд., а среднегодовой темп роста (CAGR) составит 10,6%. Спустя год аналитики этой же компании начинают констатировать заметное улучшение ситуации. В частности, IDC отмечает, что по итогам 2003 года 30 крупнейших в мире компаний-поставщиков ИТ-услуг в среднем увеличили свои доходы на 10,9%. За весь год 30 ведущих игроков на мировом рынке ИТ-услуг заработали, в общей сложности, $209,2 млрд. В 4-м квартале совокупный доход этих компаний достиг $54,7 млрд., что на 9,7% больше, чем в 4-м квартале 2002 года, и на 5,5% выше показателя 3-го квартала 2003 года. Здесь следует отметить, что в 4-м квартале, в связи с сезонным ростом рынка, традиционно заключается больше контрактов, чем в 3-м. Среди 30 ведущих провайдеров ИТ-услуг, упомянутых IDC, такие компании, как Accenture, ACS, Atos Origin, BearingPoint, CGEY, CGI Group, Cisco, CSC, DELL, Deloitte, Deutsche Telekom (T-Systems), EDS, EMC, Fujitsu, Getronics, Hewlett-Packard, Hitachi, IBM Global Services, Lockheed Martin, Lucent, NCR, Nortel Networks, Northrop Grumman, Oracle, Perot Systems, SAIC, SAP, Schlumberger, Siemens, Sun Microsystems и Unisys. С одной стороны, рост доходов ведущих провайдеров в этом секторе IDC склонна объяснять ослаблением доллара, а также результатом более часто используемой тактики поглощений. С другой стороны, список контрактов, подписанных в прошлом году десятью ведущими компаниями-поставщиками ИТ-услуг, подтверждает, что данное направление набирает силу. Крупнейшие 10 компаний подписали в 2003 г. контракты на сумму свыше $145 млрд. по сравнению с аналогичным показателем 2002 г., рост по этому показателю составил 19%, а в денежном выражении 15%. По мнению аналитиков IDC, подобный результат обусловлен существенной сменой приоритетов заказчиков вместо проектно-ориентированных услуг теперь чаще заключаются долгосрочные контракты и отдается предпочтение аутсорсингу бизнес-процессов (BPO). Если говорить о росте рынка ИТ-услуг по регионам мира, то лидирующие позиции, с точки зрения IDC, занимает Азиатско-тихоокеанский регион, с показателем 13%. Далее следует Северная и Южная Америка, где рост рынка в 2003 году составил 10%. В регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) IDC констатирует по итогам года рост всего 4%, при том, что Gartner указывает более радужные 11,8%. Рост рынка ИТ-услуг по регионам, 2003 Источник: IDC, 2004 IDC считает, что сейчас рынок ИТ-услуг находится в состоянии выхода из кризиса, которое, вероятно, сохранится до середины 2005 года. Времена, когда данный сегмент ИТ-рынка рос в три раза быстрее, чем валовой национальный продут, безвозвратно миновали. В ближайшее время нормой будет считаться соотношение два к одному, поскольку ИТ-индустрия все еще не оправилась от последствий неоправданного бума конца 90-ых и последующего кризиса отрасли. Самым быстрорастущим сегментом рынка ИТ-услуг, по оценкам IDC, стал аутсорсинг где рост по итогам 2003 года составил 17,9%. В свою очередь доходы от проектно-ориентированных услуг, включая ИТ-консалтинг и системную интеграцию, выросли лишь на 7,2%. В свою очередь, по данным Gartner, на аутсорсинг в 2003 году пришлась максимальная доля оборота всего мирового рынка ИТ-услуг 39,6% или 220 059 млн. долл. На втором месте системная интеграция, с 38,5%. Далее следует разработка и внедрение решений 30%. Минимальная доля от общего объема рынка ИТ-услуг пришлась на консалтинговое направление и составила 7,5%. Подобное же распределение долей рынка сохранится, по прогнозам, и в 2004 году. На аутсорсинг будет приходиться 39,5% или 240 509 млн. долл., на долю системной интеграции 38%, на разработку и внедрение решений 30%. Консалтинг при этом сохранит минимальный показатель в 7%. Объем мирового рынка ИТ-услуг по сегментам (млн. долл.)
Источник: Gartner Dataquest (июль, 2004) В целом на мировом рынке ИТ-услуг заметно растет потребление в сегментах ИТ-менеджмента и управления процессами. Рост здесь составил 10% и 9,3% соответственно. Gartner объясняет эту тенденцию установкой компаний-заказчиков на усиление контроля за расходами. Аутсорсинг: пара туч на солнечном небосклоне По оценкам Gartner, пока что около 50% аутсорсинговых проектов в Европе не оправдывают ожиданий заказчиков. Самым «слабым звеном» в них являются внутренние команды участников проекта, формируемые со стороны собственно компаний-заказчиков. Часто они оказываются как минимум недостаточно профессиональными. Сотрудникам не хватает знаний, навыков и опыта для реализации сложных бизнес-проектов. По рекомендациям Gartner, компаниям необходимо инвестировать порядка 3-4% от бюджета, выделяемого на создание подобных групп, с тем чтобы подготовить сотрудников и повысить их рабочий потенциал. Повышение уровня подготовки в данном случае является не желательным, а обязательным требованием для успешности проекта. По оценкам Gartner, залогом успеха аутсорсингового проекта становятся 3 ключевых фактора: наличие профессионализма со стороны всех участников, адекватное управление процессами и высокий уровень доверия со стороны заказчика по отношению к поставщику услуг. Как выявило исследование Gartner, для успеха аутсорсингового проекта необходимо гармоничное сочетание технического и бизнес-профессионализма. Слабые аутсорсинговые проекты были реализованы, как ни удивительно, в условиях доминирования команд именно технических специалистов. Далее, Gartner обращает внимание на всю важность фактора доверия со стороны заказчика по отношению к поставщику услуг. Именно это определяет скорость как принятия решений, так и решения появившихся в ходе проекта проблем. По результатам исследования Gartner, можно сформулировать следующие факторы, определяющие выбор компанией внешнего поставщика ИТ-услуг:
В настоящий момент, оценивают аналитики, менеджмент в секторе ИТ в целом и на рынке аутсорсинга в частности находится приблизительно на том же уровне, как управление строительством в 1850-ые гг. Именно тогда в том секторе начал появляться ряд «профессиональных направлений», которые затем стали определять развитие всей отрасли. Для этого потребовалось сочетание технических, управленческих, коммерческих и коммуникационных навыков. Именно такой «золотой» набор качеств необходим сейчас и компаниям, претендующим на лидерство в ИТ-аутосорсинге. В целом же рынку профессиональных ИТ-услуг и аутсорсинга не хватает сейчас зрелости, подготовленных профессионалов, стандартов и регулирующих норм. На мировом рынка ИТ-услуг, по оценкам Gartner, продолжают лидировать американские вендоры. На их долю приходится до 59% всех затрат на рынке. В целом рост оборота американских поставщиков по итогам года был незначителен и составил всего 4%. При этом оборот индийских вендоров вырос на 29%, хотя доля этого рынка составляет пока 1,4% от общемирового. Индийские компании вообще очень зависят от уровня экспорта, поскольку 92% их оборота составляют заказы от иностранных компаний и только 8% приходится на внутренние продажи. Постепенное вхождении Индии в глобальную экономику позволит этой стране успешно конкурировать с другими поставщиками ИТ-услуг. Это стимулирует индийские компании к инвестициям в технологии. Соответственно, на мировом рынке аутсорсинга пока что абсолютно доминируют американские и индийские компании, которые наиболее подготовлены сейчас к глобальной экспансии. Со своей стороны поставщики ИТ-услуг из других стран работают преимущественно на обслуживание своих внутренних рынков, постепенно только начиная выходить на региональный уровень. 10 крупнейших поставщиков ИТ-услуг в 2003 году (млн. долл.)
Источник: Gartner Dataquest (июнь, 2004) Крупнейшим поставщиком на этом рынке, по самым разным экспертным заключениям, остается IBM, рыночная доля которой увеличилась до 7,5%. При этом показатель роста оборота компании по итогам года составил 6.2% (данные Gartner). С точки зрения самого быстрого роста за 2003 год на мировом рынке ИТ-услуг лидируют, по оценкам IDC, компании Northrop Grumman (76%), CGI Group (44%) и Dell Services (28%). Самые быстрорастущие игроки рынка ИТ-услуг в 2003 г.*
*Показатель роста в процентах рассчитывается, исходя из полученного компаниями дохода, выраженного в долл. США. Источник: IDC, 2003 г. С точки зрения лояльности к бренду, как показало исследование Gartner, среди пользователей ИТ-услуг также лидирует IBM, воспринимаемый в качестве ведущего бренда во всех ключевых сегментах этого рынка, за исключением сектора аутсорсинга бизнес-процессов (BPO). Большинство из 197 опрошенных Gartner пользователей ИТ-услуг назвали IBM компанией номер один на рынке консалтинговых услуг (в том числе, ИТ-консалтинга), разработки систем и системной интеграции, а также ИТ-аутсорсинга. Что касается аутсорсинга бизнес-процессов, то здесь ответ «не знаю» касался почти всех компаний, однако второе и третье места в списке достались, соответственно, компаниям Automated Data Processing и IBM. В 2002 году IBM удалось расширить свое присутствие в этом сегменте рынка за счет приобретения у PricewaterhouseCoopers компании PwC Consulting (консалтингового бизнеса и подразделения, специализирующегося на технологических услугах) и создания нового подразделения под названием Business Consulting Services. На второе место после IBM в сегменте консалтинга и ИТ-аутсорсинга опрошенные поставили компанию EDS. Этот бренд оказался на третьем месте в сфере разработки систем и системной интеграции и пятом в секторе аутсорсинга бизнес-процессов. Узнаваемость бренда, вероятно. находится в прямой зависимости от рыночной доли компании в соответствующем секторе. И это подтверждают данные других исследований рынка. Так, по оценкам IDC, IBM занимает 22% на мировом рынка ИТ-аутсорсинга. EDS, Computer Sciences и Fujitsu идут следующими в рейтинге IDC. Однако, с другой стороны, в первую десятку компаний, название которых сразу же приходит на ум, когда речь заходит о консалтинге в сфере ИТ, попали Hewlett-Packard и Microsoft несмотря на то, что этим компаниям не принадлежит сколько-нибудь значимая доля на рынке консалтинговых услуг. Из индийских офшорных компаний, оказывающих ИТ-услуги, участники опроса назвали Infosys, Patni Computer, Satyam, Tata Consultancy Services и Wipro. Gartner определяет несколько ключевых тенденций развития мирового рынка ИТ-услуг на ближайшие годы:
В последние годы компании принимали решения об инициации аутсорсинговых проектов, руководствуясь соображениями сокращения расходов и стоимости услуг. Ключевым фактором развития рынка аутсорсинга так и остается пока стремление заказчика выиграть в цене, ввиду чего он обеспокоен в первую очередь поиском более дешевых услуг. Этот параметр до сих пор приоритетнее при выборе поставщика, чем, скажем, технические или бизнес-характеристики компании. Распространение на рынке данной тенденции в свою очередь стимулирует снижение цен поставщиками пока только на некоторые виды ИТ-услуг. По ожиданиям Gartner, в течение последующих 2-3 лет цены продолжат снижаться, в первую очередь на наиболее дорогостоящие сейчас высокопрофессиональные услуги. Для поставщиков ИТ-услуг залогом выживания на рынке становится задача оптимального снижения цен на фоне повышения эффективности работы. По прогнозам аналитиков, к 2006 году на приоритетные позиции выйдут модели предоставления решений и услуг в режиме реального времени. Данный подход будет наиболее актуален для управления инфраструктурой, приложениями и бизнес-процессами заказчика, не являющимися критическими для его продвижения в ключевой нише. Gartner также предсказывает, что фокус бизнес-сообщества после 2004 года начнет смещаться в сторону контроля ИТ-затрат, выработки оптимальных стратегий ИТ-развития и выбора лучшего поставщика решений и услуг. Соответственно, все ИТ-вопросы будут рассматриваться преимущественно в контексте бизнес-задач. А уже к концу 2008 года половина всех аутсорсинговых проектов будет оцениваться с точки зрения бизнес, а не технологического подхода. Уровень экспертизы поставщика профессиональных услуг станет определяющим фактором при выборе ИТ-партнера уже в 2005 году. Лояльность к провайдеру услуг в сфере ИТ будет расти в зависимости от степени его профессионализма и наличия соответствующих отраслевых решений. В этой связи Gartner рекомендует вендорам инвестировать в повышение собственной отраслевой экспертизы, а также операционной эффективности. Мария Попова / CNews.ru |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP