|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2008Российский рынок ИТ-услуг весной 2009 г. продемонстрировал некоторые признаки восстановления - по крайней мере, в отдельных нишах, утверждают некоторые аналитики и игроки. Однако после "оттаявших" весенних месяцев не исключены вновь серьезные "заморозки" в 3 и 4 кварталах 2009 гг., опасается большинство поставщиков услуг.
В "Финаме" предполагают, что наиболее тяжелый период для российского рынка ИТ-услуг закончился. И хотя на восстановление до уровня прошлого года в 2009 г. рассчитывать не стоит, у интеграторов хотя бы будет возможность получить ресурсы, чтобы пережить кризис. "В 4-м квартале прошлого года с новыми заказами уже были проблемы, что особенно заметно проявилось в январе-марте, - комментирует аналитик "Финама" Татьяна Менькова. - По ИТ-сектору прокатилась новая волна сокращений, финансовое положение ряда игроков можно назвать тяжелым. Однако уже апрель оказался более удачным месяцем – многие компании определились с бюджетом на 2009 г., стало больше тендеров по выбору интеграторов".
Впрочем, сами игроки рынка ИТ-услуг более осторожны в своих оценках происходящего. "Хорошим" наступивший апрель выглядит на фоне слишком уж "плохих" предыдущих месяцев, когда рынок занял выжидательную позицию, а "проблемные" компании разбирались с кредиторами или спешно сокращали издержки. Учитывая взятый теперь всеми отраслями курс на максимальную экономию и сокращение издержек, на прежние объемы контрактов поставщикам ИТ рассчитывать пока не приходится. По разным оценкам в среднем по отрасли проекты "сжались" на 20-25%.
Динамика российского рынка ИТ 2008/2007
Источник: REAL-IT, 2009
"Я не питаю иллюзий относительно того, что все сложности уже позади, - комментирует Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS. - Если "свободное падение" временно затормозилось, то это не означает, что оно совсем закончилось. Некоторое оживление в апреле наблюдалось на фоне традиционного затишья в начале года. Это вполне закономерно, но не дает повода расслабляться. В плане зависимости ИТ-рынка от положения дел в реальном секторе ничего не изменилось. С одной стороны, многие предприятия, пережив первую волну кризиса, немного пришли в себя, и на фоне сокращения издержек и борьбы за выживание нашли возможности продолжить реализацию приостановленных ранее ИТ-проектов или же стартовать новые. Тем не менее, огромное количество компаний продолжает испытывать серьезные проблемы, связанные с долгами акционеров, текущим финансовым состоянием, спросом и объемом сбыта и т.д. Их интерес к ИТ-решениям возобновится не скоро. Поэтому говорить о том, что мы вышли на горизонтальное плато, пока слишком рано".
Как бы то ни было, общий истерический накал конца 2008 г. и 1 квартала 2009 г. постепенно сходит на нет, и рынок как будто возвращается к более адекватному режиму существования. В этом смысле "оттаивать" - пожалуй, правильное слово. "Ситуация с осени прошлого года по нынешний март характеризовалась высоким уровнем неопределенности – не было понятно, что будет с ИТ-рынком и игроками на нем. Заказчики резко сокращали бюджеты, царила некоторая нервозность, - напоминает Алексей Нащекин, генеральный директор "Энвижн Груп". - Сегодня стало понятно, что без внедрения информационных решений невозможно развивать бизнес даже в кризис, поэтому появилась информация о возможностях заказчиков, мы определились с нашими возможностями для реализации их потребностей. Нельзя сказать, что закончился тяжелый период и можно облегченно вздохнуть. Фактически на рынке сформировались новые условия для работы, к которым нужно привыкнуть, оптимизируя свои бизнес-процессы. Но также эти условия рождают и новые возможности, которые позволят укрепить позиции и продолжить рост".
Сергей Карась, вице-президент по стратегии группы "Астерос", согласен, что "страх прошел, и все стали учиться работать в новых условиях. Заказчики пересмотрели свои проектные портфели, снизили горизонты планирования до трех-шести месяцев. Крупные проекты разбиваются на несколько небольших, чтобы было легче контролировать их реализацию и финансирование". Соответственно, в фаворе сейчас ИТ-проекты быстрые и дешевые, и еще очень желательно – сразу демонстрирующие отдачу. Отложены в дальний ящик проекты развития, сокращаются или вообще "замораживаются" расходы на модернизацию, в фокусе – оптимизация систем, эффективное управление сформированной ИТ-инфраструктурой, снижение TCO. Главными словами года, вероятно, останутся виртуализация и интеграция. Сокращая ИТ-персонал (а иногда и ИТ-директоров), бизнес все больше интересуется возможностями аутсорсинга – в этом секторе рынка ИТ-услуг ожидается наибольший рост.
Со своей стороны, Андрей Самойлов, директор по работе с заказчиками компании "Инфосистемы Джет", предупреждает, что компании-заказчики определились с бюджетом, скорее, лишь на 1-2-ой кварталы, а не на весь год. "Безусловно, оценка бюджета сверху, т.е. та сумма, которую могут себе позволить потратить, компании сделали. Но оценка верна "здесь и сейчас" - ситуация меняется стремительно, также стремительно меняются и планы. И не факт, что объявленные сегодня тендеры (а здесь действительно наблюдается оживление) будут в итоге реально подкреплены деньгами", - обращает внимание эксперт.
Рамон Демельбауэр (Ramon Demelbauer), вице-президент и глава департамента MS Services в регионе EMEA, считает, что в целом для рынка ИТ-услуг EMEA "наиболее слабым в плане спроса может стать 4-й квартал 2009 г. Первые признаки восстановления рынка будут заметны в начале 2010 г.". Он отмечает, что несмотря на кризис, заказчики готовы платить за ИТ-услуги, но модель их поведения и предпочтения изменились: теперь они в большей степени ориентированы на краткосрочный возврат инвестиций. В то же время, они продолжают внедрять ИТ, считая их важным конкурентным преимуществом в тяжелые времена.
В своих оценках текущей ситуации и прогнозах на будущее международные вендоры традиционно излучают наибольший оптимизм. В Microsoft, одно из подразделений которой – MS Services – само выступает в качестве системного интегратора, рассчитывают на скорое возобновление потока заказов. "Самым тяжелым периодом для поставщиков услуг оказался февраль-апрель, так как заказчики сейчас выстраивают свои дальнейшие планы в соответствии с кризисными реалиями, - говорит Владимир Ким, директор российского департамента MS Services. – Они еще не определили области и проекты, на которые будут выделены средства".
По его прогнозам, в краткосрочной перспективе рынок MS-услуг стабилизируется в количественном выражении и сузится в денежном. "Мы надеемся, что к концу весны поток новых заказов восстановится, хотя и не достигнет предкризисных объемов, - продолжает Ким. - Конечно, мы не ожидаем, что рынок будет расти так же, как раньше, но думаем, что сегмент ИТ-услуг на базе технологий Microsoft пострадает меньше, чем аналогичные направления на основе технологий других вендоров". Ким подчеркивает, что российский рынок ИТ-услуг на базе технологий Microsoft еще очень неразвит по сравнению с западными странами и по сравнению с другими сегментами, основанными на технологиях таких вендоров, как, например, IBM и Oracle. При этом долю своего департамента в сегменте MS-услуг Ким оценивает в 5-10%. Предполагается, что в 2009 г. будет реализовано 200 консалтинговых проектов. Желаемый размер сделки для Microsoft Services в России начинается от $100 тыс., хотя есть и гораздо меньшие контракты. Доля Microsoft Services на рынке ИТ-услуг EMEA оценивается в 1,5%, и в текущем финансовом году, который закончится в июле 2009 г., во всем регионе планируется завершить около 1100 проектов.
В общем-то для оптимизма американского вендора есть поводы. За последние два года, по словам Кима, оборот департамента вырос более чем в 2 раза, за прошлый финансовый год (завершившийся в июле 2008 г.) – на 70%. В январе и феврале 2009 календарного года темпы роста бизнеса MS Services сохранились на том же уровне, что и в аналогичном периоде 2008 г.
В условиях кризиса департамент ориентируется на самые стабильные вертикальные рынки – госсектор (около 50% всей выручки), нефтегаз, а также крупнейшие банки, которым удалось сохранить свои ИТ-бюджеты. Несмотря на то, что кризис коснулся банков в первую очередь, в MS Services отмечают, что в новых реалиях этот сектор, наоборот, ужесточает требования к ИТ - контракты перезаключаются в среднем с 20-процентным увеличением суммы.
Ситуация на рынке ИТ-услуг в любом случае выглядит не худшим образом в сравнении с другими ИТ-секторами. В первую очередь пострадали поставки аппаратного обеспечения. На рынке ПК во всем мире спад обозначился в 4 кв. 2008 г. и еще заметнее стал по итогам 1 кв. 2009 г. Причем Россия продемонстрировала наиболее худшие результаты (-10%). Урезание статьи затрат на модернизацию ИТ-парка, растущий интерес к технологиям виртуализации или возможности вообще отдать ИТ-инфраструктуру на аутсорсинг, возможно, вообще заставит производителей "дарить" оборудование заказчикам в рамках новых - сервисных - контрактов, предполагают аналитики "Делойт".
"Железный сектор" провалился на 25%, сегмент ПО – почти в три раза. Происходит перераспределение клиентского спроса в пользу ИТ-услуг, - отмечает Сергей Карась ("Астерос"). - Если мы посмотрим на динамику открытых тендеров, объявляемые в начале 2009, то по сравнению с аналогичным периодом 2008 года очень сильна тенденция сокращения числа конкурсов на поставку "железа" и ПО".
Динамика рынка ИТ в России в 1998, 2008, 2009 (прогноз)*
*Относительно предыдущего года
Источники: CNews Analytics, IDC, REAL-IT, 2009
В "Армаде" также отмечают, что сокращение ИТ-бюджетов пока коснулось сегмента ИТ-услуг в меньшей степени, чем, например, закупок нового оборудования. В этой связи компания ожидает, что направление сервисов будет развиваться в 2009 г. лучше рынка в целом. "В ближайший год-два выиграют и даже сумеют расширить свой бизнес те компании, которые обладают стабильной клиентской базой и достаточными инвестиционными ресурсами для работы с новыми заказчиками, а также оригинальными продуктами и услугами, которые сложно заменить. Слабые игроки, не имеющие явных конкурентных преимуществ, будут уходить с рынка и консолидироваться более сильными, в первую очередь ради текущей клиентской базы поглощаемых компаний", - комментирует Алексей Кузовкин, генеральный директор группы компании "Армада".
"Далеко не все интеграторы выйдут из кризиса с минимальными потерями, - согласен Сергей Карась. - По нашим оценкам, выживут те компании, которые вошли в кризис с диверсифицированным портфелем клиентов, высокими темпами роста бизнеса и не менее 30% составляющей ИТ-услуг в обороте. Дистрибуция обременена серьезными долговыми нагрузками и сильно тянет на дно. Более того, в связи с ростом курса доллара дистрибуторский бизнес теряет маржинальность". Эксперт ожидает постепенного перераспределения долей ИТ-игроков на рынке, ввиду того, что кризис больно ударил по рынку консалтинга, в стоп-лист попали многие проекты по внедрению крупных ИТ-систем. Очевидно, что серьезно пострадают нишевые, узкопрофильные компании, малый и средний бизнес.
В долларовом выражении объем рынка ИТ-услуг в 2009 году, вероятно, останется на уровне 2008 года или покажет незначительное снижение, прогнозируют опрошенные CNews Analytics эксперты. В компании "Инфосистемы Джет" предполагают, что дно будет достигнуто в 3-4 квартале. "Рисовать более или менее конкретную перспективу сегодня можно в лучшем случае на квартал вперед, слишком быстро меняется ситуация. Оптимистическим годовым сценарием для ИТ-рынка было бы сохранить положительную динамику роста (пусть даже минимальную), пессимистическим – показать нулевую или отрицательную динамику относительно уровня прошлого года, - утверждает Сергей Мацоцкий. - Думаю, что замедление темпов роста на ИТ-рынке мы будем наблюдать еще 1,5-2 года. Но очевидно, что на более длинном горизонте потребности российской экономики в эффективных ИТ, обеспечивающих конкурентоспособность, будут только возрастать".
Мария Попова, Надежда Генина / CNews Analytics
CNews: Какие изменения вы отмечаете на отечественном рынке ИТ в настоящий момент? Насколько в целом кризис уже повлиял на бизнес игроков – в частности, в секторе ИТ-сервисов, на ваш взгляд?
Юрий Бяков: Кризис вызвал серьезные «тектонические сдвиги» на ИТ-рынке. В первую очередь он вызвал перемены в соотношении секторов оборудования, ПО и ИТ-услуг. Самый серьезный удар пришелся на «железный» сегмент – эксперты оценивают его падение до 25%. Поэтому кризис больно ударил по компаниям с высокой долей дистрибуции в обороте. Вместе с тем увеличивается доля ИТ-услуг, но этот сегмент не однородно благополучен. В невыгодном положении оказались нишевые игроки. Серьезно пострадал сегмент консалтинга, отложены многие проекты внедрения крупных ИТ-систем. Трудно сейчас приходится малым и средним ИТ-компаниям. Они находятся в числе главных претендентов на сделки M&A.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP