|
|
Дистрибьюторы мобильников: расклад силНесмотря на относительно сдержанные прогнозы и опасения конца 2003 г. и вопреки длительным проволочкам с сертификацией мобильных телефонов в профильном министерстве, рынок сотовой розницы в России продолжает расти завидными темпами. Национальные и просто крупные торговые сети, уловив перемены еще в 2003 г., в году текущем уверенно продвигаются в регионы, открывая свои магазины. Одновременно меняются их стратегии и тактика. На этом постоянно растущем и высокодоходном рынке появляются новые игроки и продолжаются «мобильные войны».Действующие лица сотовой розницы О продолжающемся буме сотовой связи в России говорят не только число новых абонентов, но и статистика розничных продаж мобильных телефонов и аксессуаров. По данным Mobile Research Group (MRG), продажи трубок и контрактов на подключение к сетям операторов сотовой связи выросли в 2003 году на 80% до $2,257 млрд. На долю Москвы и Санкт-Петербурга пришлось 34% всех продаж. При этом порядка 80% от этой суммы около $1,8 млрд. принесли именно мобильные телефоны и аксессуары. И только пятая часть, от более, чем двухмиллиардного рынка сотовой розницы, пришлась на платежи абонентов и новые контракты. Всего в 2003 году было продано 15,1 млн. сотовых телефонов. Розничный рынок сотовой связи России в 2003 году: общий оборот Источник: Mobile Research Group Рост продаж ожидается и по результатам текущего, 2004 года. Так в 1 квартале продажи мобильных телефонов выросли на 21% по сравнению с 4 кварталом 2003 г. и составили 5 млн. 107 тыс. единиц1. Если тенденция сохранится, то в 2004 г. будет продано свыше 20 млн. трубок. Впрочем, рост по итогам 1-го квартала аналитики связывают, прежде всего, с ликвидацией дефицита телефонов во втором полугодии 2003 г. Ранее эксперты предполагали, что во 2 квартале текущего, 2004 г. повторится кризисная ситуация годичной давности. Причины, которые могли к этому привести, были другими, чем в прошлом, 2003 г., но следствие ожидалось то же падение продаж производителей в этом прогнозном периоде. Некоторого снижения темпов продаж мобильных телефонов следовало ожидать и в связи с задержкой сертификации телекоммуникационного оборудования (в том числе и сотовых телефонов). Это объясняется общей весьма продолжительной неразберихой внутри регулирующих инстанций, которая связана с реформы российского правительства. Отечественный рынок вновь испытал на себе усиленный приток «серых» аппаратов при одновременном снижении официальных поставок новых моделей. Объем рынка мобильных телефонов, по оценкам Mobile Research Group, во 2 квартале 2004 г. составит 4,7 млн. аппаратов. Другие эксперты более оптимистичны, например, в Владимир Богданов, вице-президент по маркетингу компании «Евросеть», считает, что всего в России за этот период будет продано около 6 млн. трубок, причем из них 3,8 млн. на региональных рынках. Во 2 квартале 2004 г., по данным «Евросети», наибольшим спросом пользовалась модель Motorola V150. Во всех 12 городах, за исключением Хабаровска (4-ое место в рейтинге продаж), эта трубка попала в тройку наиболее продаваемых моделей. Неплохо расходились и другие модели этого вендора С205 и С350; гораздо меньше повезло С200 и Е365. Весьма неплохие позиции у аппаратов Siemens. Модели А52 и А502 часто мелькают в пятерке лидеров продаж «Евросети» в различных регионах, где у компании работают филиалы. А вот Nokia 3310 любят покупать только в Санкт-Петербурге, Москве и Хабаровске (второе, третье и пятое место в рейтинге продаж, соответственно). Наиболее популярные модели мобильных телефонов в регионах России 2Q 2004 г. (доля продаж)
Источник: CNews Analytics по данным компании «Евросеть» Рыночные доли вендоров во 2 квартале 2004 года Источник: компания «Евросеть» Согласно данным группы компаний DIXIS в России по популярности моделей лидируют Siemens, Nokia и Motorola ими пользуются 31%, 23% и 12% опрошенных пользователей соответственно. Респонденты, остановившие свой выбор на Siemens, сделали его под влиянием рекомендаций друзей и были привлечены небольшими размерами трубки, а поклонников Nokia привлекла, прежде всего, цена. Владельцы Motorola отметили удобную клавиатуру. По данным исследовательской компании IDC россияне четко обозначили свой интерес к телефонам с цветными дисплеями, которыми был оснащен каждый четвертый проданный в России в 2003 г. телефон3. В текущем, 2004 г., по мнению экспертов, доля таких аппаратов будет расти за счет снижения их стоимости, увеличения ассортимента предлагаемых моделей и сокращения выпуска телефонов с монохромными дисплеями. Между тем, в отличие от остального мира, в России 2003 г. не стал годом мобильного телефона со встроенной камерой доля этих моделей, по данным IDC, не превысила 6% от общего объема продаж4. Не велики продажи и «умных» телефонов. Так, в 2003 г. в салонах DIXIS было продано более 10 тысяч штук смартфонов и коммуникаторов, что составляет менее 1% от общего количества проданных аппаратов. В абсолютные лидеры примерно половина (5000 штук) всех продаж в этой категории вышла модель Nokia 3650. На втором месте смартфон Sony Ericsson P800 с 15% всех продаж. За ним с небольшим отрывом следует Nokia 7650 13%. Четвертое место поделили Nokia 6600 и Motorola MPx 200 по 9%. Пятое за коммуникатором Nokia 9210i, который набрал 4%. Хиты продаж DIXIS в категории «смартфоны и коммуникаторы» в 2003 г. Источник: DIXIS Расстановка сил среди «продвинутых» моделей мобильных телефонов в первом квартале текущего, 2004 г. изменилась, и пятерка лидеров выглядит несколько иначе. Кроме того, розничные продавцы сотовых трубок ожидают существенного (в разы) увеличения продаж смартфонов. Так, в сети DIXIS уже за 3 месяца этого года было продано более 5 тысяч смартфонов. Можно предположить, что к концу года рост продаж этих аппаратов как минимум втрое превысит показатели 2003 года, а доля в общих продажах может составить 3-4%. Как уже писал CNews.ru, «умный телефон» Motorola MPx200 стал практически первым массовым смартфоном, выпускаемым в формате «раскладушки» и первым смартфоном компании Motorola под управлением ОС Windows Smartphone, и первым Windows-смартфоном, официально поставляемым на российский рынок. В 1 квартале 2004 г. эта модель продавалась в сети DIXIS лучше всего на нее пришлось 30% продаж всех смартфонов. В то же время, по данным опросов фокус-групп бизнес-пользователей сотовой связи, которые провел производитель ПО для мобильных телефонов Intuwave, только 40% ИТ-менеджеров используют смартфоны для бизнеса и многие недовольны качеством, как самих аппаратов, так и ассортиментом услуг нового поколения связи. Несмотря на это, смартфоны продолжают завоевывать позиции, как за рубежом, так и в России. В целом же, по мнению IDC, после нескольких лет бурного роста российский рынок мобильных телефонов стабилизировался и стал одним из крупнейших в Европе. IDC ожидает, что в текущем году в России будет продано более 22 млн. сотовых телефонов. Хиты продаж DIXIS в категории «смартфоны» в 1 квартале 2004 г. Источник: DIXIS По данным опроса 1100 потребителей сотовой связи из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону, проведенном агентством маркетинговых и социальных исследований MAGRAM Market Research по заказу группы компаний DIXIS, абсолютное большинство опрошенных (47%) приобрело мобильный телефон в салонах сотовой связи. Второй по популярности способ приобретения мобильного телефона получение его «в подарок» (15% респондентов). Среди других, значительно менее популярных мест покупки сотовых телефонов, наблюдаются небольшие региональные отличия. Так, в Москве больше опрошенных, чем в других регионах, приобрели телефон на «рынках электроники», в Екатеринбурге выше доля тех, кто купил телефон в «специализированном отделе супермаркета». В Ростове же популярен такой способ приобретения телефона, как покупка «у знакомого». Места покупки мобильного телефона Источник: MAGRAM Market Research, по заказу DIXIS Салоны сотовой связи и салоны операторов сотовой связи выбирают в качестве места покупки мобильного телефона по причинам того, что там «широкий ассортимент», «есть нужная модель телефона» и они «удобно расположены». Выбор рынка электроники, кроме «приемлемой цены» объясняется лишь «широким ассортиментом». Причина выбора места покупки мобильного телефона Источник: MAGRAM Market Research, по заказу DIXIS Если говорить о наборах характеристик различных салонов сотовой связи5, то в Москве они выглядят следующим образом. Для «Связного» наиболее характерны большой выбор телефонов и наличие сервисного обслуживания; «Евросеть» отличается подробной информацией о продаваемых телефонах, размещенной на витринах; «Анарион» красивыми витринами и внутренним оформлением; «Беталинк» вежливым персоналом; салоны DIXIS очень близки к «Техмаркету» и аккумулируют в себе такие характеристики, как отсутствие толчеи и наличие новинок, возможность подержать (осмотреть, опробовать) аппарат, услуги продавцов-консультантов, наличие гарантии на телефоны, а также возможность быстрого подключения купленного аппарата. В Санкт-Петербурге для «Связного» наиболее характерны наличие сервисного обслуживания и возможность быстрой оплаты услуг связи. Салоны DIXIS здесь очень близки к «Ультрастару» и «Телефоруму» и характеризуются отсутствием подделок, подробной информацией о продаваемых телефонах, размещенной на витринах, скидками и рекламными акциями. В Ростове-на-Дону салоны «Гранд-мобайл» отличаются технически грамотными и вежливыми консультантами; «Техмаркет» услугами продавцов-консультантов; в имидж салонов «Евросеть» входит отсутствие очередей, наличие сервисного обслуживания, а также возможность подержать (осмотреть, опробовать) аппарат; салоны DIXIS очень близки к «Связному» и характеризуются отсутствием подделок, наличием гарантии на телефоны, скидками и рекламными акциями. В Екатеринбурге салоны «Симфония» характеризуются отсутствием толчеи, красивыми витринами и внутренним оформлением, большим выбором и возможностью подержать (осмотреть, опробовать) аппарат. Сети «Техмаркет» и «Евросеть» здесь одинаково близки к характеристике «отсутствие подделок». Кроме того, у первого в наборе характеристик присутствует подробная информация на витринах и отсутствие очередей, у второго вежливый персонал. Салоны «Связной» выделяются услугами продавцов-консультантов. Сеть DIXIS здесь характеризует наличие гарантии на телефоны и возможность быстрой оплаты услуг связи.Четверка лидеров среди салонов сотовой связи «Евросеть», «Максус» (торговая марка «Связной»), «Техмаркет» и DIXIS занимают без малого половину розничного рынка сотовой связи России. Совокупный объем продаж этих компаний по итогам 2003 года превысил $1 млрд. Существенное влияние на рынок также оказывают дилерские сети «Беталинк», «Альт-телеком», «Анарион», «Телефорум» и другие. Между тем конкуренция на этом сверхдоходном сегменте рынка ужесточается на рынок сотовой розницы начинают выходить новые игроки, например, крупный оптовый дилер «МегаФон» (к одноименному оператору сотовой связи отношения не имеет). Обороты крупнейших дилерских сетей сотовой связи в 2003 г*, млн. $ *по данным, представленным компаниями за 2003 год.Источник: CNews Analytics «Евросеть» Розничная сеть «Евросети» увеличилась со 186 салонов в начале 2003 г. до 324 накануне 2004 г. В начале 2002 г. региональная розничная сеть компании была представлена только в двух городах Санкт-Петербурге и Воронеже 12 салонами, в конце 2002 г. насчитывала 119 салонами в 61 городе России. Стоит отметить, что вся розничная сеть компании является ее собственностью и построена заново без приобретения местных региональных сетей. За 2003 г. оборот компании составил более $300 млн., что более чем в два раза превышает годовой оборот компании за 2002 г., равный $140 млн., и в 5 раз годовой оборот за 2001 г. Розничные сети компании продали в 2003 г. около 1185000 телефонов, что больше объема продаж 2002 г. в два раза, а 2001 в 5 раз. В 2003 году компания продала около 1158000 контрактов сотовых операторов. По собственной оценке компании в декабре 2003 года доля «Евросети» на российском рынке розничных продаж сотовых телефонов составила около 9%. Выручка группы компаний «Евросеть» за 1 квартал 2004 г. выросла почти на 144,5% и составила $132 млн. против $54 млн. за аналогичный период 2003 г. Из этой суммы от продажи товаров было получено $91,8 млн., $39,7 млн. составила выручка от заключения контрактов и получения платежей. Прибыль за 1 квартал 2004 г. составила $5,2 млн. против $312 тыс. за аналогичный период 2003 г. Кредиторская задолженность компании составила $41,3 млн., балансовая прибыль $5,2 млн. По прогнозам самой компании «Евросеть», выручка за 2004 г. составит $678 млн., а за 2005 г. $967 млн. Прибыль за 2004 г. планируется в размере $14 млн., за 2005 г. $18,4 млн. Балансовая прибыль за 2004 г. ожидается в объеме $8,9 млн., за 2005 г. $12 млн. DIXIS Группа компаний DIXIS один из лидеров в области дистрибуции, розничной торговли и оказания сервисных услуг на рынке мобильной связи России. В настоящий время под маркой DIXIS в России работает 305 магазинов. Из них 165 собственных, и 140 функционируют по франчайзинговой системе. Кроме того, имеются два производства по ремонту телефонов в Москве и Санкт-Петербурге, производящих 22000 ремонтов в месяц и сеть из 16-ти сервисных центров в регионах России. Стратегия DIXIS, как заявляет руководство группы компаний, направлена на решение задачи стать крупнейшей сетью магазинов цифровой техники и сервисных центров, предлагающей широкий спектр продуктов и услуг в области телекоммуникаций и цифровых технологий на территории России. Оборот компании за 2003 год составил $202 млн., количество проданного оборудования более 1,2 млн. телефонов. В компании действует услуга «Trade In», позволяющая оперативно менять с доплатой старый телефон на новый. «Максус» («Связной») По результатам 2003 г. компания «Максус», работающая под торговой маркой «Связной» увеличила свою розничную сеть на 154 точки, по сравнению с 2002 г. К концу года в состав этой сети входили 272 центра в трех городах Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Оборот компании «Максус» в 2003 г. составил $280 млн. В прошедшем, 2003 г. сетью центров мобильной связи «Связной» было принято от населения $53 млн. в качестве платежей за мобильную связь. В настоящий момент, по оценкам компании, ее рыночная доля в трех городах Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде составляет 14%. В 2003 г. в сети центров мобильной связи «Связной» было реализовано 1,28 млн. телефонов и 1,027 млн. контрактов сотовых операторов. В 2004 году компания «Максус» (Сеть центров мобильной связи «Связной») планирует открытие центров в 6 крупнейших городах России. Ежемесячно планируется открывать 15 новых центров мобильной связи «Связной». Всего в 2004 г. будет открыто более 180 новых торговых точек, 160 из них в регионах России. «Техмаркет» С годовым оборотом на уровне $200-250 млн. в год, «Техмаркет» входит в тройку лидеров по продажам сотовых телефонов и аксессуаров. На сегодня розничная сеть компании представлена 100 салонами в Москве и 50 салонами в 14 городах России. Магазины под брэндом «Техмаркет» работают в Нижнем Новгороде, Тюмени, Перми, Екатеринбурге, Красноярске, Челябинске, Хабаровске, Казани, Уфе, Сургуте и ряде других городов России. В планах «Техмаркета» продолжение развития бизнеса в регионах. На 2004 г. запланировано увеличение доли региональной розницы до 30%6, а к началу 2005 года уравнять продажи в столице и регионах. Руководство компании рассматривает возможность привлечения дополнительных инвестиций в текущем, 2004 г. «Техмаркет» будет готов к выходу на российский фондовый рынок. «Телефорум» Один из крупнейших российских продавцов сотовых телефонов, питербуржская компания «Телефорум», сообщила, что ее продажи в первом квартале 2004 г. составили 530 тыс. мобильных телефонов, в то время как за весь 2003 год было реализовано почти 1,5 млн. трубок (1,495 млн.). Заявленное количество мобильных телефонов является суммарным результатом продаж группы компаний, включающей в себя розничную сеть «Телефорум» в Санкт-Петербурге и оптового поставщика компанию «Телефорум Трейдинг» с офисами в Санкт-Петербурге и Москве. Со слов руководства «Телефорума», большая часть реализованной продукции нашла покупателей в регионах России. Через розничную сеть в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, состоящую из пятидесяти торговых точек, за первый квартал 2004 г. было продано порядка 40 тыс. телефонов и около 50 тыс. контрактов с операторами сотовой связи. До конца года «Телефорум» намерен увеличить свою рыночную долю с 10,5%7 до 12%. Для этого до конца 2004 года «Телефорум» планирует открыть не менее пяти представительств в крупных региональных центрах. Виталий Солонин / CNews Analytics Денис Черников: Сотовому рынку скорая стагнация не грозитКак и многие сотовые дилеры, один из самых заметных игроков этого рынка компания «Евросеть» реализует в настоящее время стратегию диверсификации своего бизнеса. Однако к идее расширения товарного порфеля компания, по ее утверждению, относится более творчески, чем другие «сотовые» продавцы. О механизмах запуска новых направлений бизнеса в интервью CNews.ru рассказывает коммерческий директор департамента портативной техники компании «Евросеть» Денис Черников. CNews.ru: За последний год на рынке сотовой розницы произошли существенные изменения. Некоторые дилеры начали ребрендинг, многие занялись расширением товарного портфеля? Насколько серьезно эти процессы затронули бизнес компании «Евросеть»? Денис Черников: Действительно, большинство сетей сотовой связи объявили о появлении новых направлений в бизнесе или о готовности заняться ими. Наиболее заметна активность сотовых сетей в области портативной цифровой техники. Но этой деятельностью все занимаются в очень разных форматах, ставя перед собой различные задачи. В отличие от сетей, которые вводят новые направления только для того, чтобы поднять свою рентабельность, мы решаем стратегически более интересную задачу. В настоящий момент «Евросеть» значительно опережает своих конкурентов по количеству салонов у нас 751 торговая точка. Это мощный сбытовой канал с единым форматом салонов, охватывающий всю территорию России: от Калининграда до Владивостока. Наша задача максимально полно использовать этот формат, реализовав всю мощь сбытового канала для достижения доминирующего положения на рынке. Так поступает любая торговая сеть: максимально использует всю площадь салонов, предложив в них все товары и услуги, соответствующие их формату. Такая задача может быть решена только поэтапно. Мы понимаем, что если бездумно выложить новый товар на полку это приведет к потере денег, и такой печальный опыт конкурентов мы уже наблюдаем. У нас тактика иная. Мы выбираем направления, которые могут хорошо укладываться в наш формат и соответствовать реальным, а не выдуманным потребностям потребителей.
|
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP