|
|
Обзор подготовлен
Динамика изменений в финансовой отрасли такова, что рыночные тренды проходят, порой, быстрее, чем один цикл в традиционной технологии разработки ПО. Директор по развитию бизнеса компании "Диасофт" Роман Стятюгин убежден, что игроки рынка, ориентированные на рост, должны иметь возможность быстро меняться, гибко масштабировать бизнес, а это может обеспечить только компонентный подход к ИТ.
CNews: Оцените, пожалуйста, динамику выручки вашей компании в 2012 году. Совпадает ли показатель с ростом рынка банковской информатизации в России?
Роман Стятюгин: Мы довольны результатами 2011 года – компания "Диасофт" поднялась в рейтинге крупнейших ИТ-компаний России на восемь позиций, показав выручку в 2,729 млрд руб., что на 33,4% выше аналогичного показателя 2010 года.
На 2012 год мы прогнозировали рост рынка на уровне 25–30%. По результатам трех кварталов текущего года мы растем в пределах этого коридора, в среднем на 30%. С учетом того, что четвертый квартал традиционно имеет более высокие финансовые показатели, мы сохраняем прогноз роста компании выше рыночного.
CNews: Какие факторы влияют сегодня на информатизацию банков в России и в мире?
Роман Стятюгин: С одной стороны, ситуацию на российском банковском рынке можно оценить как стабильную: рынок межбанковских заимствований функционирует, ликвидность достаточная, увеличиваются объемы привлечения средств и кредитования, Банк России и другие регуляторы ведут предсказуемую денежную и валютную политику. Определенные опасения банков вызывают перспективы развития и конкурентоспособности реального сектора экономики России.
С другой стороны, банки ведут свою деятельность в условиях неопределенности в развитии глобальных рынков капитала, отсутствуют прогнозы "поведения" регуляторов, клиентов, акционеров и других субъектов мировой экономики. Недавний опыт показывает, что, несмотря на кажущуюся стабильность, это может существенно повлиять на банковский сектор России.
Все это диктует банкам необходимость находиться в состоянии повышенной готовности к изменениям и быстро реагировать на возникающие возможности и угрозы.
Для того чтобы эффективно действовать в подобных условиях, банки, с точки зрения информатизации, стремятся выстроить адаптивные ИТ-платформы, которые позволят внедрять изменения в короткие сроки и эффективно с точки зрения ROI. Банки открывают проекты под конкретные задачи и ожидают от ИТ быстрых, видимых для бизнеса результатов в короткие сроки, даже если речь идет о проектах федерального масштаба. Идеально, если большой ИТ-проект внедрения удается декомпозировать и реализовывать его по частям, начиная получать экономический эффект с первых этапов. Это актуально и на этапе эксплуатации системы: чем более точечно, чем быстрее вносятся изменения в ИТ-систему, тем быстрее, дешевле и с меньшими рисками банк получает решение, которое начинает приносить бизнес-результат.
Для систем core-banking или других существенных ИТ-систем банка (например, операционный фронт-офис, хранилище данных и т.д.) такой подход к внедрению и эксплуатации возможен только при соблюдении определенных системообразующих принципов на уровне архитектуры программных продуктов, что на текущий момент является задачей сверхсложной. Вендоры, которые способны предложить рынку такой подход к проектам автоматизации, с нашей точки зрения, в ближайшее время будут наиболее успешны на рынке.
CNews: Насколько остро для российских банков стоит вопрос о замене АБС?
Роман Стятюгин: Сейчас очень хорошее время, чтобы принимать решение о развитии ИТ-платформы, и для многих банков этот вопрос стоит действительно остро.
Есть объективные рыночные драйверы. Идет активное слияние кредитных учреждений, переформатирование их организационной структуры – у банков появляются новые акционеры, серьезно развиваются кобрендинговые проекты в сфере ритейла, проектного финансирования. Кроме автоматизации учета и операционного уровня, банки активно задумываются о технологиях автоматизации продаж, о более плотной работе с имеющейся клиентской базой, о каналах продвижения своих продуктов.
Растет новое поколение клиентов – нам нравится использовать термин "поколение Y". Это люди, которые изначально ориентированы на легкость и доступность взаимодействия с контрагентом, в частности с банком, и не представляют свою жизнь без интернета, мобильных устройств, открыты технологическим инновациям. Именно с такими клиентами банкам предстоит научиться эффективно работать уже в ближайшие годы.
Подобные технологии монолитные АБС десятилетней давности просто не поддерживают, а необходимый функционал отсутствует. Это усугубляется тем, что задача построения взаимодействия специализированных внешних систем с такими АБС часто является не решаемой из-за проблем с интеграцией. Поэтому многие банки используют установившийся сейчас период относительной стабильности для того, чтобы кардинальным образом сменить ИТ-платформу. Например, количество контрактов по комплексной замене АБС, заключенных компанией "Диасофт" за три квартала 2012 года, уже превысило показатели предыдущих нескольких лет.
При этом, как мы уже говорили, банки негативно относятся к чересчур длительным проектам с отложенным бизнес-результатом. Во всех случаях, помимо решения задачи по замене устаревшей АБС, мы реализуем в банках компонентную ИТ-архитектуру, и делаем это как на основе линейки Diasoft FA# v. 7.2, так и на базе нашей новейшей компонентной системы FLEXTERA. Мы с глубокой благодарностью относимся к нашим клиентам, которые проходят этот путь вместе с нами, часто в первый раз, помогая поднимать планку технологической зрелости рынка на совершенно новый уровень. Именно эти банки раньше других получат эффект от глобальных преимуществ компонентного подхода.
Надо отметить, что "Диасофт" предлагает клиентам не только новые технологические продукты, но и новые подходы к управлению ИТ в целом. Так, например, серьезной альтернативой проекту по замене АБС in-house является переход на аутсорсинг приложений (SaaS). Рынок начинает активно разворачиваться в эту сторону и переходит от слов к делу. Уже сейчас многие банки (особенно из категории небольших и средних) серьезно рассматривают предложение нашей компании по аутсорсингу комплексной АБС. И я абсолютно уверен, что в ближайшее время таких банков станет еще больше. Да и для крупных банков наше предложение может быть тоже интересно, только, вероятнее всего, в отношении "нишевых" систем (компонентов), не оказывающих ключевого влияния на бизнес.
CNews: Какую архитектуру ИТ-ландшафта банка вы считаете наиболее эффективной, в том числе с точки зрения возврата инвестиций?
Роман Стятюгин: Подход к построению ИТ-ландшафта в значительной степени зависит от бизнес-стратегии, которую реализует банк. Если стратегия банка не предполагает серьезной динамики роста – как по объемам, так и по продуктовой линейке, то такому банку вполне оправдано иметь единую систему, в которой будет реализован весь основной банковский функционал. Этот более привычный и, при определенных условиях, обеспечивающий больший контроль и стабильность, подход к построению ИТ, к сожалению, однозначно приводит к необходимости сдерживания изменений, а, значит, развития.
С учетом турбулентности внешнего мира, все меньше банков смогут удержаться в рамках такой стратегии. Игроки рынка, ориентированные на рост, должны иметь возможность быстро меняться, гибко масштабировать бизнес, использовать лучшие в своем классе продукты, а это может обеспечить только компонентный подход к ИТ. Динамика изменений в отрасли такова, что рыночные тренды проходят, порой, быстрее, чем один цикл в традиционной технологии разработки ПО.
Больший экономический эффект от использования компонентной архитектуры достигается за счет увеличения глобального потенциала развития ИТ-ландшафта банка в целом, уменьшения затрат и сроков на реализацию изменений – более точечного вмешательства, меньшего регресса, сокращения затрат на интеграцию с внешними системами.
Естественно, как в любой сложной технологии, эффективность компонентной архитектуры зависит от умения "ее готовить". Сложность бизнеса никуда не уходит, она может преобразовываться из сложности модулей в сложности связей между компонентами и интеграционную логику. Недостаток опыта может свести на нет все преимущества. А это заставляет более качественно заниматься проектированием целевой ИТ-архитектуры . Поэтому сейчас во многих крупных банках появилась роль главного архитектора – человека, который отвечает за то, чтобы из различных фрагментов сложить целостную и эффективную ИТ-мозаику.
Помимо этого, мы опираемся на референсные модели и стандарты взаимодействия, которые вырабатываются сообществами профессионалов – технологическими лидерами рынка – и рекомендуем банкам использовать опыт, наработки и готовые компоненты конкретных ИТ-компаний, которые обкатывают свои решения в ежедневной практике.
CNews: Каковы ключевые преимущества, которые дает компонентная архитектура?
Роман Стятюгин: Мы выделяем три главных преимущества компонентной архитектуры. Компонентный подход позволяет выбирать лучшие в своем классе решения и не зависеть от одного ИТ-поставщика. Выбирая компонентный подход, клиент платит только за нужный функционал и быстрее начинает зарабатывать. Компонентный подход обеспечивает быстрый запуск банковских продуктов за счет высокой скорости внедрения отдельных ИТ-компонентов.
CNews: Каким банкам, по вашему мнению, может быть наиболее интересна компонентная архитектура?
Роман Стятюгин: Как я уже говорил, эффективность использования компонентной архитектуры, в первую очередь, зависит от бизнес-стратегии банка и, как следствие, количества изменений, которые необходимо реализовать.
Исторически к компонентной архитектуре пришли розничные банки. ИТ-решение класса "Кредитный конвейер", которое объединяет бизнес-процессы более чем из полусотен источников данных и систем, может быть реализовано только так. При автоматизации процессов кредитования появляются элементы BI, адаптивные бизнес-правила и обработка огромных массивов структурированной и неструктурированной информации.
Сегодня мы видим, что большинство крупных, динамичных банков развиваются именно в компонентной парадигме.
Конечно, кэптивные банки, обслуживающие интересы нескольких ключевых корпоративных клиентов, пока еще могут прожить и без этих сложностей – просто не заниматься какой-то частью банковского бизнеса. Но, по мере развития бизнеса, они все равно окажутся перед необходимостью меняться в сторону компонентности. И чем раньше придет такое понимание, тем меньше сил и ресурсов будет потрачено.
CNews: Какие проекты 2011–2012 годов стали для вас ключевыми?
Роман Стятюгин: Одним из интересных проектов 2012 года стала автоматизация КБ "Юнистрим". Банк является ядром международной системы денежных переводов Unistream, несомненного лидера среди систем денежных переводов в России и странах СНГ. В 2011 году оборот системы составил $4,7 млрд, а число переводов превысило 7 млн.
В этом проекте мы выстроили компонентную архитектуру банка на базе компонентов линейки FLEXTERA: "Расчеты", "Противодействие легализации доходов", "Валютный контроль", "Расчетный центр". Учетная система FLEXTERA "Главная книга" обеспечивает быструю и эффективную обработку финансовой информации КБ "Юнистрим". Производительность решения впечатляет: в день обрабатывается от 300 тыс. до 400 тыс. транзакций. Благодаря эффективной совместной работе команды "Диасофт" и ИТ-службы банка компоненты были внедрены в очень сжатые сроки.
Еще один интересный проект – реализация системы дистанционного обслуживания юридических лиц в "Альфа-Банке". Для этого проекта мы создали решение на платформе FLEXTERA и интегрировали его в информационный ландшафт банка. Сейчас решение находится в промышленной эксплуатации и ежедневно обслуживает несколько тысяч клиентов.
А вообще проектов по внедрению компонентных решений FLEXTERA уже довольно много, несколько десятков: модуль "Налоговый учет" в компании "Тройка Диалог", компонент "Противодействие легализации доходов" в "СМП-Банке", кредитный фронт-офис в "Новикомбанке", система отчетности в "Транскапиталбанке","Платежи и переводы" в "Интерпромбанке" и многие другие.
CNews: Как "Диасофт" развивает свою продуктовую линейку в свете озвученных трендов?
Роман Стятюгин: Стратегия развития наших продуктов заключается в том, что обе линейки, которые мы предлагаем сегодня рынку, – и Diasoft FA# v.7.2, и FLEXTERA – имеют компонентную архитектуру. Именно это позволяет, как на этапе внедрения, так и на этапе эксплуатации системы, выстраивать процессы развития и управления изменениями ИТ таким образом, чтобы ИТ-проекты проходили в короткие сроки и позволяли как можно быстрее отработать вложенные банком инвестиции.
Мы предлагаем нашим клиентам обе линейки, при этом часто применяется вариант их совместного использования, например фронт-офис и отчетность FLEXTERA совместно с бэк-офисом Diasoft FA# v.7.2.
Однако, следует отличать действительно компонентную архитектуру решений от помодульного лицензирования функционала, реализованного в системе с монолитной архитектурой. В первом случае, каждый компонент является самостоятельным, не зависимым от других сервисом с формализованным набором внешних бизнес-API. Тогда как во втором случае предлагается традиционная монолитная система, базирующаяся на едином неделимом ядре, и деление на функциональные приложения здесь является способом градации функционала с точки зрения лицензирования.
Именно первый подход реализован в обеих линейках наших программных продуктов. Показательно, что в сентябре 2012 года компания Gartner включила обе линейки наших программных продуктов в Magic Quadrant for International Retail Core Banking– это первый случай в истории российских вендоров. Именно компонентная архитектура была признана аналитиками Gartner как очень существенная, сильная сторона наших решений.
Немаловажную роль в развитии наших компонентных платформ сыграли партнеры. Одним из основных наших партнеров является компания IBM, с которой "Диасофт" подписал соглашение о глобальном сотрудничестве (Global Alliance) для совместной разработки и продвижения банковских решений.
CNews: На какую динамику спроса на компонентные решения можно рассчитывать в 2013 году, по вашим оценкам?
Роман Стятюгин: Мы уверены: рынок готов к внедрению компонентных решений, как в виде встраивания отдельных компонентов в существующий ИТ-ландшафт, так и в виде полной замены АБС на комплексное решение, построенное в компонентной архитектуре. Более того, мы прогнозируем, что динамика спроса на такие решения будет выше, чем по рынку в целом.
Все новые проекты внедрения мы ведем в такой компонентной парадигме, вне зависимости от того, какую линейку наших продуктов выбрал банк: Diasoft FA# v.7.2 или FLEXTERA. Естественно, что в денежном выражении общий объем компонентных проектов в нашем портфеле существенно растет.
А с учетом того, что уже несколько российских и западных компаний объявили о стратегии компонентизации своих систем, у российских банков рано или поздно появится возможность выбора лучших компонентов от разных вендоров. А так как "Диасофт" начал движение в данном направлении одним из первых, более пяти лет назад, у нас есть серьезный задел по срокам и реальные преимущества перед конкурентами.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP