|
|
На протяжении последних 5 лет отечественные банки повышали уровень зрелости своих ИТ, стандартизировали внутренние процессы, формировали собственные сильные ИТ-команды – и постепенно пытались сделать свои ИТ одним из факторов инвестиционной привлекательности. Благодаря чему они были и остаются одним из самых привлекательных заказчиков для интеграторов и вендоров. Построенные ИТ-инфраструктуры даже в условиях кризиса нужно поддерживать и хотя бы минимально развивать – на чем банки не хотят экономить до последнего.
До недавнего времени банки оставались одной из ключевых групп заказчиков на российском ИТ-рынке. Традиционно они потребляли дорогие инновационные технологии в рамках крупных инвестиционных проектов. В первую очередь инвестиции направлялись на развитие ИТ-инфраструктур (ЦОДы, системы хранения данных, виртуализация и т.д.).
Консолидационные процессы в отрасли, с одной стороны, и необходимость преодолеть проблему "зоопарка" систем, с другой, обеспечивали рост расходов на интеграционные решения. Бурная региональная экспансия требовала централизации и создания типовых решений для локальных офисов.
Параллельно жесткие конкурентные условия бизнеса стимулировали к быстрому выведению на рынок новых продуктов и требовали большей клиентоориентированности – отсюда рост интереса к CRM и системам поддержки программ лояльности. Наконец, потребность в повышении управляемости быстрорастущего бизнеса и ускорении процесса принятия решений повышала актуальность аналитических систем. В совокупности, это добавляло гибкости ИТ-архитектуре, легко адаптируемой к изменениям рынка – идеал как банковского CIO, так и CEO.
Подобная ИТ-активность российских банков способствовала соответствующему росту выручки крупнейших отечественных интеграторов. Так, у входящих в Топ20 рейтинга CNews100 компаний "Крок", "Ай-Теко", Inline Technologies на проекты в банковском секторе в 2007-2008 гг. приходилось около трети совокупной выручки. Правда, у первых двух игроков по итогам 2008 г., с поправкой на влияние кризиса, показатель дохода по этому направлению немного сократился – на 8% и 6% соответственно.
В целом же, результаты рейтинга CNews "Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2009" показали, что из 25 компаний-участниц подавляющее большинство (более 80%) продемонстрировало рост выручки от проектов в банковском секторе за 2008 г. Они, как правило, специализируются на инфраструктурных решениях и услугах,которые, как уже упоминалось, лидировали в структуре банковских затрат на ИТ в последние годы.
Структура выручки компаний-участниц рейтинга CNews "Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2009"
Источник: CNews Analytics, 2009
Хорошие показатели роста (свыше 30%) продемонстрировали компании, бизнес которых на 100% (или немногим менее) формируется за счет ИТ-проектов для банков: ЦФТ, CSBI, "Диасофт", "Банк Софт Системс"(+67%) и "Неофлекс" (+80%).
Феноменальный рост (+150%) у отдельных участников рейтинга CNews объясним, в первую очередь, резким расширением работы в этой нише. Так, в "Рексофте" показатель роста выручки в 185% связывают с одновременным ростом спроса на проекты в области интернет-банкинга со стороны зарубежных заказчиков, а также появлением ряда новых крупных клиентов из финансового сектора. "Форт Диалог" продемонстрировал показатель 233% за счет более тесной работы с банками в 2008 г. по сравнению с 2007 г. (в частности, реализовывались проекты для МДМ, "Аверс", "Девон-кредит" и ВТБ).
Крупнейшие поставщики ИТ для банков | |||||||
№ | Компания | Город | Выручка от проектов в банковском секторе, 2008, тыс.руб. | Выручка от проектов в банковском секторе, 2007, тыс.руб. | Рост 2008/2007 | Доля проектов в банках в общей выручке, 2008 | Доля проектов в банках в общей выручке, 2007 |
1 | Крок | Москва | 6 939 572 | 7 581 343 | -8% | 32,4% | 37% |
2 | Ай-Теко | Москва | 5 452 006 | 5 773 271 | -6% | 46% | 51% |
3 | ЦФТ | Москва | 3 434 236 | 2 596 047 | 32% | 100% | 100% |
4 | ITG (Inline Technologies Group) | Москва | 2 822 820 | 2 023 525 | 40% | 33% | 37,3% |
5 | R-Style | Москва | 2 400 000 | 1 950 000 | 23% | 11% | 10% |
6 | Инфосистемы Джет | Москва | 2 148 405 | 1 386 000 | 55% | 26% | 22% |
7 | Диасофт | Москва | 1 905 473 | 1 422 548 | 34% | 96,3% | 96,1% |
8 | Amphora Group | Москва | 1 703 215 | 1 052 667 | 62% | 45% | 45% |
9 | Астерос | Москва | 1 266 805 | 1 143 905 | 11% | 17% | 23% |
10 | Helios IT-Solutions | Москва | 1 211 321 | 878 076 | 38% | н/д | |
11 | АМТ Груп | Москва | 919 020 | 530 510 | 73% | 17% | 15% |
12 | Микротест | Москва | 837 898 | 598 456 | 40% | 10,4% | 8% |
13 | ОТР | Москва | 744 171 | 973 057 | -24% | 29% | 45% |
14 | EPAM Systems | Москва | 729 648 | 708 295 | 3% | 16% | 24,5% |
15 | АйТи | Москва | 620 458 | 425 000 | 46% | 12% | 10% |
16 | Банк Софт Системс | Москва | 532 363 | 319 418 | 67% | н/д | н/д |
17 | Неофлекс (1) | Москва | 400 869 | 222 259 | 80% | 100% | 100% |
18 | Кворум (2) | Москва | 227 629 | 165 674 | 37% | н/д | н/д |
19 | Хост | Екатеринбург | 190 054 | 182 114 | 4% | н/д | н/д |
20 | CSBI | Санкт-Петербург | 183 450 | 136 000 | 35% | 100% | 100% |
21 | ICL-КПО ВС | Казань | 106 000 | 41 274 | 157% | 5% | 3% |
22 | Рексофт | Санкт-Петербург | 102 259 | 35 864 | 185% | 15% | 6% |
23 | Форт Диалог | Набережные Челны | 86 080 | 25 874 | 233% | 8% | 3% |
24 | ND Group | Москва | 62 000 | 39 000 | 59% | н/д | н/д |
25 | Утилекс АйТи | Новосибирск | 4 252 | 3 059 | 39% | 1% | 0,4% |
Источник: CNews Analytics, 2009
(1) - Выручка от проектов в банках с госучастием - 10,9%
(2) - Входит в ГК "Компьюлинк", при этом выручка других компаний группы от проектов в банках в данном рейтинге не учитывается
(*) - Выручка NVision Group от проектов в банковском секторе составила в 2008 г. 545,65 млн руб.
Феноменальный рост (+150%) у отдельных участников рейтинга CNews объясним, в первую очередь, резким расширением работы в этой нише. Так, в "Рексофте" показатель роста выручки в 185% связывают с одновременным ростом спроса на проекты в области интернет-банкинга со стороны зарубежных заказчиков, а также появлением ряда новых крупных клиентов из финансового сектора. "Форт Диалог" продемонстрировал показатель 233% за счет более тесной работы с банками в 2008 г. по сравнению с 2007 г. (в частности, реализовывались проекты для МДМ, "Аверс", "Девон-кредит" и ВТБ).
Сегодня правила игры в отрасли изменились – от инвестиционных проектов отказываются в пользу краткосрочных, малорисковых и с прогнозируемой окупаемостью. Управляющий партнер компании "Неофлекс" Олег Баранов считает, что данная ситуация зависит от категории банков. Так, если государственные банки в большинстве своем активизировали ИТ-проекты, поддерживающие массовые кредитные продукты, то около 30% коммерческих банков, входящих в Топ 100, существенно урезали бюджеты на ИТ, снизив темпы развития, считает эксперт. Остальные сосредоточились на завершении уже начатых проектов, а иностранцы, пусть и заняли выжидательную позицию на рынке, но еще не ослабили интенсивность своей информатизации, предполагают в "Неофлекс".
Ишхан Казинян, управляющий партнер ND Group, отмечает три ключевых тренда, характеризующих ИТ-стратегии отечественных банков с конца 2008 г. Во-первых, сокращение затрат на ИТ в рамках антикризисной программы. Во-вторых, обязательное наличие спонсора проекта со стороны бизнес-подразделений банков, обосновывающих актуальность ИТ-инициативы исходя из потребностей бизнеса. В-третьих, повышенный контроль за реализацией проекта - с точки зрения качества и сроков.
В изменившейся экономической ситуации банкам все равно нужна информационная поддержка бизнес-процессов. В условиях сокращения бюджетов они готовы передать часть непрофильных функций внешним поставщикам – тем более, что в отрасли уже накоплен немалый опыт использования аутсорсинга и аутстаффинга. Со своей стороны, сервис-провайдеры расширяют и адаптируют свое предложение для этой категории заказчиков.
Перспективными ИТ-потребителями остаются банки, усиливающие свои позиции в кризис за счет слияний и поглощений. Объединение финансовых структур означает скорый проект интеграции их информационных систем. На этом фоне растет интерес к СОА – и в целом в композитным системам, против ранее доминировавшего «монолитного» подхода к ИТ.
Не просто сохранение, но усиление фокуса на клиентах фиксирует сегодня среди первоочередных ИТ-приоритетов российских банков CRM. С другой стороны, переход к процессному управлению подразумевает наличие соответствующего инструментария бизнес-аналитики. В ожидании, будет ли "вторая волна" кризиса, отечественные банки свернули глобальные ИТ-инициативы, однако не всю ИТ-деятельность. Продолжая реализовывать проекты, связанные с повышением операционной эффективности и управляемости, они пока остаются достаточно привлекательной для ИТ-поставщиков нишей. Хотя спад выручки по этому направлению по итогам 2009 г. предполагают если не все игроки, то явное большинство.
Мария Попова / CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP