|
|
ИТ-консалтинг в России: цена теряет значениеПо результатам исследования, проведенного CNews Analytics, на российском рынке ИТ-консалтинга все меньшее значение для принятия решения о сотрудничестве с тем или иным консультантом имеет стоимость его услуг. Гораздо более определяющую роль здесь начинают играть факторы сложившейся профессиональной репутации, гибкостии и опыта реализации успешных проектов. Еще несколько лет назад «первую скрипку» на российском рынке ИТ играли поставки аппаратных средств. Доля «железа» в структуре продаж составляла около 80% ситуация, в общем, нормальная для стадии становления отечественного сектора информационных технологий на тот момент. Однако по итогам 2003 года доля «интеллектуальных» составляющих рынка (ПО и ИТ-услуги) оценивалась Минсвязи уже в 36%. По итогам 2004 года эксперты-оптимисты ожидают даже паритета доходов от продаж аппаратных средств с одной стороны и ПО плюс ИТ-услуг с другой. Структура ИТ-рынка России, 2003 Источник: Минсвязи, 2004 Под собирательным термином «услуги» в отрасли принято обозначать достаточно широкий перечень сервисов, включая аудит, консультирование, внедрение информационной системы, поддержку, обучение и аутсорсинг. В данном случае, речь преимущественно идет о бизнесе системных интеграторов, в последнее время заметно набирающем обороты. Рост потребления ИТ-услуг принято расценивать как очередной шаг к цивилизованности рынка. На этом этапе развития, заказчики, постепенно оснастившись «железом», приходят к пониманию второстепенной его роли в решении проблем бизнеса. Рано или поздно, потребительский рынок «дорастает» до того, чтобы сфокусироваться на задачах повышения прозрачности, эффективности и безопасности деятельности. Соответственно, увеличивается спрос на анализ ИТ-потребностей компании, консультации по выбору и внедрению адекватной информационной системы. А на волне массового беспокойства о возврате инвестиций, вложенных в ИТ-проекты. или оценки их эффективности, приоритетом номер один в сознании клиентов становится выбор не столько ИТ-решения, сколько компании, которая будет реализовывать проект. Российский рынок услуг в сфере ИТ растет, очевидно, быстро, однако эксперты расходятся в оценке его темпов и объемов. Так, департамент консалтинга РБК заявляет, что в 2002 году объем продаж ИТ-услуг в России составил 0,84 млрд. долл., а годом спустя уже 1,13 млрд. долл. Ожидается, что за 2004 год отечественный сектор услуг в сфере ИТ достигнет полуторамиллиардной отметки. Еще более радужные цифры указывает IDC, оценивая объем российского рынка ИТ-услуг в 2003 году порядка 1,5 млрд. долл. Годовой темп роста составил 28%. Этот показатель значительно превышает аналогичные во всех странах EMEA, и кроме того, позволяет считать данный сегмент одним из наиболее быстрорастущих на российском рынке информационных технологий в целом. В ближайшее пятилетие, по прогнозам IDC, средний ежегодный прирост рынка услуг ИТ в России превысит 25%, и к 2008 г. его объем достигнет 4,76 млрд. долл. Как обычно, скромнее в своих оценках годовых объемов российского рынка ИТ-услуг Gartner, называющий, тем не менее, сходный показатель ежегодного роста 30%. Годовой объем рынка ИТ-услуг в России, $ млн. Источник: Gartner, 2003 В свою очередь, исследование CNews Analytics выявило, что в число самых быстрорастущих ИТ-компаний России по итогам 2003 вошло 4 крупных системных интегратора, а также 2 группы компаний, в которых заметная доля оборота приходится на направление профессиональных ИТ-услуг. CNewsFAST: Самые быстрорастущие ИТ-компании России**
Источник: CNews Analytics, 2004 Компании-интеграторы, вошедшие в 10-ку рейтинга CNewsFAST, отмечают значительный рост консалтингового направления в своем бизнесе в прошлом году. Так, результаты деятельности «Борлас» подтверждают, что рост ее бизнеса стимулируется в первую очередь продажами профессиональных услуг. Доля этого направления деятельности в обороте интегратора в 2003 году составила 42%, при том, что в общей структуре ИТ-рынка услуги занимали только 25%. Структура продаж Борлас в 2003 году Источник: Борлас, 2004 По итогам 1 полугодия 2004 год, уже 52% в структуре доходов «Борлас» приходилось на ИТ-услуги. На фоне прогнозируемого на текущий год Gartner среднегодового роста этого рынка в 30%, рост «Борлас» по данному направлению только в первом полугодии 2004 составил 175% к аналогичному периоду прошлого года. Борлас: Годовой объем продаж ИТ-услуг, $ млн. Источник: Борлас, 2004 Для сравнения, следующие за «Борлас» в первой десятке рейтинга CNewsFAST?2003 компании также отмечают значительный рост консалтинговой составляющей в своем бизнесе. Так, оборот Техносерв А/С по направлению ИТ-услуги (включая консалтинг и поставку ПО) вырос в 2003 году на 28%, что близко к объему услуг в общей структуре рынка (25%). А выручка от ИТ-бизнеса РБК, представленного услугами общего и офшорного программирования, а также системной интеграции, увеличилась на 46% с $7,05 млн. в первом полугодии 2003 до $10,3 млн. за аналогичный период 2004 года. «Львиную долю» оборота российского рынка ИТ-услуг в 2003 году сформировали консалтинг и внедрение решений. По оценкам IDC, значительная часть затрат более 31% приходилась на услуги системной интеграции. На втором месте по объему затрат (около 23%) были услуги по разработке заказного ПО. На общую долю этих двух сегментов пришлось более половины объема рынка, что резко контрастирует с ситуацией в США и Западной Европе, где значительную часть доходов поставщиков занимают услуги установки и поддержки ПО и оборудования, а также аутсорсинг. Беспрецедентный рост в 2003 г. в России, по мнению IDC, обеспечили крупные проекты, прежде всего в государственном секторе, выступившем в роли весьма активного покупателя ИТ-услуг. Кроме того, развитие рынка стимулировал традиционный спрос в нефтегазовом комплексе, финансовом секторе и отрасли связи. Говоря о ключевых тенденциях, доминирующих на этом рынке, эксперты особо выделяют стремление к универсализму большинства поставщиков услуг, а также комплексный подход к выполнению проектов. В России пока по-прежнему сохраняется заметный перекос рынка в сторону крупных проектов, однако в ближайшем будущем, считает IDC, ситуация начнет меняться. По сравнению с более развитыми западными рынками, доля ИТ-услуг в общем объеме российского рынка пока остается сравнительно невелика, что свидетельствует о высоком потенциале роста. Для системных интеграторов перспективы здесь достаточно безоблачны. Все большее число компаний приходит к необходимости внедрения ERP-систем, причем автоматизации теперь подлежит не только бухгалтерия и управление персоналом, но и все остальные критичные для бизнеса подразделения. По разным оценкам, рынок будет продолжать расти на 20-30% в год. При этом стоимость проектов будет все время повышаться, стремясь к европейскому уровню, где средняя стоимость владения ERP-системы (включающая внедрение и расходы на поддержание в течение первого года) составляет $15 млн. В отношении структуры рынка ИТ-услуг эксперты не предполагают каких-либо кардинальных изменений. Прогнозируется рост в сегменте аутсорсинга, а также, в соответствии с трендом более зрелых рынков, увеличение доли поддержки и обслуживания уже внедренных решений. Среди вертикальных рынков наиболее интересными с точки зрения продвижения услуг останутся госструктуры. Также, по прогнозам РБК, перспективными клиентами будут вертикально-интегрированные холдинги, нуждающиеся, во-первых, в совершенствовании и унификации своей ИТ-инфраструктуры, а во-вторых, в интеграции к собственным стандартам инфраструктуры поглощаемых компаний. Мария Попова Свое видение тех изменений, которые произойдут в ближайшее время на российском рынке ИТ-услуг, приводит в интервью CNews.ru Алексей Ананьин, президент группы компаний «Борлас»(1 место в рейтинге CNewsFAST по итогам 2003 года). CNews.ru: Каких изменений в структуре оборота российского рынка ИТ-услуг вы ожидаете в ближайшие годы? Какие направления будут развиваться особенно активно? Алексей Ананьин: За последнее время в структуре продаж российских ИТ-компаний значительно выросла доля услуг. Это и есть тот самый «российский продукт», который могут предложить сегодня российские компании. Высокоинтеллектуальный, не требующий производственной базы, которой в России сегодня практически нет (если не считать примитивные сборочные производства). Такой продукт сейчас востребован на рынке. Что касается структуры рынка ИТ-услуг, то наиболее активно, на наш взгляд будет развиваться направление консалтинга в области внедрения ERP-систем. Начинает развиваться направление аутсорсинга эксплуатации, как информационных систем, так и инфраструктуры. Еще один вид услуг управление проектами. Это очень важная составляющая ИТ-проектов, особенно крупных и сложных. От качества работ по управлению проектом напрямую зависит успешность его реализации. Пожалуй, каждый, кто участвовал в реализации ERP-проекта, может с уверенностью утверждать, что в иерархии сложности ИТ-проектов, ERP-проекты находятся на первом месте, причем с большим отрывом от других. Поэтому компания, которая научилась эффективно управлять реализацией именно ERP-проектов, объективно обладает наибольшей экспертизой по реализации сложных ИТ-проектов как таковых, хотя, разумеется, каждый вид ИТ-проекта имеет свои, зачастую весьма специфичные, особенности. Считаю, что направление ИТ-услуг в области управления проектами будет активно развиваться, и заказчики уже начинают за это платить. CNews.ru: Какие факторы будут, на ваш взгляд, определять дальнейшее развитие российского рынка услуг в сфере ИТ? Алексей Ананьин: Нельзя рассматривать рынок ИТ-услуг в отрыве от ИТ-рынка в целом. На мой взгляд, определять дальнейшее его развитие будет следующая тенденция: ИТ-компании больше внимания будут уделять анализу того рынка, на котором они, собственно, работают, и в первую очередь потребностей своих заказчиков, как существующих, так и потенциальных. Это позволит сформировать и предлагать рынку такие ИТ-решения, которые наиболее полно учитывали бы особенности бизнеса заказчика (в частности, отраслевые), и, соответственно, обладали бы большей привлекательностью для потребителей. Т.е. в перспективе продажи ИТ-решений будут идти именно от бизнес-консалтинга, от четкого понимания особенностей бизнеса и особенностей тех рынков, на которых работают заказчики. Именно такой подход в наибольшей степени востребован потребителями ИТ-решений, и, очевидно, именно в этом направлении и будут развиваться компании поставщики решений в области ИТ, по крайней мере, те из них, которые собираются остаться на плаву и в будущем. Несмотря на то, что о правильности такого подхода говорится на протяжении уже многих лет, пока в этом направлении делают реальные шаги считанные единицы из сотен, а то и тысяч ИТ-компаний, представленных на рынке. В частности, этот неутешительный факт отмечен в проекте формируемой Министерством ИТ и связи концепции развития ИТ-рынка: « решению вышеперечисленных обострившихся проблем мешают, прежде всего, следующие причины: не проводится комплексный маркетинговый анализ требований ( ) потребителей информационно-технологической продукции и услуг » Более того, если говорить о том российском продукте, который предлагают отечественные системные интеграторы уже сейчас, то, очевидно, что этот продукт не набор различного вида оборудования и ПО, а проект (т.е. набор оборудования и ПО плюс услуги, превращающие этот набор в законченный проект). Однако у подавляющего большинства компаний-интеграторов пока отсутствует формализованное описание именно такого продукта, причем не только и не сколько техническое описание, сколько маркетинговое. Зачастую российские интеграторы ограничиваются описаниями отдельных составляющих проектов, т.е. теми описаниями, которые предоставляют вендоры, превращаясь, фактически, из интеграторов просто в реселлеров (перепродавцов) иностранного оборудования и ПО. В концепции развития ИТ-рынка эта проблема упоминается в ряду наиболее существенных проблем, сдерживающих развитие российского ИТ-рынка: « отсутствуют коммерчески оформленные в соответствии с ожиданиями потребителя внешнего и внутреннего рынка информационно-технологические продукты и услуги у большинства предприятий российского рынка, включая экспортеров » Очевидно, что указанные выше проблемы являются «болезнью роста» еще относительно молодого и бурно развивающегося российского ИТ-рынка. И мне представляется, что эти проблемы будут успешно преодолены совместными усилиями участников ИТ-рынка: российскими интеграторами, вендорами, потребителями ИТ-продуктов и регулирующими органами. CNews.ru: Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего роста этого направления в своем бизнесе? Алексей Ананьин: Очень позитивно оцениваю. Есть несколько причин для оптимизма. Во-первых, это рост нашего традиционного консалтингового направления внедрение ERP-систем, систем принятия решений, специальных отраслевых бизнес-приложений (решений для страховых компаний, для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, для торговых компаний). В этой области, а именно во внедрении бизнес-приложений Oracle E-Business Suite, на сегодняшний день мы занимаем лидирующие позиции. И в рамках этой деятельности оказываем целый спектр ИТ-услуг, включая предпроектный консалтинг т.е. диагностику имеющихся у заказчиков систем, постановку задачи на автоматизацию управления, формирование технических требований к системе, составление техзадания на автоматизацию, а также внедренческий консалтинг, аудит ERP-проектов аудит соответствия методологии внедрения, и авторский надзор за проектом. Вторая область роста это развитие новых консалтинговых направлений деятельности, например, такого как управленческий консалтинг. Управленческий консалтинг и внедрение ERP-систем области очень тесно переплетающиеся. Зачастую управленческий консалтинг заканчивается рекомендацией по внедрению ERP-системы. Да и сам процесс внедрения ERP-системы требует сопровождения в виде услуг управленческого консалтинга. Например, развертывание ERP-системы одна из причин серьезных изменений на предприятии. И, как все новое, оно встречает сильные внутренние сопротивления, которыми необходимо правильно управлять, чтобы добиться успешного завершения проекта. Управление изменениями важная область для оказания услуг управленческого консалтинга. Еще один пример новая организация бизнес-процессов, возникающих по итогам внедрения ERP-системы, которая требует осуществления определенного комплекса мероприятий по созданию основополагающих внутренних регламентов, помогающих перейти компании от текущего состояния к будущему. Эти и другие вопросы управленческого характера, возникающие при внедрении ERP-системы, зоны потенциального спроса на услуги управленческого консалтинга. Кроме того, внедрение конкретных функциональных блоков ERP-системы зачастую невозможно реализовать без оказания услуг управленческого консалтинга. Например, при внедрении систем управления персоналом (Oracle Human Resource Management) очень часто необходимо оказывать услуги в области HR-консалтинга например, реформирование системы управления персоналом, реформирование системы общего вознаграждения, нормирование труда и т.п. И мы, можно сказать, вынуждены развивать в компании направление управленческого консалтинга. Некоторое время назад мы организовали в компании подразделение по оказанию услуг HR-консалтинга, пригласили известных на рынке экспертов в этой области. Помимо перечисленных выше видов мы оказываем услуги, которые традиционно относят к услугам ИТ-консалтинга, т.е. проводим аудит существующего состояния информационных систем предприятий, экспертизу ИТ-проектов, с оценкой рисков и эффектов, осуществляем разработку ИТ-стратегии и программы информатизации предприятия. В компании функционирует департамент ИТ-консалтинга, ведется несколько интересных проектов. Вообще, мы позиционируем «Борлас», как консалтинговую компанию, реализующую комплексные ИТ-проекты, т.е. компанию не просто оказывающую качественный консалтинг, но и умеющую воплощать в жизнь свои рекомендации вплоть до уровня инфраструктуры. В отличие от чисто консалтинговых компаний, мы не просто даем рекомендации, но и помогаем заказчику реализовать их, т.е. доводим рекомендации до конкретного результата. В отличие от системных интеграторов, мы понимаем, какой результат должен дать ИТ-проект. На этапе консалтинга совместно с заказчиком мы определяем, на каких участках информационная система действительно необходима и какой способна дать эффект от внедрения определяем бизнес-цели ее внедрения на предприятии. CNews.ru: Спасибо. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP