|
|
Обзор подготовлен
По прогнозам компании Gartner, лидерам индустрии Business intelligence придется в ближайшем будущем учитывать четыре тенденции, которые уже начали менять традиционное положение вещей в данной сфере ИТ. В российские реалии новые BI-тренды придут с традиционным опозданием на 3-5 лет.
Рынок средств бизнес-аналитики переживает плавную эволюцию. По прогнозам Gartner, к 2014 г. значительное число организаций уже завершит трансформацию BI и уйдет от модели, сфокусированной на отчетах и находящейся в ведении ИТ-департаментов. Директор по исследованиям Gartner Нил Чандлер (Neil Chandler) считает, что эти компании будут использовать другие типы бизнес-аналитики. Организации изменят способы и источники получения аналитической информации, а также модифицируют процесс поддержки принятия решений на основе аналитических данных. «Лидерам индустрии BI уже сегодня необходимо учитывать технологические, рыночные и управленческие тенденции, которые изменят сферу BI в ближайшие несколько лет», - отмечает г-н Чандлер.
Выявив четыре ключевых тенденции в сфере BI, Gartner сформулировала на их основе прогнозы, цель которых - помочь организациям осуществить планирование с точки зрения использования средств бизнес-аналитики на 2011 г. и далее. Эти ожидания в основном разделяют и российские участники рынка.
«Понятие Business Intelligence в отношении программных комплексов, обеспечивающих поддержку принятия решений, фактически было введено в обиход компанией Gartner, поэтому ее прогнозам относительно этого сектора рынка стоит доверять, - отметил в беседе с CNews эксперт в области BI-решений компании Softline Антон Марченко. – При этом стоит отметить, обозначенные в прогнозе Gartner тенденции характерны не только для рынка систем бизнес-аналитики, но и для других информационных систем управления предприятием».
Согласно прогнозу аналитиков Gartner, уже к 2013 г. 33% функциональности BI будет предоставляться с мобильных устройств. Широкая доступность подобной техники и динамика ее освоения пользователями вкупе с усилиями поставщиков BI по разработке и продвижению своих решений вызовут волну использования BI на мобильных устройствах. Но если вначале мобильная бизнес-аналитика будет представлять собой портирование уже созданных систем получения отчетности и панелей индикаторов на мобильные платформы, то уже к 2012 г, по прогнозам Gartner, BI-поставщики и заказчики разработают мобильные аналитические приложения для специфических задач или функциональных областей. Мобильная бизнес-аналитика существенно расширит аудиторию пользователей BI, и эти новые возможности привлекут существенные инвестиции.
Gartner рекомендует BI-разработчикам взаимодействовать с департаментами маркетинга и управления продуктами с целью создания ориентированных на пользователей мобильных приложений BI, а также с отделами цепочек поставок - для разработки приложений для поставщиков. «Разработчики должны понимать, что пользователи захотят обращаться к корпоративным BI-данным с мобильных устройств, - убеждены в Gartner. - Поэтому инфраструктура BI должна поддерживать эту потребность и давать возможность использования планшетных устройств для повышения эффективности работы мобильных сотрудников».
«Когда мы говорим о платформах бизнес-анализа, нужно четко понимать, что BI – это лишь часть инфраструктуры компании, - отметил в беседе с CNews генеральный директор «Консультационной группы АТК» Андрей Краснопольский. - То, каким образом идет процесс интеграции BI в информационное пространство организации, зависит от особенностей компании». По его мнению, разворачивание систем бизнес-аналитики на мобильных устройствах – это новый способ использования BI-приложений, и прогноз в 33% является весьма реалистичным.
По словам г-на Марченко, бизнес действительно становится всё мобильнее, портативные устройства приближаются по своим возможностям к полноценным ПК. Поэтому неудивительно, что разработчики систем бизнес-аналитики будут уделять этой нише все большее внимание. «В мобильном доступе, бесспорно, есть очевидные плюсы для пользователя, - считает он. - Поэтому количество мобильных пользователей BI-систем резко возрастет, а производители будут стараться по максимуму использовать возможности мобильных устройств».
Расширяющееся применение сложных аналитических функций ускорит развитие приложений для управления производительностью. Пакетные приложения будут включать инструменты анализа данных и текста, построения прогнозов и регрессий, оптимизации, качественной оценки и моделирования на основе сложных бизнес-правил. По мере наращивания объема данных и скорости их обработки компании будут искать колоночные репозитории данных и встроенные в память средства онлайновой аналитической обработки (OLAP), которые отличаются более простой архитектурой и высокой скоростью.
«На BI-рынке одним из самых обсуждаемых и перспективных направлений сейчас является in-memory: обработка данных в оперативной памяти ускоряет вычисления, повышает быстродействие системы в целом, и, соответственно, оптимизирует и аналитическую работу, - убежден г-н Краснопольский. - При этом наибольшим потенциалом с точки зрения быстродействия обладают системы, которые изначально разрабатывались как in-memory платформы (например, QlikView), а не OLAP-кубы, загружаемые в оперативную память». По его словам, в пользу in-memory решений говорит и тот факт, что оперативная память становится дешевле и позволяет реализовывать технологически более простые BI-решения.
Г-н Краснопольский также отметил, что BI-платформы становятся все более гибкими – пользователей больше не устаивает «традиционная» аналитика стандартной отчетности, мониторинга и дэшбордов – им нужен интерактивный анализ, прогнозирование, продвинутые возможности выявления трендов, то есть гибкий, полноценный ad-hoc анализ с высокой производительностью и скоростью.
Аналитики Gartner отмечают, что организациям следует оценить возможные балансы между моделями внутренней разработки и покупки готовых решений с точки зрения конкретных задач использования. При этом главным критерием выбора должна стать возможность интеграции новых решений с имеющимися системами.
Традиционный подход к реализации BI-проекта предполагает покупку программного продукта у его разработчика и последующее привлечение системного интегратора для внедрения приобретенного решения. Однако рост пользовательских инициатив в сфере ПО, расширение использования внешних источников информации и включение неструктурированного контента делает подобный подход все более рискованным и потенциально неконкурентоспособным. Сегодня покупатели могут оценивать решения - например, эффективность маркетинговых кампаний в сфере финансовых услуг - как целостные пакеты и выбирать основного поставщика для предоставления этой услуги.
Gartner рекомендует организациям поощрять участие бизнес-пользователей в принятии решения о покупке, в выборе между приобретением только ПО или пакета, включающего услуги и ПО. Кроме того, необходимо расширять критерии оценки предлагаемых решений, включая в эти критарии сервис интеграторов и оценивая их на основе отраслевой экспертизы и лучших практик - в дополнение к архитектуре и функциональности. Наконец, следует учитывать, как новое решение вписывается в текущую модель ИТ-инвестиций.
Г-н Краснопольский считает, что российских заказчиков в большей степени интересуют готовые кастомизированные решения на основе BI-платформ. Такие системы, адаптированные под конкретные задачи компаний, позволяют снизить риски и воспользоваться накопленным опытом интегратора. «Сейчас почти никто не покупает «голое» ПО, соответственно, порядка 40-50% бюджета BI-проектов идет на интеграционные услуги, - отметил он. - При этом заказчики ждут от интеграторов не только технологической, но и бизнес-экспертизы. Если интеграторы оправдают эти ожидания – их доходы будут расти».
Организации приступают к объединению технологий коллективного взаимодействия, средств поддержки социальных сетей и бизнес-аналитики для создания целостной инфраструктуры принятия решений. В ближайшие год-полтора эти усилия будут нарастать - по мере перехода компаний к проактивному управлению и оптимизации процессов принятия решений. Все это необходимо для повышения производительности на этапах, следующих за введением в систему аналитической информации. Коллаборативная среда принятия решений привлечет инвестиции в новые BI-приложения, особенно в те, средства поддержки социальных сетей и инструментарий для обеспечения совместной работы. По оценке аналитиков, некоторые BI-поставщики уже начали работу в этом направлении.
«Тенденция интеграции бизнес-аналитики со средствами коллективной работы и «социальным ПО» заметна уже сейчас, - считает г-н Марченко. - Например, компания Tibco, специализирующаяся на интеграционном ПО для бизнес-аналитики, уже анонсировала именно такой продукт – tibbr. Так что прогноз о 15% внедрений выглядит очень правдоподобно».
Интеграция BI с портальными решениями (средства совместной работы, социальное ПО) – это новый способ организации работы и принятия управленческих решений. Поэтому Gartner советует компаниям привлекать топ-менеджеров, способных поддерживать переход к инновационным, прозрачным и основанным на фактах процессам принятия решений. Эти менеджеры должны понимать ценность совместного принятия решений (на уровне департаментов, бизнес-дивизионов или отдельных процессов).
В целом эксперты убеждены, что озвученные прогнозы будут характерны для российского рынка BI, но пока не в том объеме, о котором говорит Gartner: Россия, как обычно, отстанет от мирового рынка.
Директор по маркетингу S&T International Мария Горохова считает, что уровень развития BI напрямую кореллирует с уровнем бизнеса в России. «Зрелость ИТ-инфраструктур определяются степенью развития предприятия в целом, - рассказала она CNews. - Несмотря на то, что поставщики BI-решений уже сегодня готовы предложить заказчикам высокоуровневые европейские решения, российский рынок пока в них не заинтересован, и предпосылок для резкого сокращения технологического отставания пока нет».
По мнению г-на Краснопольского, многие организации для решения аналитических задач еще используют Excel и Access. Но в ближайшие годы объемы данных превысят «точку кипения» подручных средств бизнес-анализа, и компании всерьез задумаются о приобретении специализированных BI-инструментов.
Г-н Краснопольский считает, что в ближайшее время весь рынок средств BI будет двигаться в направлении «самообслуживания» и повышения скорости внедрения. Стандарты внедрения BI начинают меняться, поскольку бизнес-пользователи не готовы ждать месяцами, им требуется более быстрая отдача от проектов. «Наиболее успешны методологии, по духу близкие к agile, с итерационным приростом функционала с периодичностью одна-две недели, - отмечает он. - Такие методологии внедрения BI как S.A.F.E. удобны тем, что пользователи уже после 10 дней проекта получают первые работающие аналитические приложения, которые могут использовать в работе. Однако для реализации подобных методологий должны быть технологические предпосылки со стороны самой системы бизнес-анализа».
По мнению г-жи Гороховой, на развитие этого сегмента окажут влияние такие факторы, как увеличение объемов данных и усложнение алгоритмов их обработки, переход к работе с данными в режиме on-line/almost on-line; развитие инструментов доставки данных, более плотная адаптация к бизнес-требованиям, а также использование инструментария BI в операционном управлении. «В глобальном масштабе развитие рынка BI дополнительно будут определять такие тенденции, как развитие аутсорсинга BI (в том числе и на основе cloud hosting), а также социализация BI», - убеждена г-жа Горохова.
«В России ключевым фактором может стать посткризисная ориентация на эффективности: многим предприятиям приходилось очень тяжело в последние два года, и это не могло не отразиться на их модели управления, - отметил г-н Марченко. - Потребность в повышении оперативности информации о состоянии бизнеса должно побудить российские компании к внедрению систем бизнес-аналитики». Не менее важную роль, по его мнению, может сыграть сокращение ИТ-бюджетов, что приведет к появлению на рынке большего количества игроков «второго эшелона» – небольших системных интеграторов, внедряющих специализированные бюджетные решения с ограниченным функционалом.
Г-н Марченко отметил, что в настоящее время на глобальном рынке наблюдается тенденция роста числа рыночных игроков, а также появления недорогих «вертикальных» решений. Не менее популярный тренд, по его мнению – рост количества систем бизнес-аналитики для малых и средних предприятий. Значительная часть подобных решений поставляется по модели SaaS либо внедряется собственными ИТ-специалистами, а не крупными интеграторами. Собственно, популярность SaaS может побудить заказчиков и поставщиков ПО перейти на использования Business Intelligence именно по этой модели.
Элеонора Ершова/CNews
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP