|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
С вопросом, использовать стандартное решение или создать собственную разработку, страховые компании столкнулись уже давно. Нехватка "готовых" решений, вызванная спецификой бизнеса, спровоцировала компании на внедрение самописных систем. Сейчас на рынке появилось достаточное количество ИС для страховщиков, однако не все компании готовы отказаться от своего ПО.
Страховой бизнес в России развивается сегодня достаточно успешно, однако, по сравнению с банковским сектором, прибыли здесь существенно менее стабильны. Соответственно, до сих пор меньше и суммы, которые страховщики готовы тратить на ИТ. При том, что информатизация является неотъемлемым спутником укрупнения бизнеса и региональной экспансии – процессов, очевидно, характерных для развития отечественного страхового сектора в последние годы. В свою очередь это определяет неизбежность значительных инвестиций в модернизацию ИТ-инфраструктуры расширяющихся сетей, обеспечение единого инфопространства и безопасности систем.
ИТ-бюджеты отечественных страховщиков долгое время формировались по остаточному принципу, а острая необходимость в автоматизации появилась только в связи с бурным развитием массового страхования в России, в первую очередь – ОСАГО. Именно с введения обязательного страхования автогражданской ответственности по сути и начинается информатизация в российском страховом секторе, игроки которого теперь внимательно присматриваются к существующим на рынке решениям и сервисным предложениям ИТ-поставщиков.
В целом темпы расходов страховых компаний на ИТ, как их фиксирует Росстат, в значительной степени определяются уровнем свободных средств. Соответственно, среди факторов, сдерживающих общий рост спроса на ИТ в отрасли, можно отметить, во-первых, нестабильность прибыли и, во-вторых, низкий уровень стандартизации страхового бизнеса в России.
Доля ПО в ИТ-расходах отечественного страхового сектора, по данным Росстата, сегодня нетипично высока - 30% против 18% по экономике в целом. Спрос на приложения с недавнего времени начал здесь устойчиво и динамично расти. Долгое время слабость рыночного предложения ИТ под специфические нужды страховщиков (да и в целом их слабое понимание поставщиками) заставляло отрасль наращивать расходы на развитие внутренних ИТ-отделов и самостоятельную разработку софта.
Тяготение к самостоятельной разработке систем характерна отнюдь не только для российских страховщиков. В Европе и Америке страховые компании точно так же часто автоматизируют основную деятельность собственными силами, используя тиражные продукты для покрытия отдельных стандартных функций. Игроки рынка апеллируют к тому, что на самописной системе работает даже крупнейший игрок американского рынка страхования – AIG.
ИТ-системы для страхования
ИТ-решение для страховой компании | Функциональность | Поставщик | Пример внедрения |
Агентская страховая система | Автоматизация деятельности страховых агентов, брокеров и подразделений страховых компаний | Sam Solutions | Заказная разработка |
АРМ Страховщика | КИС (централизованный учет и анализ договоров страхования общего типа, ОСАГО ДСАГО, КАСКО, страхования жизни; расчет страхового тарифа и страховой премии; формирование документов на основе принятых форм; урегулирование убытков; расчет резервов; формирование необходимой внутренней и внешней отчетности) | TopS Bi | Росгосстрах |
ДМС-3 | Автоматизация ДМС | Алсофт | Росгосстрах |
Круглосуточный Медицинский Диспетчерский Центр | РОСНО | ||
Индикатор-ДТП | Программа экспресс-анализа информации о страховом событии. (ОСАГО, ДСАГО, КАСКО) | Центр страхового права | Н/д |
ИНЭК-Страховщик | Многофункциональная учетная система | ИНЭК | Большая Медведица, Регионгарант, Резонанс, Рослес-Ре, Страховая компания СКМ |
"Континент: Страхование. ОСАГО (1С: Предприятие:8.0) Континент: Страхование (1С: Предприятие 7.7) |
Автоматизация учета полисов ОСАГО Комплексная автоматизация |
1С: Франчайзи СПб | Аскоралес, Интеррус, Новый Век, МегаРусс-Д, Международный Дом Страхования, Югория |
Ортикон: Страхование (1С: Предприятие 7.7) 1С: Предприятие: Управление страховой компанией (1С: Предприятие 8.0) |
Комплексная автоматизация | Ортикон | Континенталь, Гелиос резерв Московская Страховая Компания Нефтеполис |
Парус-Страхование | КИС (Автоматизация взаимодействия страховых отделов и отдела перестрахования с бухгалтерией, обеспечение работ планово-экономических служб) | Парус | Альфа-Страхование (ранее) Феникс ЖАСО Шексна |
Страховое дело | Многофункциональная учетная система | Бизнес Софт Корпорейшн | Страндарт-Резерв, Сибирь, Основа, Полис Гарант |
Форес: Страхование (1С: Предприятие 7.7) | Автоматизация деятельности страховой компании | "Форес" | Н/д |
Audatex | Расчет ущерба по договорам автострахования | Audatex (Германия) | РОСНО Украина СОГАЗ |
ClaimCenter | Автоматизация процесса урегулирования убытков | Guidewire Software | Росгосстрах |
Cognitive Forms Автострахование | СЭД | Cognitive Technologies | Ингосстрах Сибирь |
Cognos Enterprise Planning Cognos Business Intelligence | Система финансового планирования, анализа и отчетности | Cognos | Оранта (Украина) КапиталЪ Страхование |
Diasoft FA# Insurance | Комплексная система управления страхованием, перестрахованием, финансами Расчет страховых взносов и автоматизации документооборота |
Диасофт | Согласие, Прогресс-Гарант, Ингосстрах, Спасские ворота, Русский страховой центр, Чешская страховая компания, Мегаполис, Росгосстрах, Городская страховая компания, Международная страховая группа, ERGO Русь |
IBS Insurance Borlas Insurance |
Страховой и финансовый учет | IBS | Московская страховая компания, Ренессанс Life, ВТБ Страхование, Гута Страхование, СО Сургутнефтегаз, Ренессанс Жизнь (Украина) |
InsCom (life) | Информационная система для страхования жизни | UIIS (Украина) | РЕСО и РОСНО на Украине, "21 век" |
Insis | Страховая информационная система: - администрирование договоров страхования - урегулирование убытков - перестрахование - управление агентской сетью и учет комиссионного вознаграждения -бухгалтерский учет - разработка и ведение страховых продуктов |
Fadata (Болгария) | Оранта (Украина), Стандарт-Резерв (внедрение не закончено, смена системы), Руский стандарт Альфа Страхование-Жизнь AСKA (Украина), МБАСК (Азербайджан), БТА Страхование (Казахстан), QBE (Эстония) |
Instras | Отчетно-аналитическая система | Бизнес Сервис | Авикос-Афес, Северная Казна, Русское перестраховочное общество |
Life Factory | Администрирование договоров по страхованию жизни | FJA (Германия) | Н/д |
Q-Polis | Автоматизация страховой деятельности | Qbix | Русский Мир |
TIA | Автоматизация основных процессов страховой деятельности (от продаж до перестрахования и урегулирования убытков | TIA Systems (Великобритания) | КапиталЪ Страхование |
Uniсus | Страховой учет | TopS BI | АльфаСтрахование "Первая страховая компания, МАКС |
Управленческие решения | |||
Oracle E-Business Suite | ERP-cистема | Oracle | АльфаСтрахование РОСНО Росгосстрах |
Oracle Siebel CRM | CRM-система (с преднастроечными страховыми процессами) | Ингосстрах | |
SAP for Insurance | ERP-cистема | SAP | Столичная страховая группа Прогресс-Гарант РОСНО (переходит на новый корпоративный стандарт после консолидации с Allianz) |
MBSNavision Microsoft Dynamics CRM |
ERP-cистема CRM -cистема |
Microsoft | Росгосстрах (автоматизация бух и финансового учета) Сибирский Страховой Центр Страховой Дом ВСК Русский стандарт Страхование, Авива, Компаньон |
Источник: CNews Analytics, 2008
Наибольшее преимущество самописной системы - ее гибкость, возможность оперативного внесения изменений, причем самостоятельно, без обращений к какому-либо внешнему поставщику. С другой стороны, очевидны и риски – как правило, слабая документированность, сложность подготовки и контроля новых версий, а также зависимость – глобально, всего бизнеса - от команды разработчиков.
Впрочем, с дилеммой – собственная разработка или стандартное решение – отечественные страховщики столкнулись, можно сказать, совсем не давно. ИТ-рынок не слишком быстро подстроился под требования этого специфичного бизнеса, которому по сути мало что мог предложить. Теперь же, когда отрасль окрепла и демонстрирует вполне убедительные ИТ-бюджеты, речь идет не о простой доработке систем автоматизации бухучета. Сегодня подросшие и "изголодавшиеся" по решениям, адекватным требованиям их бизнеса, страховщикам интересны и CRM (причем от крупных мировых вендоров – так, "Ингосстрах" смог позволить себе Oracle Siebel CRM), и ERP – как стандартное требование эпохи консолидации, поиска крупных инвесторов и выхода на биржи (первым в России страховщиком, принявшим решение о внедрении SAP ERP, стала ССГ, выделившая на трехлетний проект 3 млн евро).
Очевидно, что ERP сегодня выбирают крупные страховые компании, ориентированные на обеспечение менеджмента оперативной информацией для принятия бизнес-решений, а также на формирования консолидированной отчетности и бюджетирования на уровне группы. Выбор здесь обычно сосредоточен между продуктами двух конкурирующих "тяжеловозов" - SAP и Oracle.
Более мелкие же игроки, разумеется, пока даже не смотрят в сторону ERP, однако и простейшей автоматизацией операционного учета уже не довольствуются. Для ускорения работы страховщикам необходимо, помимо бухгалтерских систем, покрыть большинство рутинных процессов – расчет ключевых параметров договоров, учет данных по выданным полисам и заключенным контрактам, моделирование страховой деятельности и т.д. Растет количество приобретений систем бюджетирования, совершенствуется технологическое обеспечение контакт-центров, заметен интерес к системам класса BI.
В целом отечественные страховщики – пока будут оставаться в силе факторы, стимулирующие рост их бизнеса, прибыли, и соответственно, затрат на ИТ, – не планируют сбавлять темпы автоматизации ключевых и сопутствующих процессов. Потенциал спроса привлекает все большее количество поставщиков уже специализированных ИТ-решений – как отечественных, так и западных. Вполне вероятно, что их предложение для этого рынка будет в ближайшие годы заметно расширено.
Мария Попова / CNews Analytics
CNews: Спрос на какие бизнес-приложения в последние год-два был наиболее высоким среди страховщиков, работающих на российском рынке? Какими факторами, на ваш взгляд, объясняется востребованность этих продуктов?
Андрей Тихий:Наиболее востребованными являются бизнес-приложения, обеспечивающие работу со страховыми договорами, андеррайтинг, актуарные расчеты и получение аналитической информации. Эти потребности обусловлены условиями быстрорастущего рынка, а также тем, что многие компании начинают осознавать необходимость и важность анализа своей деятельности – продаж, убыточности, обоснованности применяемых страховых тарифов и пр.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP