|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2008CNews: Как завершился для российского ИТ-рынка 2008 год, на ваш взгляд?
Александр Генцис: Думаю, год завершился не так оптимистично, как ожидали игроки ИТ-рынка. Основной повод для беспокойства, с моей точки зрения, связан не с абсолютными показателями, а именно с неоправданными ожиданиями. Многие компании болезненно воспринимают сложившуюся ситуацию и стараются избежать возможных рисков, связанных со снижением объемов или потерей бизнеса вообще.
Хотя, если сравнивать ИТ с другими рынками, положение здесь значительно лучше, чем где бы то ни было. Это объясняется, отчасти, тем, что большая часть ИТ-отрасли не зависела от высокорисковых, «длинных» банковских кредитов – финансирование, в основном, велось из собственных средств. И второй момент: несмотря на то, что рост по ИТ-сектору был весьма значительным, он все же не достиг уровня роста финансового или девелоперского рынков. Соответственно, меньшей была и кризисная корректировка (как говорят, с большой высоты больнее падать). Поскольку спад на ИТ-рынке оказался не таким жестким, как в других отраслях, я думаю, что этот сегмент одним из первых оправится от потрясений и быстрее других преодолеет последствия негативной экономической ситуации.
Как отразился кризис на игроках ИТ-рынка? В первую очередь, его влияние проявилось в том, что заказчики начали закрывать все проекты без разбора – просто под воздействием страха от неопределенности будущего. В результате многие проекты были либо отложены, либо вовсе прекращены. Обидно то, что подобные решения были приняты не вследствие глубокого анализа, а просто «на всякий случай». Но в таких ситуациях крайне важно не паниковать – надо суметь вовремя остановиться, чтобы понять: кризисы приходят и уходят, а идеи ИТ живут и побеждают. В том, что автоматизация бизнеса прямо пропорционально влияет на его результаты, сомневаться уже не приходится. Поскольку современный бизнес (и особенно бизнес крупных финансовых структур) напрямую связан с ИТ, становится ясно, что, несмотря на кризис, работать и двигаться вперед все равно надо.
Я думаю, что в цифрах ИТ-рынок все равно продемонстрировал положительную динамику, хотя и значительно меньшую, чем в 2007 году. Бизнес нашей компании, например, вырос примерно на 40% (а в 2007 году – на 75%). Это серьезный рост – тем более, по сравнению с ростом ИТ-рынка в целом (20-25%) или с другими рынками.
CNews: Насколько заметно кризис скорректировал планы игроков ИТ-рынка – в частности, вашей компании?
Александр Генцис: Кризис не заставил нас серьезно скорректировать стратегические планы. Трудности есть, но они не вызваны сокращением объема проектной деятельности – основные проблемы связаны с девальвацией. Мы привыкли к рублю, мы живем в рублевой стране, но планы, как и все, писали в долларах. Эти планы были очень амбициозными – вырасти в пять раз. Понятно, что девальвация в 35% не может не требовать дополнительных корректировок – мы пересматриваем свои целевые показатели, переводя их из долларов в рубли. Это первая коррекция.
Вторая коррекция. По вполне понятным причинам на финансовом рынке наступило относительное затишье. И хотя общее количество крупных проектов уменьшилось, мы без дела не сидим – сейчас продолжаем начатые проекты, занимаемся работой со средними и небольшими банками. У нас появилась возможность направить к ним людей, ранее задействованных в проектах крупнейших заказчиков. Наши специалисты занимаются улучшением эксплуатационных свойств уже внедренных в этом сегменте решений.
Добавлю к этому, что у «Диасофт» идет постоянный прирост числа новых клиентов. Однако примерно 70-80% нашей выручки – это работа с существующими заказчиками, которые продолжают развиваться и расширять свой бизнес.
CNews: Какие изменения вы отмечаете на отечественном ИТ-рынке сегодня? Как в соответствии с ними меняются тактики поставщиков решений?
Александр Генцис: Думаю, что кризис полезен уже тем, что дает возможность понять, кто чего стоит. Он проверяет, кто как умеет работать. Поэтому я думаю, что текущая ситуация заставит всех игроков рынка обратить внимание на качество своей деятельности, на такую важную вещь, как удовлетворенность клиентов. Второй момент: кризис определенным образом ужесточит конкуренцию, что хорошо для рынка в целом. Конкуренция игроков стимулирует качество и результативность проектов, способствует движению рынка вперед. Поэтому я считаю, что на волне этого позитива наш финансовый рынок может жить спокойно: российские производители будут предоставлять исключительно конкурентные услуги и продукты.
CNews: За счет чего ИТ-компании могут сегодня сохранить свои позиции?
Александр Генцис: Главный девиз – это быстро бегать. Текущая экономическая ситуация проверяет на прочность качество выстроенных систем управления. По сути, «быстро бегать» – это не значит работать в авральном режиме. Просто сегодня это нормальная рабочая нагрузка – без былых чересчур амбициозных ожиданий и настроений. Такая работа проверяет на прочность все узлы – и бизнес-процессы компании, и уровень клиентской удовлетворенности. Я оцениваю это время как позитивное: сейчас можно сделать очень много интересного – того, до чего раньше не доходили руки.
CNews: Что происходит сейчас, с точки зрения ИТ, в одном из наиболее пострадавших от кризиса секторов – банковском? Насколько серьезный спад ожидает здесь разработчиков специализированных решений?
Александр Генцис: Есть несколько тенденций, которые, на мой взгляд, особо заметны на банковском рынке. Первая: банки фактически «заморозили» проекты – в силу того, что бизнес либо «схлопнулся», либо вообще перестал существовать. Этот тренд затронул банки, которые попали под санацию, а также филиалы иностранных банков, штаб-квартиры которых, испытывая определенные сложности, пересмотрели свою региональную политику и свернули ряд стратегических инициатив. Мы подготовили целый пакет предложений для банков, которые занимаются санацией и получают неожиданно большие инфраструктуры. И эти разрозненные ИТ-ландшафты требуют наших систем отчетности, которые можно быстро внедрить – независимо от того, какие решения там использовались ранее.
Вторая группа банков на время «заморозила» все свои проекты. Их финансовое положение стабильно – есть деньги, есть амбиции, но они просто решили подождать и посмотреть, куда будет двигаться рынок. С их стороны мы наблюдаем отложенный спрос: через некоторое время они обязательно придут к необходимости развития, и их деньги вернутся на рынок.
Третья категория банков – это те, кто использует текущую ситуацию для активной перестройки своих ИТ-ландшафтов. Они очень требовательны, они ставят четкие задачи. Недавно мы подписали два крупных контракта с иностранными банками, которые вышли на российский рынок для того, чтобы занять здесь хорошие позиции именно в период неопределенности. Обе компании существуют более ста лет и понимают, что кризисы приходят и уходят, а люди продолжают жить, и им требуются банковские услуги. Сейчас как раз то время, когда, воспользовавшись передышкой, можно и нужно подготовиться к новой волне спроса на банковские продукты.
Есть также группа средних банков, владельцы которых на кризисе либо выиграли, либо мало потеряли. Они хотят улучшить позиции своего бизнеса на рынке. Фактически они тоже закладывают основу для следующего этапа развития.
Примерно так, на мой взгляд, выглядит сейчас ситуация на финансовом рынке. Конечно в абсолютном выражении спад в этом секторе будет, но он не будет катастрофическим. В дальнейшем спад может компенсироваться подъемом, который будет более осознанным, более устойчивым и надежным. Банковский рынок почувствовал «дно», но, в отличие от фондового рынка, падение было не столь чувствительным: в прошлом году недобраны всего лишь десятки процентов роста. Так что, при позитивном изменении ситуации фундамент для дальнейшего развития есть.
Мы подвели итоги первого квартала 2009 года: несмотря на кризис, компания выросла относительно первого квартала 2008 года – рост составил порядка 15-20%. Вывод: ситуация не так сложна, как ее пытаются представить. Понятно, что мы предприняли ряд предупредительных мер. Мы структурировали наши расходы и создали основу для того, чтобы в случае снижения доходов быстро управлять расходами. Это основная задача в текущей ситуации – привести в соответствие доходы и расходы, - и мы ее решили. Но при этом пока не задействовали все наши «запасные парашюты» – ведь ситуация развивается в штатном режиме.
CNews: Какие ИТ-направления по-прежнему, несмотря на изменившиеся экономические условия, актуальны для рынка в целом и для финансового сектора в частности?
Александр Генцис: Я думаю, что основные доходы и развитие бизнеса банков будут произрастать на почве взаимодействия с «классическими» клиентами – с ними банки работали до «розничного бума», и именно эта работа позволяла банковской системе нормально функционировать. Поэтому все масштабные проекты по кредитованию малого и среднего бизнеса, а также потребительское, ипотечное или автокредитование на некоторое время отойдут на второй план – в силу того, что ситуация с рисками в массовом сегменте непонятна.
Соответственно, вырастут требования к предоставлению сервиса корпоративным клиентам, повысится спрос на продукты для этой категории заказчиков.
Кроме этого, будут возрастать требования к предоставлению отчетности – и здесь основная нагрузка ложится на финансовые системы, обеспечивающие эту отчетность. По моим прогнозам, наиболее востребованным решением будет такая базовая система, как Главная книга. Кроме того, будет увеличиваться спрос на фронт-офисные приложения, которые не только позволяют экономить, предоставлять клиентам мультипродуктовые услуги, но и создают основу для серьезного роста бизнеса.
Если говорить об ИТ-рынке в целом, то, думаю, что государство даст определенный импульс развитию этого сектора за счет программ, сокращение которых незначительно. Промышленность такого импульса не даст – она оказалась в самой сложной ситуации: ее предприятия не могут развиваться без привлечения заемных средств. Банки в этом плане – более устойчивый сегмент, поскольку они «сидят» на денежных потоках. Им плохо лишь в том случае, если возникает кризис доверия – тогда эти потоки останавливаются. Но когда деньги приходят в движение, ситуация в банках нормализуется. Сейчас стараниями Банка России системный банковский кризис предотвращен. Так что банкам сегодня живется не так уж плохо.
CNews: Можно ли ожидать увеличения интереса к SOA? Либо напротив – проекты, связанные с построением сервисных архитектур, будут отложены до лучших времен?
Александр Генцис: С нашей точки зрения, SOA – это очень удобная технология для быстрого решения конкретных проблем. Причем на хорошем уровне – с точки зрения масштабирования и гибкости решений. Но мы никогда не раздували пузырь SOA и поэтому не боимся его «схлопывания». Мы просто встали на эту дорогу и последовательно переводим всю линейку продуктов на данную технологию. Как и наши заказчики, мы видим, какой выигрыш дает этот инструмент: это гибкость, масштабированность и большие возможности перспективного развития бизнеса на этом фундаменте. Мы абсолютно убеждены, что через какое-то время просто не будет вопросов о том, использовать или не использовать эту технологию.
Наш мир усложняется. Банковская отрасль усложняется еще быстрее – не дают расслабиться и быстро меняющие требования Банка России, и особенности нашего законодательства. Мы выпустили специальное приложение на SOA, которое позволяет оперативно решать вопросы отчетности в любой системе – отечественной или зарубежной. В принципе, это решение может быть интересно для всех банков, которые ведут проекты по внедрению западных систем и испытывают серьезные сложности с их завершением. Может быть, есть смысл ориентировать западное решение на бизнес-часть, а в области, где требуется российская специфика, использовать тот подход, который предлагаем мы.
Фактически, «безусловно успешного» опыта внедрения западных систем на нашем банковском рынке почти нет. И это понятно – российскую специфику ни одна из них не учитывает. Best value тоже сейчас под сомнением. А вопрос масштабирования полностью закрывается нашими новыми решениями: недавно мы провели тестирование своей SOA-платформы на базе 60 млн. клиентов и получили отличные результаты.
CNews: Какие проекты компании за последнее время вы считаете наиболее значимыми? Какие работы ведутся в текущем году?
Александр Генцис: У нас два основных сегмента заказчиков: мы работаем примерно с половиной российских банков из списка ТОР-100 и с таким же количеством крупнейших западных банков, ведущих свой бизнес в России. Один из самых масштабных проектов – внедрение розничного решения в Газпромбанке. За полтора года мы установили свои продукты в 36-ти филиалах банка по всей стране. Еще один крупный проект – это работа с БИНбанком по внедрению инновационного решения «Главная книга (SOA)» и его интеграции в общую архитектуру банка. Есть большое количество средних и небольших проектов. В целом, в 2008 году мы реализовали свыше 500 проектов.
CNews: Каковы ваши планы по развитию бизнеса и его укреплению в 2009 году?
Александр Генцис: Новое поколение наших программных продуктов в этом году должно занять достойные позиции на рынке. Заказчики должны узнать о показателях масштабируемости наших решений, о функциональной полноте и возможностях интеграции этих продуктов с другими системами. Поэтому основные планы компании связаны именно с продвижением программных продуктов на новой платформе.
Второй важный акцент – дополнительное внимание к заказчикам. Для решения этой важнейшей задачи мы выделяем специальные ресурсы. Сейчас очень хорошее время для того, чтобы преуспеть в этом: большинство заказчиков работает с нами много лет – они верят нам, платят деньги. И нам хочется повысить их удовлетворенность этим долговременным сотрудничеством. Поэтому мы постараемся сделать для этого все от нас зависящее.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP