|
|
Обзор подготовлен
Казахстан демонстрирует структуру ИТ-затрат, аналогичную российской – с заниженной по отношению к западным экономикам статьей расходов на ИТ-услуги. На их долю здесь приходится примерно 20% от общих ИТ-затрат, что является в принципе неплохим показателем для начальной стадии информатизации, которую Казахстан проходит в настоящее время.
ИТ-услуги являются одним из ключевых сегментов ИТ-рынка. Уровень развития этого сегмента говорит о том, насколько гибкой является модель информатизации общества, насколько высок потенциал создаваемой ИТ-инфраструктуры, с точки зрения её будущей модернизации. В странах СНГ, в том числе и в России, на данном этапе развития сегмент ИТ-услуг занимает свои прочные 20-30% ИТ- рынка. И одновременно отстает от развитых западных экономик, в которых этот вид ИТ-затрат превышает 60-70%.
Казахстан в данном случае не является исключением и демонстрирует (по крайней мере, пока) ту же структуру ИТ-затрат, что и Россия – с заниженной по отношению к западным экономикам статьей расходов на ИТ-услуги. Вместе с тем, доля ИТ-услуг на уровне 20% от общих ИТ-затрат является весьма значимым показателем для начальных фаз информатизации, которые Россия прошла в начале первой декады 2000-х гг., а Казахстан проходит в настоящее время.
Большая часть ИТ-услуг относится к обслуживанию ПО: около 22% приходится на консультационные услуги по программным продуктам, порядка 18% - на услуги по компьютерной обработке данных и созданию баз данных, 13% - составляет сегмент услуг по созданию ПО для индивидуальных пользователей, наконец, около 16% - услуги по изданию готового ПО.
При довольно узком пока слое в Казахстане серьезных заказчиков ИТ, внутри этого сегмента существует неплохо развитая сеть обслуживания частных и корпоративных клиентов. На это прямо указывают, в частности, такие статьи ИТ-услуг, как создание ПО под индивидуальный заказ и издание готового системного ПО. Обе они говорят о том, что в Казахстане существует узколокализованный, но при этом высокоразвитый рынок ИТ-услуг. Например, высокий уровень расходов на готовое ПО указывает на серьезное отношение к авторским правам, а высокий уровень затрат на создание ПО под индивидуальный заказ – на внимательное отношение к специфике предприятий-заказчиков, отказ от стратегии информатизации по шаблону, «вслепую». Последний аспект очень важен, так как характер начальных фаз информатизации закладывает фундамент будущего развития рынка ИТ. Если уже на начальных фазах информатизации работа строится не по заранее заготовленному «стандарту», а с учетом индивидуальных запросов заказчиков, это неизбежно приведет к тому, что тесная связь между информатизацией и эффектом от неё в виде роста конкурентоспособности предприятий, станет очевидной для будущих ИТ-заказчиков и будет подогревать дальнейший спрос на ИТ.
Структура основных видов ИТ-услуг, предоставляемых населению и предприятиям Казахстана в 2008 году
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2010
Второй сегмент ИТ-услуг (около 29%) – это техническое обслуживание и ремонт АО разных видов. Данная группа со временем начнет расти, по мере того как ИТ-рынок начнет наполнятся «железом». Пока количество компьютеров на предприятиях Казахстана крайне невелико (в среднем по 5 компьютеров на предприятие), а доля населения, имеющего ПК, составляет лишь 6%, поэтому рост этого сегмента ИТ-услуг ещё впереди.
Наконец, стоит отметить и ещё один сегмент ИТ-услуг, находящийся, вероятно, пока лишь в первой фазе своего развития в Казахстане – это услуги, связанные с возможностями интернет – в частности, по созданию систем поиска (0,15%) и по продаже места для рекламы (0,42%). Рост этого сегмента ИТ-услуг также зависит от интенсивности развития интернет как массового средства коммерческих коммуникаций и площадки деловой активности. Этого в Казахстане пока не может быть просто ввиду того, лишь 10-15% предприятий используют сеть в коммерческих целях и лишь 5% населения имеют доступ к сети.
Анализ темпов роста позволяют увидеть, какие из видов ИТ-услуг развиваются динамично, а развитие каких из них сдерживается системными причинами. Здесь ситуация выглядит пока довольно неопределенно. Наибольший прирост приходится на наиболее слабо развитые виды ИТ-услуг, доля которых в общем объеме незначительна – это консультационные услуги по техническому обеспечению, услуги по техническому обслуживанию систем.. Однако, во всех этих случаях взрывной рост (от 200 до 900%) приходился на 2008 год, и пока не ясно, является ли это началом форсированного освоения указанных сегментов, либо ситуационным конъюнктурным всплеском.
Темпы прироста затрат на ИТ-услуги, в % к предыдущему году
Период \ Вид ИТ-услуг | 2006 | 2007 | 2008 |
Весь комплекс ИТ-услуг | 35,0 | 52,4 | 29,5 |
Консультационные услуги по техническому обеспечению | -66,4 | 33,2 | 285,3 |
Консультационные услуги по программному обеспечению | 206,5 | 45,0 | 17,8 |
Услуги по техническому обслуживанию систем | -55,3 | -57,4 | 230,1 |
Услуги по системному анализу и программированию | -68,3 | -55,0 | -33,8 |
Услуги по компьютерной обработке данных, созданию баз данных | 30,1 | 74,6 | 28,3 |
Услуги по изданию готового программного обеспечения системного | -1,5 | 103,9 | 34,6 |
Услуги по разработке программного обеспечения для индивидуальных пользователей | 65,5 | 54,4 | 26,5 |
Услуги по созданию систем поиска в интернет | 4 941,2 | -77,0 | -61,1 |
Услуги по продаже места для рекламы в интернет | 7,5 | -24,8 | 922,6 |
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту офисного оборудования и вычислительной техники | 9,1 | 34,8 | 27,9 |
Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2010
Сегмент услуг по созданию систем поиска в интернете в 2007-2008 гг. сокращался на 60-70%, однако в 2006 году прирост этого вида услуг составил почти 5000%, что фактически сформировало данный сегмент. В 2005 году на него приходилось 20 млн тенге, в 2006 – уже 1 млрд тенге, а в 2008 году спрос в этом сегменте упал до 90 млн тенге. Сегмент услуг по продаже мест для рекламы в интернете в период 2005-2008 гг. вырос с 30 до 250 млн тенге.
Это можно проследить и по другим видам ИТ-услуг. Например, сегмент услуг по изданию готового ПО в 2007 году вырос более чем вдвое, в 2008 году – ещё почти на 35% и в целом за период 2005-2008 годы почти утроился - с 3,6 до 9,8 млрд.тенге.
Более устойчивые темпы роста показывает сегмент разработки ПО под индивидуальный заказ – он вырос в тот же период с 2,4 до 7,9 млрд тенге. Те же закономерности прослеживаются для сегмента консультационных услуг в сфере ПО – рост за тот же период с 2,5 до 13,3 млрд тенге, для сегмента по созданию баз данных - рост с 1,5 до 4,8 млрд. тенге и т.д.
Таким образом, все указывает на то, что сегмент ИТ-услуг, как и ИТ-рынок в целом в Казахстане, пока только формируется, но формируется быстро и системно – широким фронтом по всем направлениям.
Владимир Карачаровский
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP