|
|
Обзор подготовлен
CNews: По итогам 2010 года – вернулись ли объемы ИТ-расходов российского банковского сектора на докризисный уровень? Как при этом изменилась их структура?
Андрей Висящев: По оценкам аналитиков объем рынка ИТ в целом в 2010 году увеличился на 15-20% по сравнению с результатом 2009 года. Активнее других, во многом благодаря реализации замороженных на время острой фазы кризиса глобальных проектов по автоматизации, восстанавливались сегменты разработки ПО (+ 30%) и ИТ-услуг (+25%). Из этих данных можно заключить, что рынок практически вернулся на уровень пиковых показателей 2008 года, а в сегменте разработки ПО даже превысил их.
В структуре рынка на сегодня преобладают ИТ-услуги, которые занимают более 50%, а также поставка программного и аппаратного обеспечения – порядка четверти в общем объеме. За счет темпов роста «выше рыночных» доля сегмента разработки ПО с каждым годом возрастает.
CNews: Как бы вы охарактеризовали ИТ-приоритеты отечественного заказчика в настоящий момент? Насколько существующее на рынке предложение может удовлетворить этот спрос?
Андрей Висящев: Приоритеты банков изменились кардинально. В условиях обострения конкуренции требования ко времени развертывания новых сервисов и продуктов значительно возросли. Поэтому все более значимым для банков фактором становится время ввода новых ИТ-продуктов и как можно более легкое и удобное дальнейшее их сопровождение. ИТ-компаниям, чтобы соответствовать такому ритму, необходима плотная, совместная с банком работа в режиме частых итераций и предельного фокусирования на результате.
В ответ на эти требования разработчики предлагают рынку формат взаимоотношений, который позволяет установить тесную связь бизнес-блоков банков и разработчиков. ЦФТ реализует подобный подход в формате каталога приложений для платформ ЦФТ, при помощи которого руководитель любого подразделения банка получает возможность без особых усилий найти необходимое для повышения эффективности работы приложение, а ИТ-команда банка максимально быстро его установить на существующую платформу. Таким путем любой банк может собрать уникальную систему-конструктор, нацеленную на решение именно его задач. На сегодня Каталог ЦФТ насчитывает более 800 приложений, и их число постоянно увеличивается.
CNews: Как можно охарактеризовать ситуацию на рынке банковского ПО в России? Насколько он гибок и способен генерировать принципиально новые решения и услуги? Есть ли вообще в них потребность?
Андрей Висящев: Рынок банковского ПО в технологическом плане, как правило, следует за рынком-потребителем, то есть за финансовым сектором. До недавнего времени принципиально новые решения появлялись достаточно интенсивно, главным образом в плане охвата функционала банка. Сегодня практически все бизнес-процессы банка на всех уровнях могут быть покрыты программными решениями.
Одним из главных направлений развития рынка банковского ПО в ближайшие дни станет предложение масштабных решений, способных обеспечить централизацию бизнес-процессов крупных территориально распределенных банковских структур.
У мелких и средних, а также региональных банков постепенно появляются нишевые продукты, привязанные к определенной целевой аудитории, либо отдельному региону, а также формируются новые продукты на стыке с другими бизнесами. Соответственно, под такие продукты строится соответствующие программные решения.
CNews: Как вы оцениваете перспективы продвижения российского софта и ИТ-сервисов на глобальном рынке? Какие банки могли бы заинтересоваться таким предложением?
Андрей Висящев: Это весьма активное направление развития. Уже сегодня российские производители ПО составляют достойную конкуренцию азиатским, исламским и восточно-европейские разработчикам на рынках Восточной Европы, в странах Ближнего зарубежья, а также в Китае. В 2010 году наши решения начали использовать «Коммерческий Банк Кыргызстан», Банк ВТБ (Азербайджан), Белпромстройбанк (Беларусь), «Universalbank» S.A. (Молдова), FinComBank S.A. (Молдова), «Агроинвестбанк» (Таджикистан), «Фононбанк» (Таджикистан).
В ближайшем будущем не исключаю, что продукты российских разработчиков, будут проникать в крупные иностранные банки, в том числе и через их российские подразделения, использующие отечественный софт.
CNews: Как вы оцениваете итоги 2010 года для вашего бизнеса? Какие из своих ИТ-проектов за последнее время вы считаете наиболее значимыми?
Андрей Висящев: Мы продолжали активную работу по расширению функционала АБС с нашими существующими клиентами, это порядка 40% банков России. Каталог приложений был позитивно воспринят банковским сообществом, и усилил волну спроса на наши разработки. В 2010 году совокупная выручка ГК ЦФТ составила 5,3 млрд рублей. Прирост по сравнению с 2009-м годом равен 36,3%. Этот выше среднего показателя роста для нашей компании, а также для рынка банковского ПО. Всего в отчетном году подписано 345 соглашений о приобретении кредитными организациями лицензий на банковские системы ЦФТ. Для сравнения, в 2009 году было подписано 217 соглашений.
Также в 2010 году мы подписали 19 контрактов с новыми клиентами. В их числе «Российский банк развития», АКБ «Московский банк реконструкции и развития», АКБ «Мосуралбанк», КБ «Росинтербанк», АКБ «Национальный резервный банк», «Связной Банк», КБ «Финансово-промышленный капитал», банк «Открытие», «БКС Банк», АКБ «Экспресс», «Банк – Т», «Первый клиентский банк», «Межтопэнергобанк», КБ «Аксонбанк», «Фононбанк», «Агроинвестбанк».
Кроме того, решениями ЦФТ начинают успешно пользоваться и предприятия других отраслей экономики. В 2010 году мы подписали ряд контрактов с небанковскими организациями, среди которых такие гиганты, как Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию.
CNews: Какова ваша стратегия развития на ближайший период? Чего вы ждете и к чему готовитесь - говоря о рынке ИТ в целом?
Андрей Висящев: В целом сектор информационных технологий в долгосрочной перспективе имеет большие шансы стать сферой услуг, взяв за основу технологии распределенной обработки данных – cloud computing. Уже сегодня интерес банкиров постепенно смещается в сторону аутсорсинга процессинговых услуг, а также некоторых бизнес-процессов в части основной деятельности. Думаю, не за горами те времена, когда и инфраструктура, и ПО и данные будут предоставляться бизнесу в качестве удаленного интернет-сервиса.
Пока главное препятствие на пути развития этого формата взаимоотношений – ментальное восприятие. Люди еще не до конца верят в то, что ИТ можно управлять через Service Level Agreement.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP