|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2008CNews: Насколько заметно повлияло на российский рынок ИТ изменение глобальной экономической ситуации, по вашим наблюдениям?
Денис Калинин: Рынок ИТ является сервисным, то есть рынком, поддерживающим основной производственный бизнес. Значит, он способен адаптироваться к общей ситуации в реальном секторе бизнеса. На этапе развития экономики основной задачей ИТ было увеличение производительности систем пропорционально росту объемов бизнеса. Теперь же, в период общей рецессии, от ИТ-отрасли ждут решений, которые бы позволяли оптимально расходовать средства и наиболее эффективно работать в текущих условиях. Все это приводит к увеличению доли сервисов по обслуживание и модернизации текущих систем
CNews: Действительно ли кризис стал «сюрпризом» для отечественных ИТ-игроков?
Денис Калинин: Большинство отечественных ИТ-игроков, как и представителей российского бизнеса в целом, не ожидали распространения финансового кризиса, который разразился на Западе, на Россию. Это обусловлено тем, что финансовый рынок в России все еще находится в зачаточном состоянии. Большим потрясением также стал переход финансового кризиса в экономический. Многие сомневались в возможности переноса западных проблем на Россию, так .как многие из них к России абсолютно не применимы. Например, рост кредитной ставки с 1% до 5%, при том что в России он никогда ниже 15% не опускался. Масштабный обвал рынка, действительно, стал сюрпризом практически для всех.
Конечно, признаки спада компании наблюдали и анализировали. Каждый готовился к замедлению экономики, но все произошло в лучших российских традициях: все чего-то ожидали, но реагировать начали только после того, как грянул гром.
CNews: С какими проблемами уже столкнулись ИТ-компании в новых условиях работы? В частности, какие новые трудности обозначились для вашей деятельности?
Денис Калинин: Как 100% сервисная компания мы испытываем меньшие трудности, чем, например, те же дистрибуторы. Закупки техники – это первое, что попало под сокращение. Большим плюсом в нынешних условиях стало наличие у нас диверсифицированной базы клиентов. Мы не являемся компанией, которая живет за счет двух-трех «белых слонов» и не имеет других клиентов. Сейчас, когда наш клиентский портфель насчитывает больше сотни заказчиков, мы чувствуем себя достаточно уверенно.
Среди основных сложностей - рост дебиторской задолженности, которую мы более жестко, чем раньше контролируем, и полный переход на рублевый расчет.
Кризис изменил ключевую мотивацию заказчиков по отношению к выбору услуг: основным аргументом для выбора услуги все чаще становятся не параметры технологичности и качества, а исключительно ее стоимость. Это, в свою очередь, открывает путь на рынок не всегда добросовестным компаниям, которые предоставляют дешевые, но некачественные сервисы. Мы даже наблюдали случаи, когда в тендерах некоторые компании участвовали с единственной целью – любыми способами выиграть для того, чтобы получить деньги и перекредитоваться.
CNews: Какие меры предпринимает ваша компания для улучшения ситуации?
Денис Калинин: Сейчас мы занимаемся оптимизацией наших предложений и структуры продуктового портфеля для того, чтобы предоставлять клиентам адаптированные к текущей ситуации сервисы. Изменения затронули как сами предложения, так и их финансовую составляющую. Мы понимаем основные проблемы наших клиентов, связанные с финансированием, поэтому стараемся переложить капитальные затраты клиентов в сферу услуг, позволяя таким путем избежать кредитования или поиска необходимого финансирования.
В условиях кризиса у заказчиков сократились внутренние ИТ-службы. Есть даже примеры увольнения ИТ-директоров. В условиях дефицита управленческих ресурсов для компаний, использующих внешние услуги, становится важным принцип "единого окна", так как проводить полноценные тендеры весьма проблематично. Сжатие ИТ-служб приводит к тому, что не остается специалистов, которые могли бы адекватно оценить итоги тендера, а после управлять разрозненными сервисами от разных поставщиков. По этой причине компании стараются держаться за своего нынешнего поставщика: сейчас более выгодно развивать и улучшать существующие отношения, нежели искать новых партнеров и выстраивать новые отношения.
Ради своих клиентов нам приходится диверсифицировать свой собственный бизнес, например, осваивать новые услуги и решения. К примеру, мы выполняем несколько проектов по СКС, хотя раньше эти услуги не были для нас профилирующими. Клиенту очень удобно получать от нас полный пакет услуг, так как ему не приходится искать поставщика услуг под каждое новое задание.
CNews: Как в целом может измениться, по вашим предположениям, ситуация на рынке ИТ-аутсорсинга? Стоит ли рассчитывать на удешевление услуг, о чем столько говорили в 4 кв. 2008 г.?
Денис Калинин: Услуги ИТ-аутсорсинга уже подешевели, так как свои рублевые цены никто не изменял. Произошедшая девальвация рубля фактически привела к удешевлению услуг. Мы ожидаем возможности дальнейшего удешевления услуг только в том случае, если и рынок труда в сфере ИТ начнет дешеветь. В данный момент мы этих тенденций в тех специальностях, которые используются для ИТ-аутсорсинга,.не наблюдаем
При этом мы все работаем на одном рынке – если другие сервис-провайдеры начнут снижать цены, то нам также придется это делать. В текущей ситуации предпосылок для этого пока что нет. В целом ИТ-аутсорсинг является одним из инструментов по повышению эффективности работы ИТ-служб, поэтому при борьбе компаний за эффективность доля услуг аутсорсинга в объеме ИТ-услуг должна расти.
CNews: Какие сервисы, предлагаемые внешними провайдерами, стали на волне кризиса более востребованными - по отраслям?
Денис Калинин: Сервисы, предлагаемые провайдерами, по отраслям мало отличаются. Фактически, те же сервисы, которые были востребованы до кризиса, нужны и сейчас. Просто сейчас они становятся востребованными в большей степени, так как в условиях нестабильной экономики первостепенной задачей для любой компании становится сокращение фиксированных затрат. Это обеспечивается снижением затрат компании на инфраструктуру, на непрофильных сотрудников, а также на бизнес, не относящийся к основной деятельности. Именно эти задачи решает аутсорсинг.
Если говорить о популярности сервисов, точнее востребованности моделей сервиса, то это «ПО как сервис», «система как сервис», то есть услуги, включающие в себя возможность аренды как ПО, так и оборудования, серверов и рабочих станций.
CNews: Как вы оцениваете итоги своей работы в 2008 г. в целом? Какие ваши проекты в 2008 году оказались наиболее интересными с точки зрения масштабов и решаемых задач?
Денис Калинин: Несмотря на кризис, результаты 2008 года не хуже 2007. Не выросли, но и не упали. Мы верно оценили вектор развития рынка несколько лет назад: в 2008 все двинулись в функциональный аутсорсинг, который подразумевает передачу в управление сервис-провайдеру одну или несколько функций. На сегодняшний момент у нас есть три площадки ЦОД и высокая доля «value added» услуг на их базе. Мы осуществили переход контрактов с ресурсной модели потребления на функциональную и увеличили долю комплексных проектов. Все эти изменения повышают эффективность использования аутсорсинга, что позволяет нам развивать долгосрочное сотрудничество с клиентами.
Новые контракты отражают растущую роль аутсорсинга в повышении эффективности работы государственных структур. В 2008 году нашим клиентом стала государственная корпорация РОСНАНО, мы продлили контракт на поддержку ИТ-инфраструктуры центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости РФ (Роструд).
Оправдала себя и работа с территориально распределенными компаниями. Так, IBS DataFort обеспечивает поддержку ИТ-инфраструктуры региональных офисов продаж Управляющей компании «Альфа-Капитал», поддерживает торговые и складские объекты «М.Видео», обеспечивает единый стандарт ИТ-сервиса для всех региональных представительств IBS Platformix и ряда других крупных заказчиков.
Проект с М Видео – яркий пример того, что наш размер соответствует всем ожиданиям заказчика, мы смогли выполнить все свои функции при агрессивном росте заказчика.
CNews: Как вы предполагаете развивать бизнес в 2009 г.? На каких направлениях будет фокусироваться компания?
Денис Калинин: В настоящий момент любые инвестиции в ИТ рискованны для компаний-заказчиков, поэтому мы будем стараться предложить рынку готовый сервис в качестве альтернативы проектам внедрения или строительства, например, собственного ЦОДа. Такие модели оказания услуг как SaaS, Managed Service – позволяют исключить риски и затраты, связанные с разработкой и внедрением собственных решений, при этом заказчик всегда имеет возможность планировать параметры сервиса и, как следствие, стоимость услуги в привязке к изменениям бизнеса.
Мы остаемся сервисной компанией и будем предоставлять услуги ИТ-аутсорсинга, обслуживание ИТ-инфраструктуры, поддержку приложений, услуги ЦОД и технический сервис. Мы продолжим совершенствование процессов управления ИТ-сервисами внутри компании, мы оптимизируем наш портфель услуг, ориентируясь на спрос и возможности наших клиентов для того чтобы предложить им лучший на рынке сервис.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP