|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
В последний год на российском рынке банковского ПО наметилась тенденция смещения спроса — от решений, позволяющих автоматизировать основную деятельность (автоматизированные банковские системы, сокращенно АБС) к бизнес-приложениям, дающим возможность оптимизировать управление банком как корпоративной структурой. Другим важными трендами 2007 года участники рынка банковской автоматизации считают продолжающийся рост интереса заказчиков к фронт-офисным решениям, а также популярность (в перспективе) банковских программных продуктов, основанных на СПО.
Эксперты, опрошенные CNews отмечают, в первую очередь, растущую зрелость банковского рынка и определенное насыщение системами (по крайней мере, со стороны крупных заказчиков). По мнению директора департамента прикладных финансовых систем компании «Инфосистемы Джет» Ильи Небесного, АБС сегодня остается одной из систем, оказывающих максимальное воздействие на бизнес банка. От возможностей этого решения зависят скорость вывода банком на рынок новых продуктов, скорость проведения основных банковских операций, полнота данных для аналитических систем и многое другое. «Банки, имеющие технологически отсталые АБС, будут проигрывать в конкурентной борьбе, ведь развитие системного ландшафта банка напрямую связано со стратегией развития бизнеса — убежден он. — Одна из популярных концепций — сконцентрировать внимание на системах, оптимизирующих процессы продаж, и уже вторым приоритетом оценивать необходимость развития бэк-офисных систем. Но даже при таком подходе целевая ИТ-архитектура должна предусматривать возможность развития или замены АБС как основной учетной системы».
Эксперты отмечают, что тенденция снижения интереса российских банков к АБС за счет повышения интереса к бизнес-приложениям, которую мы наблюдаем сегодня, рано или поздно должна была неизбежно проявиться. Несмотря на то, что АБС является важнейшим ИТ-приложением для банка, и его безупречное функционирование критически важно для бизнеса, круг задач, который требуется решить для того, чтобы АБС заработала с полной эффективностью, все-таки конечен. «Рано или поздно цель внедрения достигается, и банку остается лишь передать систему на поддержку, — считает коммерческий директор Naumen Вячеслав Кадников. – Поэтому вслед за обеспечением самой возможности вести банковский бизнес (внедрением АБС, финансового и управленческого учета, электронного документооборота) следуют шаги по повышению его эффективности и конкурентоспособности». На этом этапе ключевыми бизнес-приложениями становятся системы, напрямую влияющие на качество обслуживания клиентов – CRM, call-центры, а также аналитические системы, позволяющие на основании имеющейся информации принимать управленческие решения. «Тенденция к повышению роли этих приложений уже наметилась и будет проявляться в ближайшие годы все более явно», — уверен г-н Кадников.
Руководитель управления по работе с финансовыми организациями компании ISG Алиса Мельникова отмечает, что раньше банки, действительно, были озабочены в первую очередь внедрением систем операционного уровня для поддержки регистрационных и учетных функций. «Большинство крупных банков успешно справились с этой задачей, поэтому внедрение управленческих приложений стало для них следующим шагом развития информационной среды, — рассказывает она. — Но число банков, которые не решили до конца первую задачу, пока очень велико, поэтому говорить о потере интереса к теме автоматизации основной деятельности в банковском секторе преждевременно».
«На стадии активного роста основные усилия банков направляются на повышение уровня автоматизации бизнес-процессов для обеспечения эффективной работы фронт-офиса и исключения «узких мест» в работе бэк-офиса, что позволяет расти вместе с рынком, — комментирует управляющий директор финансового сектора ГК «Оптима» Франческо Ди Марчелло. — Однако на следующей за ней стадии стабилизации роста внимание банков постепенно смещается с фронт-офисов и оптимизации управления продуктами в сторону повышения капитализации, созданной на основе первой волны инвестиций. Наконец, когда рост рынка практически полностью прекратится, значительное внимание будет уделяться развитию информационной системы управления, администрированию бизнес-процессов посредством управления затратами и прибыльностью».
Вице-президент по развитию бизнеса компании TopS BI (ГК «Систематика») Владимир Соркин отмечает, что не стал бы называть текущую ситуацию отходом от автоматизации основной деятельности. «Сегодня интерес к управленческим решениям не замещает спроса на специализированные банковские приложения, а только дополняет его, — считает он. — Думаю, что эта тенденция пока сохранится: с учетом начавшейся второй волны внедрения АБС отход от автоматизации основной деятельности произойдет не скоро».
Директор центра компетенции департамента по работе с банковскими структурами компании IBS Дмитрий Цапаев также не считает, что банковский рынок сегодня активно двинулся в сторону бизнес-приложений. Однако, по его мнению, в этом направлении есть большой потенциал, который рано или поздно оформится в тенденцию. «Основная деятельность банка обязательно сопровождается автоматизацией «джентльменского» набора функций на базе АБС – ведение главной книги, кассовые операции и т. д. Автоматизации этого набора уже абсолютно недостаточно для завоевания конкурентных позиций на рынке, — убежден г-н Цапаев. – Банкам требуются гораздо более функционально мощные и производительные решения, чем западные АБС (не говоря уже о российских системах)». Показательным, по его мнению, является и отношение заказчиков к проектам внедрения АБС. «Уже нет былой эйфории и иллюзий, что одна система решит все проблемы; теперь заранее рассматривается возможность расширения функционала в «узких» местах за счет внедрения специализированных приложений, — отмечает он. — АБС сегодня рассматривается как базовая платформа, на которую можно «навесить» дополнительный функционал. Возможно, в дальнейшем банки задумаются о том, нужна ли АБС как ядро в принципе, если и без нее можно все закрыть специализированными приложениями, обеспечив их интеграцию». Причем, по словам г-на Цапаева, такое решение будет более мощным и конкурентоспособным. Банки при таком подходе фактически переходят в область построения SOA. Однако пересчитать российских игроков этого сектора, планомерно работающих над внедрением сервисно-ориентированной архитектуры, пока можно по пальцам. «В ближайшие годы таких банков должно стать больше, — уверен эксперт. — В пользу обозначенных трендов говорят и тенденции развития бизнеса вендоров: например, Oracle, продукты которой являются негласным стандартом в банковской отрасли, переходит от тяжелых решений к продвижению бизнес-приложений с точки зрения их интегрирования в единую систему».
Какие же бизнес-приложения лидируют по уровню спроса у российских заказчиков? Участники рынка в числе таких решений единодушно отмечают CRM. Однако интересы игроков банковского сектора вовсе не ограничиваются расширением возможностей взаимодействия с клиентами. По наблюдениям управляющего директора финансового сектора ГК «Оптима» Франческо Ди Марчелло, в 2007 году активность главным образом наблюдалась в области замены ключевых банковских систем. Однако банками был востребованы и другие решения, предназначенные для поддержания процессов, не охваченных автоматизированной банковской системой. «Ключевым вопросом для российских банков сегодня является внедрение скоринговых систем; многие финансовые игроки внедряют CRM-системы, позволяющие автоматически выявлять возможности повышения продаж и вести перекрестные продажи. Системы управления заемными средствами и документооборотом в настоящее время также пользуются огромным спросом банков — благодаря тому, что позволяют упростить операции и повысить их эффективность, — говорит г-н Ди Марчелло. — Востребованы и аналитические информационные системы, предоставляющие возможность получения данных о рентабельности продукта, однако пик их продаж еще впереди».
По мнению директора центра компетенции департамента по работе с банковскими структурами компании IBS Дмитрия Цапаева, CRM являются для банков «хитом сезона». «Данный класс решений сейчас пользуется наибольшим спросом, — отмечает он. – Однако банки, говоря об использовании подобных систем, применяют при этом разные инструменты: кто-то внедряет непосредственно решения по управлению взаимоотношениями с клиентами, кто-то имеет в виду автоматизацию фронт-офиса в целом».
Второе место по уровню востребованности г-н Цапаев отдает решениям по комплексному управлению рисками, отмечая при этом, что практически все банки озаботились данной проблемой. Впрочем, по его мнению, спрос на подобные системы, скорее, декларируемый: ведь это недешевые приложения, эффект от которых очень тяжело продемонстрировать в цифрах. Более того, никакой софт сам по себе управлять рисками не может. «Система управления рисками на выходе дает набор показателей, которые позволяют адекватно управлять рисками, не более того, — говорит г-н Цапаев. — Чтобы такая система заработала, нужно провести целый комплекс мероприятий по оптимизации бизнес-процессов, выстраиванию политики лимитов и т. д. В некоторых случаях речь идет о перестроении работы банка». Поэтому ключевая проблема внедрения таких систем, с его точки зрения, состоит в том, что эти решения требуют очень высокой зрелости управления и комплексной реализации проекта.
«Третьим наиболее востребованным решением являются системы противодействия отмыванию доходов, — считает г-н Цапаев. — Банки видят в них выгоду не только с точки зрения соблюдения законодательства и предоставления ЦБ необходимой отчетности согласно 115 ФЗ, но и с точки зрения практической пользы для бизнеса (управление клиентской базой, формирование аналитики, снижение репутационных рисков)».
Говоря о наиболее востребованных банками в 2007 бизнес-приложениях, коммерческий директор Naumen Вячеслав Кадников в первую очередь отмечает решения, повышающие эффективность работы фронт-офиса. «Особенно активно растет уровень внимания к продуктам для автоматизации розничного бизнеса; хорошими темпами развивается рынок внедрения управленческих и аналитических решений для банков; все больше внимания оказывают банки системам дистанционного обслуживания клиентов, — комментирует он. – Исходя из нашей практики, хотелось бы отметить и рост спроса на системы управления службой поддержки и инфраструктурой компании, продукты класса Service Desk».
2007 год стал в России годом споров о перспективах использования открытого ПО, о необходимости замещения подобными решениями систем зарубежных «программных монополистов». Очевидно, что структурам, близким к органам государственной власти или организациям, чья деятельность связана с использованием сведений, содержащих гостайну, независимость от иностранных разработчиков необходима будет в первую очередь. И сторонники идеи использования отечественного ПО, основанного на системах с открытым исходным кодом, говорят о заметном растущем спросе на разработку подобных решений cо стороны органов государственной власти. Однако некоторые эксперты констатируют и активный интерес банков к использованию СПО.
Заместитель генерального директора по работе с финансовым сектором и ЖКХ компании Verysell Сергей Буш в беседе с CNews назвал две основные причины, благодаря которым именно банки станут основными потребителями свободного программного обеспечения. По его мнению, это будет обусловлено, во-первых, наличием у банков наиболее сложных и критичных инфраструктур и постоянно растущими требованиями со стороны бизнеса. «СПО обеспечивает новый уровень гибкости, надежности, производительности, открытости и стандартности; в целом — это следующий технологический уровень программного обеспечения, — убежден г-н Буш. — Бесплатность лицензий многих заказчиков до сих пор вводит в заблуждение, но это лишь следствие нового подхода к созданию и распространению ПО и переходу на сервисно-ориентированный бизнес».
Второй важнейшей причиной, по которой банки должны будут остановить свой выбор именно на решениях, основанных на СПО, по мнению г-на Буша, является то, что открытые программные решения – это именно та золотая середина, которую искали руководство банков и сильные департаменты информационных технологий. «Многие «ИТ-продвинутые» банки вели и ведут собственные внутренние разработки. В определенный момент высшее руководство, устав от споров между ИТ и бизнесом, а также боясь зависимости от своей группы разработки, пытается перейти на сторонние «готовые» решения, — отмечает он. — В итоге выясняется, что объем доработок сторонних систем превысил объем собственной разработки, а готовое решение оказалось лишь платформой, в итоге банк получил зависимость и от сторонних разработчиков, и от своих программистов». По мнению г-на Буша, СПО решает эту проблему на корню: банк получает стороннюю разработку, открытую для адаптации и без ограничений использования. Кроме того, заказчик получает хорошую трехуровневую поддержку – от собственного ИТ-департамента, от системного интегратора и от независимого разработчика. «СПО это не только Linux и OpenOffice: сегодня уже практически для любого решения, будь то BI, CRM, ECM или ERP есть хорошие апробированные решения из мира СПО, — считает г-н Буш. — Думаю, что вскоре мы увидим и первую «свободную» АБС».
Однако на сегодняшний день большинство аналитиков сходятся во мнении, что реализация задачи перехода на отечественное СПО для банков (впрочем, как и для других вертикальных рынков) не будет простой. В первую очередь потому, что на практике подобный переход потребует значительных инвестиций. И не все эксперты соглашаются с тем, что следом за пожеланием участников рынка использовать отечественные программы с открытым кодом должен немедленно последовать госзаказ или массовый корпоративный заказ на их разработку. Вторым ключевым моментом, тормозящим появление СПО в банках, на наш взгляд, является нехватка прикладного банковского ПО на основе Linux. Впрочем, есть надежда, что по мере продвижения СПО на российский рынок дефицит специализированных программных решений постепенно будет преодолен.
Элеонора Ершова/CNews
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP