|
|
Обзор подготовлен
CNews: Насколько успешным был 2010 год для российского ИТ-рынка в целом и для компании «Диасофт», в частности?
Дмитрий Зубарев: В прошлом году рынок начал выходить из состояния стагнации. Извлекая уроки из ошибок прошлого, банки намного тщательнее стали подходить к вопросу выбора ИТ-решений. Если раньше тендеры продолжались всего несколько месяцев, то с 2010 года сроки их проведения увеличились до двух-трех кварталов, а иногда и до года. Банка ввели строгий режим экономии: все расходы – только на конкретные цели. Естественно, требования, предъявляемые к участникам тендеров, ужесточились, и выиграть в конкурсе стало не так-то просто.
Результаты 2010 года для многих игроков ИТ-рынка были «нулевыми». Нам же удалось не только сохранить лидерство в поставке основных банковских систем, но и улучшить свои показатели по количеству заключенных контрактов. Мы предложили рынку инновационные решения FLEXTERA и начали проекты в двух крупнейших банках страны. Более того, в минувшем году «Диасофт» стал единственным российским разработчиком, заключившим контракт с представительством международной банковской группы. Словом, в 2010 году наша компания продолжала активно участвовать в тендерах, в большинстве случаев – успешно. Сейчас мы активно работаем над реализацией, «выигранных» проектов и, в целом, оцениваем 2010-й как вполне плодотворный.
CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, доминируют сегодня в ИТ-отрасли?
Дмитрий Зубарев: Говоря о подходах к автоматизации современных финансовых институтов, я бы выделил три ключевые тенденции: компонентизация ИТ-решений, архитектурный подход к построению ИТ-систем и интеграция. Если в предыдущие десять лет на рынке доминировали монолитные системы, внедряемые для автоматизации банка «в целом», то сейчас на смену им приходят решения в компонентной архитектуре.
В нашем новом продукте FLEXTERA – семьдесят компонентов. Их можно встраивать в архитектуру банка автономно, с конкретной целью – например, для автоматизации потребительского кредитования, расчетно-кассового обслуживания, работы с пластиковыми картами и т.д. Большинство наших клиентов уже располагает собственной инфраструктурой, которая давно и исправно работает. Им особенно важно, что есть возможность решать какие-то конкретные задачи, не меняя всю систему. FLEXTERA отвечает требованиям современного банка к интеграции компонентов решения в существующую ИТ-архитектуру. И поскольку количество задач, которые предстоит решать банкам, со временем будет возрастать, у FLEXTERA, нового поколения программных продуктов «Диасофт», – большое будущее.
CNews: Как, по вашим наблюдениям, изменилась структура ИТ-затрат отечественного бизнеса (в частности, банковского сектора) в 2010 году?
Дмитрий Зубарев: Никаких особенно заметных изменений здесь не произошло, по крайней мере, если сравнивать с тем, что было, скажем, в 2008 или в 2009 году, когда большая часть бюджета шла на поддержку и очень мало – на развитие. В прошедшем году доля средств, направленных на развитие, выросла, но банки до сих пор предпочитают экономить, ведя скрупулезный расчет эффективности затрат и ожидаемых business value.
Поэтому тендерные решения сейчас принимают, в основном, не ИТ-специалисты, а бизнес-заказчики. Сегодня надо очень постараться, чтобы показать клиентам все преимущества инновационных технологий, убедить в необходимости использования какого-то конкретного продукта, в том, что он обеспечит бизнесу дополнительную ценность, например, оптимизирует бизнес-процесс выдачи кредитов, и банк сможет выдавать больше кредитов в единицу времени и с наименьшими затратами. Убеждая заказчика в необходимости использования наших решений, мы не просто продаем продукт: мы реализуем качественный проект по его внедрению, берем на сопровождение, развиваем, расширяем, по требованию банка, его функционал, то есть мы выполняем свою миссию – вносим интеллектуальный вклад в развитие бизнеса клиентов.
CNews: Каким банковский рынок хочет видеть ИТ-продукт сейчас и в ближайшие годы?
Дмитрий Зубарев: Практически все крупные российские банки решают задачу централизации распределенной инфраструктуры – чтобы и сегодня, и в будущем эффективно управлять бизнесом. У одного из наших клиентов, например, 50 филиалов, и, естественно, ему нужен такой программный продукт, который обеспечит централизацию всех его подразделений в единой базе.
Сегодня в России нет продукта, за исключением FLEXTERA, способного выдерживать нагрузки банка федерального масштаба, такого, например, как Сбербанк. Для этого необходимо централизовать десятки тысяч рабочих мест по всей стране. Положение осложняется тем, что западные системы уже не могут обеспечить полноценную поддержку банковского бизнеса – миф о такой возможности сегодня окончательно развеян. Западные вендоры не успевают за динамикой изменений нашего законодательства, не успевают обновлять свои продукты, так чтобы они соответствовали требованиям регулирующих органов. Поэтому для крупнейших российских банков FLEXTERA – единственная возможность решить труднейшую задачу централизации. Мы проводили испытания наших новых продуктов в различных инновационных центрах, в том числе зарубежных, и результаты тестирования подтвердили: производительность продуктов FLEXTERA полностью отвечает требованиям бизнеса национального масштаба.
Кроме решения стратегических задач, компоненты FLEXTERA способны удовлетворить все возникающие потребности банка, например, нужно ввести новый вид вклада, скажем, «весенний», приуроченный к 8 марта или 9 мая. Бизнес-аналитики в банке его придумали, изначально рассчитывая на то, что этот банковский продукт будет «жить» лишь несколько месяцев. Для решения этой конкретной задачи специалисты банка могут быстро внедрить, настроить, и запустить нужный компонент FLEXTERA. И точно так же использовать наш продукт для решения новых задач – самостоятельно, экономично и без рисков для бизнеса.
CNews: Нуждаются ли в российских разработчиках зарубежные компании?
Дмитрий Зубарев: Безусловно, наши разработки востребованы иностранными банками. 37 из 80-ти зарубежных банков, развивающих свой бизнес в России, автоматизирует компания «Диасофт».
Зачем западному банку российская система? Объяснение все то же – в связи с особенностями отечественного законодательства. Приведу пример. Среди наших клиентов есть банк, у которого 80 филиалов по всему миру, и все они работают на корпоративной системе, управляемой из головного офиса. И только в двух странах мира, в России и Бразилии, эта система не может быть внедрена по причине частых изменений законодательства. Поэтому банку необходим локальный поставщик ПО, который будет обеспечивать местную специфику: платежи, отчетность, требования финансового мониторинга, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и так далее. Так что иностранным банкам на нашем рынке без российских вендоров не обойтись.
CNews: Как меняются подходы российских разработчиков к развитию и продвижению своих продуктов? В частности, какова ваша стратегия в этих вопросах?
Дмитрий Зубарев: Сейчас весь мир движется к SOA. Наш подход – это тоже SOA, сейчас все наши продукты реализуются на основе сервис-ориентированной архитектуры. Это относится и к системе Diasoft FA#, которая поддерживает бизнес более 300 клиентов компании. Если раньше это была монолитная система, то сейчас она представляет собой совокупность трех десятков компонентов, каждый из которых может быть использован как самостоятельно, так и в интеграции с другими решениями. Недавно мы выпустили новую версию продукта, Diasoft FA# v 7.2, пропилотировали ее внедрение и в этом году намерены перевести на нее всех клиентов, использующих прежнюю версию нашей системы.
Стоит отметить, что компонентная архитектура меняет тактику и стратегию продвижения продуктов. Приведу пример. В одном из тендеров российского банка из списка топ-30 участвовали несколько российских разработчиков. Были сделаны коммерческие предложения по внедрению единого блока модулей – средняя стоимость контракта превышала 100 млн. руб. Тогда руководство банка изменило задачу, объявив тендер на замену только той части ИТ-системы, которая перестала отвечать новым потребностям бизнеса. В этой ситуации многие вендоры оказались не у дел.
Участвуя в тендере, мы подчеркиваем, что можем предложить не только комплексное решение задач, но и реализовать «точечную» автоматизацию, чтобы удовлетворить конкретную потребность банка, что может значительно сократить его затраты и повысить эффективность внедрения.
Мы отмечаем хорошее начало этого года: рынок активизируется, и количество мероприятий по продвижению решений нашей компании, наших планов, по сравнению с прошлым годом, выросло вдвое. Нам есть, что предложить клиентам – с FLEXTERA мы попали в рыночные ожидания, в нас поверили наши заказчики. Сегодня перед нами открываются большие возможности – и мы, и наши клиенты к этому готовы.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в 2010 году, вы считаете наиболее значимыми?
Дмитрий Зубарев: В 2010 году мы выполнили 620 клиентских проектов – это не только наш рекорд, но и свидетельство рыночного оживления. Сравним: в 2009 году – 600 проектов, и часть из них мы начали еще во время кризиса. В нынешнем году мы планируем побить установленный рекорд.
В 2010 году мы заключили большой контракт с банком «Союз» на комплексное внедрение продуктов FLEXTERA и успешно завершили первый этап этого масштабного проекта – запустили в промышленную эксплуатацию кредитные модули FLEXTERA. С этим же продуктом мы выиграли еще несколько крупных тендеров. 2010-й стал годом премьеры FLEXTERA – 2011-й будет годом дальнейшего развития и продвижения инноваций «Диасофт».
Хочу отметить очень важный для нас внутренний проект – внедрение практик CMMI в нашей компании. Мы единственные из российских разработчиков программного обеспечения получили сертификат третьего уровня CMMI и считаем это большим успехом, ведь это означает, что процессы производства и внедрения программных продуктов «Диасофт» соответствуют мировым стандартам. В перспективе, для успешной работы на международном рынке мы планируем получить сертификат CMMI 5 уровня, которому стремятся соответствовать все мировые вендоры.
CNews: Какие технологии, на ваш взгляд, окажут наибольшее влияние на развитие российского рынка в ближайшие два года?
Дмитрий Зубарев: Все ключевые технологии связаны с сервис-ориентированной архитектурой. Большое значение сейчас приобретают фронт-офисные системы и различные каналы обслуживания клиентов. С одной стороны, это вызвано региональным расширением банковской сети, открытием новых точек продаж, с другой – это обусловлено возрастающей ролью интернета. Сегодня более 90% общения клиента с банками происходит посредством удаленного взаимодействия. Естественно, разрабатывая наши продукты, мы обязательно учитываем новые тенденции в развитии нашего общества и новые требования рынка. Практика показывает, что нам это удается.
CNews: Сейчас много говорят о переходе на «облачные» вычисления. Насколько готовы к ним банки?
Дмитрий Зубарев: Тема действительно очень популярная, но не нужно забывать, что финансовое учреждение – организация довольно консервативная. Мы обсуждали возможность использования «облачных» вычислений с нашими клиентами, но пока никто не готов к полноценному внедрению этих новейших технологий. Банки дорожат базами данных о своих клиентах, защищают знаменитую «банковскую тайну». Возможно, года через 3 или чуть позже они будут в этом заинтересованы и начнут внедрять «облака», руководствуясь успешным европейским и американским опытом аутсорсинга ИТ-служб.
CNews: Как вы оцениваете возможности экспансии продуктов отечественной разработки за рубеж?
Дмитрий Зубарев: Не возьмусь оценивать возможности рынка в целом. Что касается «Диасофт», то мы готовы выйти с нашими предложениями за рубеж. Прежде чем заявить об этом, мы тщательно изучили новое поле игры, сопоставили потребности потенциальных заказчиков с нашими возможностями и пришли к выводу – перспективы хорошие. У нас есть новое поколение программных продуктов FLEXTERA, которые, по мнению наших партнеров, экспертов компании IBM, полностью соответствуют мировым стандартам – с точки зрения архитектурного построения, возможностей масштабирования и производительности. Наши решения прошли успешную аттестацию за рубежом, и, как только FLEXTERA появилась в каталоге IBM Banking Industry Framework, к нам поступили запросы из 92-х стран мира. И это понятно, ведь большинство продуктов ведущих зарубежных вендоров давно устарело: многим из них по 30 и даже по 50 лет! Кроме того, многие зарубежные банки, используют собственные разработки, на устаревших платформах, которые годами не менялись, и сейчас эти решения просто невозможно перевести на системы нового поколения.
Что предлагает «Диасофт»? Мы можем переводить на новую платформу отдельные функциональные блоки и встраивать их в архитектуру банка. Такой подход приветствуется как на российском, так и на международном рынках. Словом, с FLEXTERA мы связываем большие планы и готовимся в ближайшее время заявить о себе за пределами России.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP