|
|
Обзор
Рынок BI в России 2012Обзор подготовлен
Пользовательский интерфейс не только позволяет отображать данные, но также является одним из важнейших элементов управления BI-системами. Проблема в том, что работать на повышение эффективности он будет лишь при сбалансированной оценке визуальных возможностей: нельзя недооценивать значение внешнего вида, но и переоценивать его не стоит.
Иногда клиенты, которым требуется установка BI-системы, предъявляют индивидуальные требования к пользовательскому интерфейсу. Среди интеграторов ходит байка, будто один из руководителей крупного предприятия хотел, чтобы на экране была видна только большая зеленая кнопка. И нажимал бы он на нее только тогда, когда кнопка начинала краснеть при возникновении проблем. В ответ аналитическая система должна была уже раскрывать критические значения показателей. Когда горе-руководителю объяснили, что думать все-таки придется самому, он попросил отразить онлайн-аналитику в двух лампочках – зеленой и красной. Ситуация анекдотичная, но факт остается фактом – топ-менеджмент постоянно сталкивается с проблемой обработки растущих объемов информации. И визуальное отображение ситуации способно помочь решить эту проблему.
Зачастую клиент просит разработать визуальные элементы в дополнение к стандартным средствам построения портальной части. Например, заказчик может попросить оригинальный внешний вид представления отчета, если он уверен, что финансовые аналитики будут лучше и быстрее воспринимать информацию. Известны случаи, когда банк заказал "вписать" отчеты в изображение долларовой купюры, а транспортная компания – в циферблат спидометра. Насколько такой подход оправдан с экономической точки зрения и с точки зрения общей эффективности работы предприятия?
Роль интерфейса в иерархии компонентов BI-системы велика. Ведь первое впечатление от системы заказчик получает, именно увидев ее. Так что интерфейс должен быть не только удобным в работе, но привлекательным внешне, вызывающим положительные эмоции и желание работать с системой. Однако, отмечают в компании "Форс", на первом месте все же стоит производительность и функциональность.
Поэтому излишне оригинальничать с пользовательским интерфейсом не советуют ни интеграторы, ни сами пользователи. Действительно, внешний вид информации влияет на результативность работы с ней (а значит, в конечном счете, и на эффективность работы всей компании), в том числе в зависимости от различий в представлениях для персонала разного уровня. Для сотрудников высшего звена важна простота и быстрота усвоения информации, так что шутка про кнопку не далека от истины – чем выше руководитель, тем проще представление отчета.
В BI Partner считают, что для высших управленцев визуализация системы может представляться на уровне сигналов. Ведь если управление происходит по нескольким взаимозависимым параметрам, то с их перечнем или несколькими графиками разбираться сложно. А "кнопочный" вид позволяет сразу заняться лишь теми частями, величинами или данными, которые требуют первостепенного внимания в настоящий момент. Правда, возникает вопрос, можно ли сосредоточиться при звуковом прессинге.
Так что для топ-менеджеров в визуализации принят минимализм – им показывают несколько разрезов вместо целой странички с кучей цифр, да еще детализированных по различным критериям. "В этом случае, конечно, можно сделать любую красивую картинку или нарисовать красочные графики и схемки, – считает и.о. директора ИТ "Технониколь" Алексей Горбатенко. – Но такого рода отчетность уже следующая надстройка над вполне стандартной BI-системой, и она не всегда имеет смысл".
В то же время для персонала нижнего уровня информация должна быть визаулизирована гораздо подробнее, но при этом лаконично. Заказчики, не разбирающиеся в тонкостях процесса разработки BI-системы, не всегда понимают, что даже такой момент может влиять на общую эффективность. В Inline Technologies объясняют: для каждого уровня иерархии, например для бизнес-аналитиков или технического отдела, очень важно сохранять стандартный дизайн, так как он обычно тщательно продуман и оптимизирован вендором именно для этого уровня персонала. Внесение каких-либо существенных изменений в дизайн в этом случае способно снизить эффективность работы.
В группе компаний "Рольф", импортирующей и продающей автомобили, отмечают, что некоторое время назад решили оригинально визуализировать цифровую информацию и установили изображения спидометров. "Оказалось, что это просто украшательство, которое интересно один раз, два и все, и не имеет никакого практического значения, – говорит директор по операционной деятельности департамента ИТ-группы Артем Плетнев. – Оно не облегчает восприятия и в сущности ни о чем не говорит – чтобы быстро сделать выводы, нужны тренды, то есть одновременное представление исторических данных и текущих. На спидометре отобразить это оказалось невозможно". Сейчас в "Рольфе" функционирует SAP BusinessObjects с интерфейсом в виде определенным образом структурированных и оформленных графиков и таблиц.
Интеграторы уверяют, что задачи, связанные с установкой BI-системы, наделенной оригинальным интерфейсом, заказчики ставят перед ними крайне редко – такой потребности в больших масштабах не сформировалось. Почти весь спектр возможных запросов, начиная с тех самых спидометров, "бубликов", нестандартных dashboard'ов и заканчивая объемными индикаторами с возможностями анимации, есть в библиотеках SAP BusinessObjects, MicroStrategy BI, Cognos, Oracle Business Intelligence и прочих систем. Все перечисленное очень легко встраивается в любой портал и является его кастомизацией.
Обычно запросы на приведение пользовательского интерфейса BI-системы к определенному внешнему виду связаны с соответствием отчетов корпоративному стилю заказчика или предназначены для менеджмента определенного уровня. В BI Partner рассказывают, что как правило специальный интерфейс вкладывается в разработку для удовлетворения требованиям и стандартам, закрепленным в компании-заказчике по цветовой гамме, толщине полей или линеек. Для этих целей при работе с одним из крупных банков интегратору даже пришлось привлекать профессионального дизайнера.
Любые "навороты" интерфейса – это дополнительные усилия и затраты по разработке и внедрению. "Если рассматривать проблему в аспекте BI-системы, то это лишнее – ведь мы говорим не о внешнем сайте, где дизайн часто становится основным критерием его оценки, – объясняет Алексей Горбатенко. – Имеет смысл приводить внешний вид в соответствие корпоративному стилю, но уделять много ресурсов достижению оригинального вида – это не то, на что нужно тратить деньги". Средства лучше направить на создание элементов интерактивности, то есть на совершенствование функционального дизайна, когда интерфейс не только отображает, но и управляет, позволяет манипулировать отчетом под запросы пользователя. Если нельзя поменять отчет на уровне клиента, то даже самый красивый с виду интерфейс не будет иметь никакой ценности с точки зрения эффективности. При этом ИТ-служба окажется колоссально загруженной, и ни о каком повышении эффективности речь не пойдет.
В Inline Technologies указывают, что существует банальная экономическая нецелесообразность в разработке полностью индивидуального пользовательского интерфейса BI-системы. На это занятие может потребоваться три и более месяцев вместо стандартных нескольких недель. Необходимо также учитывать, что выполнение подобной работы связано с серьезными трудностями в части, связанной с необходимостью реализовывать весь функционал системы. К тому же подобная разработка, выполненная под конкретного заказчика, вряд ли пойдет в серию. Так что заказ может обойтись клиенту дорого.
В том числе поэтому не слишком распространены индивидуальные разработки систем. Хотя и этот небольшой сектор рынка освоен – на него также влияет серьезная цена лицензии на работу с продуктом в 10-12 тыс. евро, которую приобретает интегратор. Некоторые небольшие по размеру компании берут существующие BI-системы и, немного или существенно переработав их, предлагают заказчикам с эксклюзивными запросами новый вариант решения по щадящей цене. В основном это мелкие локальные заказы.
В "Форс" отмечают: стоимость проекта увеличивается по мере доработки интерфейса, а происходить это может как на этапе проектирования, так и в процессе внедрения и даже после него – частично или полностью. Относительно недорого стоят услуги по доработке стиля (шрифт, форматирование, установка фона). Дороже обходится изменение представления элементов управления – разметка страницы, добавление новых объектов, а также любая другая дополнительная функциональность.
Ольга Камышева
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP