|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Об изменении структуры ИТ-затрат отечественных банков в последние годы, о наиболее востребованных программных решениях, о росте спроса финансовых структур на зарубежные продукты, а также о том, каким образом банку удается вести одновременную реализацию свыше 40 ИТ-проектов, в интервью CNews рассказал старший вице-президент и CIO ВТБ Дмитрий Назипов.
CNews: Какие изменения произошли на рынке банковской информатизации за последний год? Изменились ли ИТ-приоритеты крупнейших отечественных банков, по вашим наблюдениям?
Дмитрий Назипов: Я думаю, что самое заметное изменение, произошедшее за последний год, - это инициация многими банками проектов по построению сервисно-ориентированной архитектуры на основе интеграционной платформы, а также по созданию корпоративных информационных хранилищ.
Реализация подобных проектов является следствием разрушения ранее бытовавшей иллюзии, что внедрение единой монолитной банковской системы способно решить все проблемы. Этому способствовал и ряд достаточно неудачных проектов по внедрению западных систем. Поэтому многие банки сейчас идут путем совершенствования существующих систем и замены отдельных продуктовых приложений, путем внедрения «правильной» сервисно-ориентированной архитектуры. Архитектуры с опорой на интеграционную платформу, с внедрением аналитического слоя, с выстраиванием гибкой и интегрированной среды, где объединяются лучшие в своем классе приложения.
Российские ритейловые банки достаточно хорошо поработали над развитием каналов доставки и предоставления услуг. Например, наш дочерний розничный банк «ВТБ-24» предоставляет клиентам широкий спектр дистанционных продуктов. Даже «Сбербанк» стоит на пороге запуска ряда продвинутых дистанционных услуг. На мой взгляд, это качественно меняет ситуацию с предоставлением клиентам массовых розничных услуг. Дистанционный банковский сервис развивается и в сегменте корпоративных клиентов. Так, например, банк ВТБ в ближайшее время предоставит клиентам услугу интернет-банкинга. Мы также предоставляем такую уникальную услугу, как «Расчетный центр клиента»: фактически мы обеспечиваем для крупных холдинговых структур возможность централизованного управления корпоративными финансами. Все эти возможности, на мой взгляд, делают наши банки вполне конкурентоспособными по сравнению с западными - в части средств обслуживания клиентов.
Вероятно, совершенствование внутренних банковских бизнес-процессов и, соответственно, оптимизация ИТ-систем в этом направлении, будет следующим трендом, необходимым для обеспечения высокой операционной эффективности и снижения операционных расходов. Мы для себя определили сферу совершенствования бизнес-процессов - это достижение экономического эффекта и снижение себестоимости операций за счет их оптимизации, а также упрощения движения документов. Например, для филиальной сети мы составили подробный атлас унифицированных технологических процессов, которые в настоящее время и внедряем в рамках проекта по централизации банковской системы.
CNews: Как формируется сегодня ИТ-бюджет в банках, по вашим наблюдениям, на какие статьи расходов выделяются наибольшие средства?
Дмитрий Назипов: До последнего времени, безусловно, преобладали инфраструктурные проекты: приобретение серверного и телекоммуникационного оборудования, систем хранения. Сейчас банки активно реализуют программы по лицензированию используемого программного обеспечения. В настоящее время ситуация, по всей видимости, такова, что в подавляющем большинстве банков практически все ПО является лицензионным.
Достаточно заметно выросли затраты на приложения. Значительные средства тратятся сейчас на внедрение продуктовых приложений, хранилищ данных, интеграционных платформ, на связанный с этим консалтинг. Если лет 10 назад затраты на ПО составляли считанные проценты от бюджета, лет пять назад – порядка 5-10%, то сейчас у нас в ВТБ доля затрат на программное обеспечение и на консалтинг достигает трети бюджета. Это общий тренд. Если мы говорим о крупном проекте в банках - то, например, внедрение новой западной АБС оценивается в десятки миллионов долларов. Правда, мало кто пока успел потратить такие деньги. Российские поставщики решений также получают очень неплохие деньги за разработку и внедрение приложений.
CNews: Многие говорят о том, что сейчас банки насытились решениями в области АБС и переключились на внедрение систем, призванных повысить качество управления и уровень продаж. Насколько вы согласны с таким утверждением?
Дмитрий Назипов: Я думаю, что это правда. Если раньше автоматизированные системы были ориентированы на проведение операций и их учет, то сейчас фокус действительно сместился на направления, связанные с поддержкой продаж. И, кстати, здесь может быть интересна пока еще не очень заметная тенденция, когда CRM становится единым фронт-офисом, в том числе - и для операционных сотрудников.
Еще один класс решений, который пользуется существенным спросом в банках – это хранилища данных и разнообразные аналитические приложения, позволяющие осуществлять более точное управление и вести экономический анализ деятельности банка.
Третья группа приложений – это СОА, которая позволяет осуществить интеграцию продуктовых модулей. Это часть затрат банков также растет достаточно быстро.
Интерес к ERP тоже значителен, но эти решения по сравнению с уже упомянутыми приложениями являются вторичными, поскольку рассматриваются как обеспечивающие, не затрагивающие основную деятельность банка. Например, ВТБ имеет собственные решения для автоматизации кадрового учета и учета заработной платы, которые нас устраивают. И мы не планируем в ближайшее время переходить на стандартные решения - просто потому, что не видим в этом смысла с точки зрения возврата инвестиций и выгоды для бизнеса.
CNews: Можно ли сегодня говорить о все большей головной боли для ИТ-служб банков с точки зрения интеграции систем?
Дмитрий Назипов: Головная боль по интеграции систем существовала всегда, сейчас она просто стала еще более насущной: увеличивается количество приложений, требуются гораздо более сложные инструменты их интеграции. Невозможно ограничиться прямой перебивкой данных из одной системы в другую, поскольку объемы информации становятся просто фантастическими. А системы реального времени (платежные приложения, торговые системы, системы дистанционного обслуживания клиентов) по своей технологии требуют онлайновой интеграции. Внедрение в банках мощных современных инструментов, таких как интеграционные платформы, стало заметной позитивной тенденцией, поскольку инструменты интеграции становятся еще и инструментами управления информационными потоками и бизнес-процессами. Фактически – это инструмент реализации сквозных процессов и перестройки работы в сторону процессно-ориентированных подходов, когда существует множество горизонтальных регламентированных и эффективных связей между подразделениями различных департаментов.
CNews: Насколько отечественный банковский сектор готов к СОА? Что в целом может сдерживать продвижение СОА-проектов в России?
Дмитрий Назипов: Думаю, что для российского банковского сектора внедрение СОА является необходимым этапом развития, поскольку уже сейчас уровень сложности ИТ-систем в банках достаточно высок и будет стремительно нарастать. Как правило, стоимость СОА-продуктов весьма заметная, но российские банки уже взяли высокую планку по доходам и прибыльности, соответственно, могут себе позволить такие расходы для дальнейшего развития бизнеса.
Сдерживает продвижение СОА-проектов, на мой взгляд, пока еще не очень значительная экспертиза в области СОА у российских компаний-интеграторов, отсутствие массовой компетенции в этой области среди специалистов банка. Например, достаточно сложно было найти системных администраторов, которые были бы готовы работать с таким сложным инструментом, внедренным в ВТБ, как IBM WebSphere Process Server. К счастью, нам удалось укомплектовать высокопрофессиональную команду внутри банка и найти адекватных подрядчиков, которые могут развивать и поддерживать решения на базе этого продукта.
Мы уже внедрили платформу СОА в головной организации банка и развернули инфраструктуру во всех филиалах. К настоящему времени интегрировано достаточно значительное количество информационных систем, в том числе и критичных, таких как расчетная система, операционный день и пр. Необходимо отметить, что интеграционная платформа стала для нас ключевым инструментом при реализации такого проекта, как централизация АБС филиалов. Платформа позволяет нам обеспечить единый инструментарий взаимодействия централизованных приложений - как с локальными, так и с централизованными АБС. Унаследованные и вновь внедряемые приложения взаимодействуют прозрачным и эффективным образом.
CNews: Как много отечественных банков уже используют подход СОА?
Дмитрий Назипов: В тех или иных масштабах СОА использует, вероятно, большинство крупных банков. Однако комплексность реализации принципов СОА в ИТ-архитектуре разных банков очень различается. Модернизация всей архитектуры ИТ-систем на принципах СОА для российских банков является задачей ближайших лет. Будет увеличиваться и количество специалистов, которых можно будет принять на работу в банки для поддержки СОА, и количество компаний-интеграторов, которые способны отстроить «с нуля» правильную СОА-архитектуру и подключить к ней существующие приложения.
CNews: Можно ли говорить о все большей лояльности российских банков иностранному ПО?
Дмитрий Назипов: У российских банков, к сожалению, нет альтернативы иностранному ПО в части инструментального и системного программного обеспечения. Как правило, банки работают не на свободном, а на коммерческом ПО.
Что касается приложений, то подавляющее большинство российских банков используют российские продуктовые модули, поскольку они отражают специфику российских регуляторных требований и правил бухгалтерского учета. А этот критерий является ключевым при выборе поставщика программных решений. Очевидно, что адаптация западных программных продуктов достаточно сложна, поскольку существуют фундаментальные различия в механизмах российского и западного учета. И неуспешные проекты в российских банках по внедрению западных АБС потерпели неудачу именно по этой причине. Интересно, что даже иностранные банки, работающие на территории России, широко внедряют отечественные программные решения. При этом стандартной является схема, когда наряду с западной АБС, являющейся корпоративным стандартом головного банка, внедряется российская система, реализующая обязательную отчетность для российских регуляторных органов.
Очевидно, что практически все банковские приложения создаются на базе западного инструментального ПО, а иногда и с использованием основательно адаптированного прикладного ПО. Например, ВТБ строит свое корпоративное информационное хранилище на базе ПО Oracle (СУБД, инструменты OLAP, модель данных и приложения Oracle OFSA). Эти продукты Oracle, включая модель данных хранилища, являются инструментальной основой, требующей достаточно серьезной адаптации под требования банка. Аналогичная история с другими продуктами – мы, например, внедрили у себя систему документарных операций, которая потребовала достаточно существенной адаптации к особенностям российского учета и к инструкциям ЦБ. Один из проектов по внедрению системы западного производства мы не смогли довести до успешного внедрения, потому что слишком отличалась реализованная в системе модель.
CNews: Какое развитие получил ваш тендер по выбору АБС, начатый в прошлом году? Какое решение было выбрано и почему?
Дмитрий Назипов: В проводимом тендере у нас был выбор между российскими решениями, существующими в банке, и западными решениями, присутствующими на рынке. Мы реализовали на примере одного из наших филиалов в Санкт-Петербурге пилотный проект, в котором участвовали три ведущих западных вендора. Предполагалось, что будет установлена система, и в ней будет реализован функционал по нескольким продуктам. А специалисты банка оценят качество каждой реализации, степень соответствия системы российским условиям и требованиям банка, а также профессионализм команды, которая это внедрение осуществляла. К сожалению, результат, который продемонстрировали западные вендоры в рамках этого пилота, не устроил банк, и мы приняли решение о выборе российской системы. В настоящее время банк реализует проект по централизации и консолидации филиальных АБС на основе одной из российских систем. Наша «дочка» ВТБ-24 сейчас находится на таком же перепутье и внимательно присматривается к нашему опыту.
CNews: Какие еще ИТ-проекты были запущены в ВТБ за последний год?
Дмитрий Назипов: У нас сейчас одновременно реализуется около сорока масштабных проектов по внедрению различных ИТ-систем. «Флагманским» является проект по централизации филиальных АБС. С ним связано множество других проектов. Например, консолидация и виртуализация вычислительных платформ банка. Мы сталкиваемся и с недостатком площадей в наших дата-центрах, и с недостатком электричества на площадках, где мы размещаемся, и со взрывным ростом количества серверов, установленных в наших дата-центрах. Соответственно, сейчас реализуется масштабный проект по виртуализации и консолидации.
Активно модернизируется и телекоммуникационная инфраструктура. В результате мы сейчас обладаем весьма производительной инфраструктурой, дублированной практически во всех основных элементах. До каждого филиала у нас существует два канала IP-VPN, которые позволяют нам обеспечить прохождение трафика любой приоритетности, в том числе и видео. Видеоконференцсвязью, кстати говоря, оборудованы все наши филиалы (которых более 50). Ее используют практически все департаменты банка в своей практической деятельности.
Сейчас также реализуется масштабный проект по модернизации инфраструктуры в части построения единого дерева каталогов и доменной архитектуры. Завершается проект внедрения системы документооборота, она уже развернута во всех филиалах и функционирует в промышленном режиме. Проект по информационному хранилищу вошел в решающую стадию, сейчас производится наполнение хранилища данными, происходит формирование отчетов, функционируют основные модули хранилища.
Мы управляем более чем сорока проектами именно как портфелем взаимосвязанных проектов, перераспределяя ресурсы в зависимости от повышения или понижения статуса того или иного проекта. Как правило, во всех проектах участвуют внешние поставщики - именно потому, что проекты крайне разнородные, и реализация их внутренними силами была бы просто невозможна. Управление портфелем проектов как единым целым осуществляется с использованием соответствующего инструментария НР PPM.
CNews: Какие приоритетные задачи стоят перед банком сегодня?
Дмитрий Назипов: Наши приоритетные задачи можно охарактеризовать несколькими терминами: централизация (мы централизуем автоматизированные банковские системы), интеграция (мы интегрируем системы головной организации и филиалов), оптимизация (мы оптимизируем бизнес-процессы, «выпрямляем» их), консолидация (мы объединяем платформы и снижаем количество используемых серверов и систем хранения за счет их объединения).
Некоторые из текущих проектов могут и не иметь конкретного срока завершения. Например, я считаю, что корпоративное информационное хранилище – это проект, который может начаться, но не может завершиться – ровно потому, что появляются задачи, которые в рамках этого проекта связаны с существенным расширением функциональности просто в силу того, что усложняется бизнес банка, появляется крупная инвестиционная составляющая, меняется структура банка. Сегодня группа ВТБ, включающая несколько десятков финансовых учреждений в России и за рубежом, предъявляет новые требования к информационному хранилищу. У нас появляются новые обязательства перед акционерами в связи с нашим первичным размещением на IPO, в ходе которого мы должны обеспечить большую прозрачность и достоверность отчетности в более короткие сроки и с более высоким качеством. То есть любой из факторов развития банка и изменение условий функционирования порождает необходимость в корректировке проектов. И оперативное и эффективное управление портфелем ИТ-проектов отражает динамичное изменение приоритетов и бизнеса банка, являясь при этом совершенно необходимым для гармоничного взаимодействия ИТ и бизнеса.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP