|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как изменился российский ИТ-рынок за последнее время, по вашим наблюдениям?
Владимир Ясинский: К ключевым изменениям я бы отнес смену приоритетов со стороны бизнеса: если в конце 2008 и далее в 2009-м году основными задачами были сокращение расходов и оптимизация издержек, то в 2010-м году акцент был сделан на повышение эффективности бизнеса и рост прибыльности. Эта задача стала одинаково актуальной для бизнеса любого масштаба: если еще несколько лет назад внедрения ERP, CRM были в основном прерогативой крупного бизнеса, то сегодня те же CRM-системы уже не воспринимаются компаниями сектора SMB как «дорогая игрушка». Налицо изменение отношения бизнеса к ИТ: без современных технологий корпоративного управления, подразумевающих комплексную автоматизацию таких функциональных областей, как продажи и закупочная деятельность, планирование, бухгалтерский и налоговый учет, управление финансами, логистика, бизнес попросту не выживет. Таким образом, ИТ стали обязательным условием не только развития, но и существования бизнеса.
Очевидно, что 2010 год вернул ИТ-рынок на прежнюю орбиту: возобновляется ведение крупных инфраструктурных проектов, наблюдается окончательный отход от «лоскутной» автоматизации, резко повышаются требования заказчиков к качеству интеграции. Уроки кризиса заставили многих руководителей переоценить эффективность тех или иных бизнес-процессов. Это породило новую волну спроса на решения в области бюджетирования, финансовой и бизнес-аналитики.
Что касается направлений деятельности ИТ-компаний, можно констатировать дальнейшее сокращение дистрибуции в структуре их выручки. Работать по принципу перепродаж ПО и «железа» сегодня могут позволить себе только крупнейшие игроки рынка, остальные же занимаются комплексными поставками, отличающимися значительной сервисной составляющей.
CNews: Какие трансформации переживает, в частности, рынок системной интеграции - по мере распространения концепции облаков?
Владимир Ясинский: Несмотря на усиленную пропаганду, распространение на российском рынке концепции облачных вычислений пока преимущественно реализуется в умах и маркетинговых брошюрах. По некоторым данным, сегодня на «облачное» ПО в мире приходится 10% приложений, а в России и того меньше. Кроме того, лишь 5-10% компаний готовы к внедрению «облачных» технологий…
Почему? Потому что «облакам», так же как и ИТ-аутсорсингу, предстоит «переломить» менталитет российского бизнеса: своё должно быть под рукой. Ведь по сути «облако» - это тот же аутсорсинг бизнес-приложений с той лишь разницей, что при использовании «облачного» сервиса заказчик не владеет ни одним из элементов системы, зато обязан частично передать личную, а то и конфиденциальную информацию на сторону. Это означает, что пресловутый вопрос доверия в контексте «облачных» технологий стоит еще более остро, чем при классическом ИТ-аутсорсинге.
Неприспособленность, по крайней мере на данный момент, законодательства РФ к массовому распространению «облачных» сервисов также серьёзно тормозит этот рынок. Кроме того, далеко не все вендоры, на словах поддерживающие концепцию «облачных» вычислений, в реальности адаптировали свои продукты под такую модель предоставления услуг.
Безусловно, переход на «облака» рано или поздно состоится, это лишь вопрос времени. Но сколько его пройдет, прежде чем ИТ-рынок справится с основными преградами на пути освоения облачных вычислений, спрогнозировать сложно.
CNews: Каковы ваши ожидания в связи со стартом новой программы "Информационное общество"?
Владимир Ясинский: Инициативы государства, направленные на повышение качества жизни граждан, преодоление цифрового неравенства в регионах, внедрение госуслуг в электронном виде способствуют развитию рынка информационных технологий. Группа «Ситроникс» всегда стремилась активно сотрудничать с государством в реализации различных национальных проектов – от образовательных (например, решение «Ситроникс ИТ» МИОС, предназначенное для создания мультсервисных информационных сетей в рамках проекта «Интерактивная школа») до федеральных (проект по созданию Электронного правительства в Башкирии, Мордовии).
Безусловно, ожидания от программы «Информационное общество» самые позитивные. Если судить по структуре выручки топ-20 крупнейших ИТ-компаний, вошедших в рейтинг РА «Эксперт», то государство, с учетом проектов в подконтрольных ему организациях, остается самым крупным заказчиком для ИКТ-компаний. Полагаю, что в связи с общим курсом на модернизацию, доля госзаказов будет только увеличиваться, чему в немалой степени будут способствовать крупнейшие государственные проекты (та же «стройка века» в Сочи в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года), а также федеральные и региональные программы.
CNews: Какие бизнес-направления на рынке ИТ являются сегодня наиболее доходными - по вашим оценкам?
Владимир Ясинский: В сфере консалтинга постепенно набирает обороты тенденция к расширению отраслей применения решений класса BI, что влияет на рост доходности этого направления. Потребность в получении качественной аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений особенно четко прослеживается в остроконкурентных отраслях – банковский, розничной, FMCG, телекоммуникационной и др. Полагаю, что 2011 год может ознаменовать начало расцвета рынка BI в России.
Окончательно вступил в стадию зрелости сегмент CRM. Стоимость внедрения классических систем CRM постепенно снижается, а рынок сбыта расширяется. Все чаще системами этого класса интересуются средние компании, причем эта тенденция не ограничивается традиционными для CRM банковским или телекоммуникационным секторами. На рынок выводятся более современные системы, удовлетворяющие потребности среднего бизнеса, в том числе и с поддержкой таких мобильных устройств, как iPhone и iPad. Компании, уже внедрившие CRM, более целенаправленно развивают аналитические модули CRM, включая системы автоматизированного маркетинга.
По-прежнему высокодоходными остаются проекты по модернизации и развитию ИТ-инфраструктур с высокой долей сервисной составляющей. Этому способствуют такие факторы, как рост требований заказчиков к обеспечению бесперебойной поддержки ключевых бизнес-процессов, обеспечение доступности критичных бизнес-приложений, а также безопасность данных.
CNews: За счет чего обеспечивается стабильный рост выручки и прибыли «Ситроникс ИТ»?
Владимир Ясинский: Считаю, что это результат постоянного повышения экспертизы бизнес-консультантов и инженеров российского и украинского представительств «Ситроникс ИТ». Именно это позволяет нам укреплять позиции, расширять портфель услуг и постоянно повышать качество проектов. Кроме того, важным фактором успеха стал четкий фокус на предоставление сервисов для ИТ-емких отраслей – банковской и телекоммуникационной. Подчеркну, что в 2010 году в рост выручки большой вклад внесло российское подразделение. Особенно успешным был 4 квартал, в котором мы выполнили более 50% годового результата по выручке и практически весь результат по прибыли. В Украине год был также успешным: мы укрепили лидерские позиции в финансовом и телекоммуникационном секторах.
CNews: Каково соотношение доходов «Ситроникс ИТ» на российском и украинском рынках?
Владимир Ясинский: В настоящее время свыше 75% доходов компании приносит российский рынок. Соответственно, менее 25% - украинский. Стоит учесть, что украинский ИТ-рынок тяжелее перенес кризисные явления 2009 года, и восстанавливается медленнее российского. По некоторым данным его объем сократился почти вдвое – согласитесь, это серьёзно меняет приоритеты бизнеса с точки зрения пролонгации инвестиций в начатые проекты или старта новых внедрений. В России оттепель наступила быстрее.
Если говорить о финансовых результатах «Ситроникс Информационные Технологии» 2010 года, то российское представительство смогло достичь роста свыше 70% по сравнению с 2009 годом. Производительность, которую продемонстрировали коллеги из России, является уникальным результатом для «Ситроникс Информационные Технологии» в целом.
CNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые различия в работе на этих рынках, с точки зрения бизнеса системного интегратора?
Владимир Ясинский: Основное различие работы на российском и украинском рынках обусловлено, в первую очередь, размерами и структурой. Для нас фокусными являются финансовый сектор, телеком и государственный сектор. В Украине инвестиции в ИТ со стороны государства очень малы, доля проектов для госсектора на ИТ-рынке - менее 10%. В России эта доля составляет, по разным оценкам, от 30% до 40%. В то же время и финансовый, и телекоммуникационный секторы являются активными потребителями ИТ как в России, так и в Украине. На этих рынках мы достигли значительных успехов в обеих странах.
CNews: В какой степени компетенции, наработанные на российском рынке, могут быть использованы для украинских заказчиков?
Владимир Ясинский: В рамках недавно организованной стратегической сессии «Ситроникс ИТ» обмен опытом и возможность перекрестного использования компетенций российского и украинского представительств стали центральными темами обсуждения. Традиционно в России у «Ситроникс ИТ» сильные позиции и наиболее широкая экспертиза в телекоме. Украинское представительство обладает уникальными компетенциями в финансовом секторе. Как системный интегратор широкого профиля, мы предлагаем банкам полный спектр решений и услуг - от построения инфраструктур до создания систем класса Core Banking. Сейчас в Украине идет много интересных проектов по внедрению банковских приложений. Стоит отметить проект по интеграции универсального решения для управления финансовыми учреждениями Oracle Flexcube в "Проминвестбанке". Oracle Flexcube - одна из наиболее востребованных Core Banking-систем, которая инсталлирована во многих крупнейших банках мира.
"Степень переносимости" обусловлена тем, что носителями компетенций являются конкретные люди – сотрудники, которые участвовали в реальных проектах и обладают необходимой экспертизой, практическим опытом. Переносить компетенции из Украины в Россию и наоборот можно, подключая к проектам ключевых системных архитекторов, владеющих профильными компетенциями. Так, например, при строительстве сети CDMA-450 в Украине мы привлекали российских проджект-менеджеров. А для российских проектов по внедрению продуктов Oracle мы привлекаем украинских консультантов.
CNews: Какие из реализованных в 2010 г. проектов вы могли бы выделить как наиболее значимые и масштабные?
Владимир Ясинский: В Украине, помимо указанного внедрения Oracle Flexcube в "Проминвестбанке", мы автоматизировали процессы бюджетирования на базе Oracle Hyperion Planning в "ВТБ Банке". Это первый проект по внедрению Oracle Hyperion в банковском секторе Украины. В то же время в России практика Oracle Hyperion является одной из самых развитых: в прошлом году российское представительство реализовало внедрение системы консолидации и бюджетирования в розничной сети МТС, результатом чего стало создание системы бюджетирования и бюджетного контроля. В системе, охватившей свыше 2 000 торговых точек в 526 городах во всех федеральных округах России, поддерживается ввод и формирование отчетности в разных валютах, полный расчет бюджетной модели занимает около 10 минут. В рамках проекта система бюджетирования Oracle Hyperion Planning была интегрирована с корпоративной информационной инфраструктурой Розничной сети МТС. На данный момент проект является одним из самых быстрых внедрений Oracle Hyperion Planning в российском телекоммуникационном секторе. Кроме того, завершен первый этап внедрения EPM-системы Oracle Hyperion в Международной инновационной школе «Сколково».
В России реализован масштабный проект по аутсорсинговому обслуживанию рабочих мест пользователей (AnyKey) в МТС. Проект охватил Южный и Дальневосточный макрорегионы. Параллельно стартовал аналогичный аутсорсинг-проект в Уральском и Северо-Западном макрорегионах. Выполняется проект технической поддержки офисного оборудования для «МТС Украина». Начат проект обслуживания инфраструктуры печати МТС Москва по схеме аутсорсинга с полным выкупом оборудования, с оптимизацией парка оборудования, с постраничной схемой оплаты.
В Сбербанке мы продолжаем масштабный проект "CRM корпоративный" по внедрению системы управления взаимоотношениями с клиентами Oracle Siebel CRM в России и Украине. Причем если в России проект реализуется в консорциуме с партнером-интегратором, то в Украине мы ведем все работы самостоятельно.
C 2010 года в России стартовало направление ITSM. После завершения первого ITSM-проекта по обеспечению автоматизированной поддержки работы розничной сети МТС на базе платформы Axios assyst мы продолжили двигаться и в другие отрасли. Так, в начале 2011 года мы объявили о завершении внедрения модулей Axios assyst «Управление Инцидентами» и «Управление Запросами на Обслуживание» в Московском Банке Реконструкции и Развития.
В области телекоммуникационной интеграции «Ситроникс ИТ» (Россия) продолжила проекты с ключевыми корпоративными заказчиками. В МТС успешно завершено внедрение подсистем Fault Management и Performance management IBM Tyvoli в целях оптимизации управления транспортной сетью передачи данных. Параллельно произведена комплексная модернизация разрозненных сетей передачи данных ДЗО Башнефть. В результате создана единая коммуникационная среда для передачи данных, объединенная система телефонной связи с использованием IP.
CNews: Каковы планы бизнес-направления ИТ в составе группы «Ситроникс» в среднесрочной перспективе?
Владимир Ясинский: В текущем году мы сосредоточим усилия на привычных рынках – финансовом, телекоммуникационном, промышленном, а также государственном. Появится и новый сектор – топливно-энергетическая отрасль. В 2011 году планируем работать на проектах для ТЭКа в России. А после успешных проектов в России мы сможем бороться и за проекты в Украине, реплицируя наш опыт и компетенции в украинских компаниях.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP