|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Политика информатизации банковского сектора России по-прежнему характеризуется ростом спроса на АО и ПО. В значительной степени это связано с высокотехнологичным оформлением розничной деятельности банков. Одновременно растет спрос на услуги ИТ-аутсорсеров, а также расходы на реорганизацию ИТ-служб на фоне подготовки ИТ-инфраструктуры наиболее крупных российских банков к новому витку развития, включая выход на биржи и взаимодействие с иностранным капталом.
На общем фоне российских отраслей структура ИТ-расходов банковского сектора продолжает отличаться несколько завышенной долей затрат на АО (56% против 47% по экономике в целом), и несколько заниженной долей расходов на ИТ-услуги (18% против 22%). Кроме того, в банковском секторе заметно ниже доля внутренних затрат на ИТ (6% против 12% по экономике в целом) и затрат на ПО (16% против 18%). Таким образом, банковский сектор в политике ИТ-затрат отличается большим акцентом на закупки «железа», что во многом связано с розничной деятельностью банков (расширение сети банкоматов, эмиссия банковских карт, которые теперь имеют встроенные чипы и т.д.).
Структура ИТ-затрат российских банков 2007
Источник: CNews Analytics, 2008
В последние 2 года расходы по всем статьям ведут себя достаточно согласованно. Можно говорить, что наметились определённые изменения в политике информатизации. Так, до недавнего времени расходы на АО и ПО находились в «противофазе» с расходами на ИТ-услуги. Снижение общего объема ИТ-затрат в 2003-2004 гг. было вызвано одновременным сокращением расходов на АО, ПО и внутренние ИТ-затраты (-19,87%, -11,04% и -90,12% соответственно), тогда как расходы на ИТ-услуги продолжали расти (+18,14%). И наоборот, следующий 2005-й год ознаменовался выходом ИТ-затрат российских банков на положительные темпы роста (+33,79% - АО, 39,63% - ПО, % и 1430,4% (!) – внутренние ИТ-затраты), однако одновременно с этим расходы на ИТ-аутсорсинг сократились на 4,18%. 2006-й год стал периодом одновременного роста по всем основным статьям ИТ-расходов (прирост АО – 15,3%, ПО – 35%, ИТ-услуг – 35,8%) при этом сохранились на довольно высоком уровне внутренние ИТ-затраты (их сокращение составило всего 8% и на фоне 15 кратного роста годом ранее, их относительная доля в общей структуре ИТ-затрат практически не изменилась). 2007 год, по первым оценкам, принёс равномерный рост ИТ-затрат и новый виток роста (оценочно +40-50%) на внутренние ИТ-затраты, относительный вес которых в банковском секторе остался довольно высоким (около 9%).
Таким образом, при сохранении тенденций прошлого года, наметился также и новый рост ИТ-услуг – как внешних, так и собственными силами. Тенденции, скорее всего, свидетельствуют о том, что ядро банковского сектора начинает новый этап обновления/корректировки своих ИТ-концепций (необходимость в которой, остаётся актуальной в связи с тремя названными нами факторами – ВТО, IPO и стратегия на вовлечение в бизнес иностранных партнёров). Наряду с этим продолжается наращивание физической оснастки новых технологических возможностей. Едва ли не главную роль в этом по-прежнему играет развитие сетей банкоматов, как в Москве, так и в регионах. Ведь операции с населением – фактически последний до конца не освоенный в России сегмент рынка банковских услуг, развитость которого, к тому же, напрямую будет определять конкурентоспособность российских банков перед западными банками. В ближайшее время можно ожидать обострения конкурентной борьбы в этом сегменте, которая будет сопровождаться приходом новых игроков, неожиданными альянсами и изменениями в расстановке сил. 2004 год стал последним годом, когда затраты банков на АО снижались.
Широчайшее и до сих пор до конца не освоенное поле банковских услуг, наряду с по-прежнему ощущающимся дефицитом банкоматов будет способствовать дальнейшему наращиванию затрат банков на АО, а также ПО, что является логичным аккомпанементом освоения банками рынка высоких технологий работы с населением. Один из примеров – появление в России пластиковых карт со встроенным микропроцессором. В целом объём операций с пластиковыми картами только за IV квартал 2007 года составил 1,9 трлн руб., что в 1,5 раза выше, чем за соответствующий период прошлого года. Количество банковских карт в обращении за 2007 год увеличилось с 74,6 млн шт. до 103,3 млн шт.
Динамика ИТ-затрат в банковском секторе, 2002-2007
С другой стороны, рост спроса банков на ПО подстегивается также растущими требованиями к системам информационной безопасности. Особенно актуально это в свете вступления в силу нового стандарта Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы РФ СТО БР ИББС-1.0-2006, устанавливающего новые принципы построения структуры управления информационной безопасностью в банках, а также биржевыми требованиями, например, требований закона Сарбанеса-Оксли (SOX) по контролю за ИТ и, в частности, ИТ-безопасностью при процедуре листинга акций.
Наконец, пожалуй, одна из самых интересных статей ИТ-расходов банков – внутренние ИТ-расходы, резкий рост которых по праву привлекает внимание уже третий год подряд (рост в 1,5 раза в 2005 году, -7% - в 2006 году, оценочно +52% - в 2007 году). При этом рост внутренних ИТ-затрат сопровождается ростом затрат на ИТ-аутсорсинг (+36% в 2006 году, оценочно +30% в 2007 году). Значит, это скорее всего, означает, что рост расходов связан с политикой реорганизации внутренних ИТ-служб по рекомендациям компании-аутсорсера. Предлагая новые принципы организации ИТ-инфраструктуры, приглашённые ИТ-консультанты одновременно предлагают направления реорганизации ИТ-отделов банков и повышения их эффективности. Таким образом, рост внутренних ИТ-затрат является своего рода смежными затратами аутсорсингового проекта.
По-прежнему не стоит исключать и второй фактор, который может приводить к росту внутренних ИТ-затрат – дефицит на российском рынке квалифицированных ИТ-специалистов, ввиду которого резко увеличивается стоимость услуг ИТ-компаний, а ИТ-заказчики вынуждены искать способы снижения связанных с этим издержек. Один из них – заключение прямых контрактов не с ИТ-компаниями, а с профессионалами, которые, не являясь штатными сотрудниками банков, работают во внутренних ИТ-отделах на основе договоров. Стоимость найма такого специалиста напрямую (минуя ИТ-компанию) существенно ниже. Это не освобождает банк от затрат, связанных с закупками АО и ПО, однако позволяет значительно экономить на ИТ-услугах, что нам и показывают макротенденции развития спроса на ИТ в банковском секторе.
В итоге можно сказать, что политика информатизации банковского сектора характеризуется, с одной стороны, продолжающимся ростом спроса на АО и ПО, что связано с высокотехнологичным оформлением розничной деятельности банков, с другой стороны, одновременным ростом спроса на услуги ИТ-аутсорсеров и расходов на реорганизацию ИТ-служб. Последнее в значительной мере определяется подготовкой ИТ-инфраструктуры наиболее крупных российских банков к новому витку развития, главные акценты которого – это выход банков на биржевое поле и нацеленность на взаимодействие с иностранным капталом.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP