|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2009Обзор подготовлен
Несмотря на оптимистичные прогнозы, SaaS пока не стали реальностью на отечественном ИТ-рынке. Это заметно не только по небольшим объемам данного рынка, но и по минимуму анонсов внедрения. Ни корпоративные потребители, ни госучреждения не готовы доверять поставщикам облачных сервисов до момента формирования стандартов и правил сертификации, которые позволят надеяться на обеспечение должного уровня конфиденциальности и безопасности данных.
Финансовый кризис заставил практически все компании пересмотреть стратегию затрат на информационные технологии. В качестве экономичного варианта использования ИТ большинство корпоративных заказчиков рассматривают возможность переноса автоматизированных бизнес-процессов (если не всех, то хотя бы части) «в облако», применив при этом подход SaaS (Software as a Service, ПО как сервис).
Если компания растет быстрыми темпами, то SaaS-модель может быть востребована в качестве временной меры в случае автоматизации новых участков бизнеса. Кроме того, часто возникает необходимость протестировать новые программные продукты и составить мнение о целесообразности их внедрения в компании. Так что «облако» может быть полезно в самых различных аспектах автоматизации.
Финансовую экономию от такого подхода трудно переоценить. Прежде всего, при использовании SaaS-модели существенно снижаются затраты на аппаратную поддержку ПО. Нет необходимости выделять серверные ресурсы для работы того или иного бизнес-приложения, ведь оно функционирует на удаленном сервере поставщика данной услуги, а все, что нужно заказчику – это бесперебойное широкополосное интернет-соединение. Кроме того, отпадает необходимость платить за лицензию, стоимость которой весьма ощутима, особенно для малого бизнеса. Как правило, при использовании SaaS-подхода достаточно периодически вносить абонентскую плату, которая может корректироваться в зависимости от количества рабочих мест и глубины использования функционала.
«Безусловно, экономическая ситуация придала большое «ускорение» развитию сегмента SaaS в России: этап становления рынка, составляющий обычно 3-4 года, был пройден буквально за полгода, - отмечает Георгий Ованесян, руководитель направления ITIL/ITSM-консалтинга и аутсорсинга компании «Крок». - Это касается внимания производителей к этому рынку, развития предложений поставщиков, повышения зрелости оказываемых услуг, - в ответ на ощутимый интерес заказчиков к SaaS».
Используете ли вы SaaS в компании?
Источник: Softline, 2010
Однако, невзирая на кризисную «подпитку», SaaS на отечественном ИТ-рынке пока не стали объективной реальностью. Это заметно не только по небольшим объемам данного рынка, но и по минимуму анонсов внедрения «облачных» сервисов в российских компаниях. И все-таки уже сегодня участники рынка строят предположения о том, когда «облачные» сервисы сменят традиционные приложения на российском ИТ-рынке, а также задумываются о том, в каких сегментах замещение коробочного ПО сервисами произойдет быстрее.
Григорий Липич, генеральный директор компании Abbyy Россия, считает, что в ближайшие пять-десять лет облачные сервисы будут лишь последовательно и органично дополнять привычную инфраструктуру программного обеспечения, но никак не смогут сменить ее полностью. Причем не только в России, но и во всем мире. «Причин тому несколько. Во-первых, средства разработки облачных приложений пока еще далеки от совершенства, а значит - не все задачи пользователей можно будет адаптировать под инфраструктуру cloud computing так быстро, как бы этого хотелось поставщикам ПО или потенциальным пользователям, - отмечает он. - Во-вторых, не миновать проблем с сетевым покрытием и стоимостью доступа. Инфраструктурные и беспроводные сети, конечно, развиваются стремительно, но мне пока не верится, что через 5-10 лет наиболее востребованные вычислительные устройства будут иметь доступ в сеть всегда и везде, а стоимость этого доступа будет настолько низкой, что о ней никто не будет задумываться». По его словам, это означает, что в обозримой перспективе останется необходимость в приложениях, работающих либо на отдельно взятом компьютере, либо в режиме «клиент-сервер» в локальной сети предприятия.
Третья проблема проникновения облачных технологий, по мнению г-на Липича, состоит в отсутствии общепринятых стандартов регулирования поставок ПО в виде услуг. Пока нормативы не будут выработаны и приняты – большинство потребителей не смогут доверять свои данные облачным сервисам, опасаясь утечки конфиденциальной информации. Компромиссным вариантом может стать создание небольших корпоративных «клаудов», но тогда может оказаться, что «овчинка выделки не стоит», что более экономичным вариантом окажется использование традиционного клиент-серверного решения. Г-н Липич отмечает, что большинство используемых в компаниях компьютеров, ноутбуков, коммуникаторов - это достаточно мощные устройства, и использовать их для работы с «облачными» сервисами было бы крайним расточительством.
Участники рынка полагают, что SaaS-подход, в первую очередь, интересен малому и среднему бизнесу. «Основные потребители бизнес-приложений как услуги - небольшие и средние компании, не имеющие формализованных сложных бизнес-процессов, - отмечает г-н Ованесян. – Таким заказчикам удобнее пользоваться стандартными реализациями бизнес-процессов из «облака»».
«СМБ-сегмент еще не готов строить и поддерживать масштабную ИТ-инфраструктуру, но он быстро развивается, осваивает новые технологии, позволяющие более рационально тратить средства на развитие, - соглашается Юрий Король, партнер компании Molga Consulting. – Однако более активному распространения таких сервисов мешают состояние каналов связи и требованиями к конфиденциальности информации – как со стороны бизнеса, так и со стороны государства».
Г-н Липич отмечает большую готовность коммерческих структур по сравнению с госсзаказчиками к переходу на SaaS. Однако в массовом порядке ни корпоративные потребители, ни госучреждения не смогут доверять свои данные поставщикам облачных сервисов до момента формирования стандартов и правил сертификации поставщиков этих услуг. «Без этого трудно будет убедить потенциальных пользователей сервисов в обеспечении должного уровня конфиденциальности и безопасности их данных и процессов», - считает он.
Почему компания не внедряет SaaS?
Источник: Cutter Consortium, 2009
Говоря о степени готовности конкретных типов приложений для работы в «облаке», эксперты в числе лидеров единодушно отмечают CRM и различные учетные системы. «Уже сейчас такие приложения, как CRM и учетные системы, все больше тяготеют к сервисной модели, и это выглядит вполне естественно. В то же время, в тех сегментах, где на конкретном рабочем месте требуются большие вычислительные мощности и локальная обработка больших массивов данных (например, CAD/CAM-системы или видеомонтаж) более естественным будет выполнение вычислений на локальном компьютере, а не загрузка достаточно медленной для таких задач сети с ее облаком», - утверждает г-н Липич.
Другая категория приспособленных для SaaS решений, по мнению г-на Ованесяна, – это прикладные и специализированные системы. Например, корпоративный портал, система обмена мгновенными сообщениями, электронная почта, а также системы класса ServiceDesk. Их основные потребители – крупные и территориально-распределенные компании. При этом (в отличие от многообразных и сложных бизнес-процессов) прикладные задачи и решения вполне возможно использовать в типовых конфигурациях и вариантах.
Какую часть инфраструктуры компании вы готовы перевести в «облака»?
Источник: Softline, 2009
Юрий Король считает весьма интересной идеей SaaS для HR. Но при этом призывает не забывать, что к сохранности персональных данных и государство, и бизнес относятся очень осторожно. «Маловероятно, что крупный бизнес, который нуждается в капитализации затрат и выдвигает повышенные требования к конфиденциальности, в ближайшее время решит делать ставку на SaaS в рамках своих долгосрочных ИТ-стратегий, - отвечает он. - Если провайдеры SaaS смогут доказать, что с сохранностью и конфиденциальностью персональной информации у них все в порядке - услуга будет востребована. Уже в ближайшие годы мы увидим, что бизнес начнет рассматривать SааS в качестве реальной альтернативы аутсорсингу. Но это будет относиться, скорее, к средним компаниям».
Мировой рынок SaaS (млн долл.)
Приложения | 2009 | 2008 |
Контент, коммуникация, совместная работа (Content, Communication, Collaboration, CCC) | 2 573 |
2143 |
Офисные пакеты | 68 |
56 |
Создание цифрового контента (Digital Content Creation, DCC) | 62 |
44 |
CRM | 2 281 |
1 872 |
ERP | 1 239 |
1 176 |
SCM | 826 |
710 |
Другое | 472 |
387 |
Общий объем рынка бизнес-приложений SaaS | 7 512 |
6 388 |
Источник: Gartner, 2009
Отмечают интерес своих заказчиков к SaaS и разработчики CAD-систем. При этом они признают наличие ряда проблем, мешающих проникновению «облачных» технологий в строительное и машиностроительное проектирование. «Некоторые программные продукты пока просто не готовы технологически: их нельзя взять и переложить на SaaS-платформу, нужно проектировать решения заново, а это требует определенного времени, - считает Дмитрий Оснач, директор по маркетингу компании «Аскон». - Кроме того, бизнес-модели далеко не всех поставщиков ПО подходят под SaaS». Он убежден, что «облачные» приложения только тогда смогут занять на рынке соответствующее место, когда станут доступны массовому клиенту (как это уже произошло с сотовой связью): «Когда «софт как услуга» будет стоить 300-500 рублей в месяц – тогда он будет доступен и востребован».
Еще одна сложность, препятствующая наступлению «эры SaaS», по мнению г-на Оснача, заключается в неготовности российских заказчиков платить за то, что они получают из интернета. «Если придумать такую бизнес-модель, когда платить за услугу будут не пользователи, а, например, сами вендоры, стремящиеся с помощью SaaS стимулировать продажи своего коробочного софта, то и отношение к этой модели станет совершенно другим», - полагает он.
Конечно, эра «облачных» технологий наступит на российском ИТ-рынке далеко не завтра. «Оптимисты» прогнозируют, что это может произойти через 2-3 года, «реалисты» – через 5-6 лет. Но за это время разработчики ПО и системные интеграторы должны провести огромную работу – технологическую, методологическую и просветительскую. Наконец, необходимо обязательно учесть и зарубежный опыт, дабы не наступать на те же грабли, что и иностранные компании.
Григорий Рудницкий
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP