|
|
Сценарии информатизации банков: все ли дойдут до финиша?Анализ трендов спроса на ИТ в банковском секторе в 2002-2006 гг. позволяет обозначить дальнейшее развитие технологической модернизации по двум основным сценариям — «интенсивному» и «стагнационному». Последний видится наиболее вероятным, но не ввиду возможных деградационных тенденций в отрасли, а в результате процессов постепенного выбывания из игры периферийных организаций и стягивания границ ИТ-рынка к предприятиям «ядра». В 2006 году полностью сохранился комплекс факторов, которые, согласно прошлогодним сценариям CNews Analytics будут определять перспективы информатизации банковского сектора. В прогнозах 2007 года мы можем дополнить прежнюю картину количественной характеристикой происходящих процессов. Напомним, что перспективы развития спроса на ИТ российских банков (равно как и всего финансового сектора) определяются необходимостью максимально тщательной подготовке к вступлению в ВТО, равно как и усиливающимся стремлением иностранных кредитных организаций попасть на российский рынок. Всё это стимулирует технологическую модернизацию российских банков, вывод на рынок новых высокотехнологичных банковских услуг и максимальное вовлечения в них российского населения и корпоративных клиентов Исходя из анализа трендов спроса на ИТ за период 2002-2006 гг. можно предположить дальнейшие развитие процессов технологической модернизации российского банковского сектора по двум основным сценариям — «интенсивному» и «стагнационному». Форсаж под вопросом Давать строгие вероятностные оценки крайне затруднительно ввиду высокой стохастичности спроса на ИТ в банковском секторе. Однако сценарий интенсивного роста, предполагающий устойчивые темпы роста расходов банков на ИТ в среднесрочный период, выглядит гораздо менее реалистичным. Лучше отбросить надежды на то, что разработанная АРБ долгосрочная программа «Национальная банковская система 2010-2020» (в которой предложен форсированный сценарий развития российских банков, предполагающий доведение к 2010 году доли банковских активов к ВВП до 93%, а к 2020 году — до 140%, при среднегодовых темпах роста не ниже 32%) спровоцирует каскадный рост расходов банков на высокие технологии. Как уже говорилось, что хотя в программе предложен серьезный комплекс задач по повышению эффективности управления банковской системой, расширению банковских услуг в регионах, ооптимизации банковской отчетности, внедрения национальных стандартов качества банковской деятельности, обеспечение прозрачности и адекватности отчетности по МСФО и др., в ней, тем не менее, нет ничего про важность ИТ. Из программы следует, что акцент будет сделан на форсированном развитии высокотехнологичных банковских услуг (главным образом, обращения пластиковых карт). Однако в том, что касается собственно ИТ-составляющей инвестиций, ничего не говорится. Можно было бы подумать, что это подразумевается само собой, ведь практически все запланированные в программе меры предполагают ИТ-сопровождение (взять хотя бы комплекс задач по оптимизации управления и координации с Центральным банком или обеспечение адекватности МСФО). Однако реалии это не подтверждают среднегодовые темпы роста (СГТР) ИТ-затрат за период 2002-2006 гг. составляют всего 1,1%! При таких темпах, к 2010 году объем ИТ-затрат едва-едва перекроет уровень 2002 года в 25 млрд руб., после которого, по данным Росстата, началось падение. Так что, скорее всего, никакого интенсивного развития спроса на ИТ в банковском секторе ожидать не стоит. Пертурбации на периферии На фоне форсированной организационно-управленческой модернизации российских банокв, ИТ-инвестиции, вероятнее всего, будут вялотекущими. Однако качественно картина будет резко меняться. Российский банковский сектор представляет собой не однородное целое, но как бы систему «ядро — периферия», с высокой концентрацией активов и капитала (вспомним, что 5 крупнейших банков контролирует более 42% совокупных активов банковского сектора РФ). Разница между банками, входящими в «ядро», и банками, относящимися к «периферии», разительна. Все пертурбации, происходящие с банковской системой — это периферийные процессы, мало касающиеся крупнейших кредитных организаций. Динамика расходов на ИТ также отражает не столько ИТ-политику, характерную для всех банков, сколько причудливую смесь совершенно непохожих стратегий — ядра и периферии. Стохастичность спроса на ИТ, «рваность» темпов — это фон, который создает периферия, не достаточно осознающая свои технологические интересы. Крупнейшие же банки имеют не только совершенно иного уровня финансовые возможности для ИТ-инвестиций, но и обладают иным видением технологических перспектив. Общие вялотекущие тенденции развития спроса на ИТ скрывают существование «точек роста» — групп банков с весьма активной ИТ-политикой. Таким образом, рассматриваемый нами как наиболее вероятный «стагнационный» сценарий развития спроса на ИТ означает отнюдь не деградационные тенденции в российском банковском секторе, взятого как целое, но лишь процессы постепенного выбывания из игры периферийных организаций, постепенное стягивание границ ИТ-рынка к предприятиям «ядра». Это явление внешне, если смотреть на него через агрегированные показатели расходов, будет действительно выглядеть как стагнация или вялотекущее развитие. В действительности же будет происходить качественное изменение внутреннего состава игроков на ИТ-рынке, когда весь сегодняшний его объем будет постепенно осваиваться и поддерживаться ограниченным числом привилегированных банков. Владимир Карачаровский / CNews Analytics |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP