|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
О динамике роста российского сегмента интернета в последние годы, о сопутствующих тенденциях и актуальных проблемах, а также о том, какие новшества ожидают российских интернет-пользователей в ближайшем будущем, в интервью CNews рассказал Алексей Лесников, директор компании Ru-Center.
CNews: Как, по вашим наблюдениям, менялась ситуация в Рунете в последние годы?
Алексей Лесников: Отечественный сегмент интернета является одним из наиболее динамично развивающихся. Благодаря распространению более качественного доступа к Сети стремительно увеличивается число интернет-сервисов в расчете на одного российского пользователя. К тому же Рунет уже давно стал привлекательной площадкой для отечественных рекламодателей, которые используют веб-сайты не только для создания своих интернет-представительств, но и для продвижения каждого отдельного продукта и торговой марки.
Все эти факторы, разумеется, влияют на развитие отечественного рынка регистрации доменов. Российский национальный домен .ru год от года демонстрирует уверенный рост числа регистраций: в 2005 году домен .ru вырос на 46%, в 2006 — на 61%, в 2007 — на 62%. В сентябре прошлого года компанией Ru-Center был зарегистрирован миллионный домен в зоне .ru, а уже к середине 2008 года мы ожидаем преодоление рубежа в 1,5 млн имен.
Одним из индикаторов активности интернет-пользователей является DNS-трафик. За последний год количество обращений пользователей к корневым серверам зоны .ru выросло в 12 раз. В связи с этим Российский НИИ развития общественных сетей (PосНИИРОС), выполняющий функции технического центра домена .ru, в 2007 году начал развертывание сети локальных узлов Secondary DNS-серверов домена .ru. Зеркала DNS-серверов домена .ru будут установлены в крупных городах-миллионниках всех федеральных округов России, а также в странах Европы, Азии и Америки. Основная причина создания этих узлов — увеличение надежности и доступности DNS-серверов в российских регионах и за рубежом, а также повышение отказоустойчивости их работы при DDоS-атаках, число которых в последнее время существенно увеличилось.
Такие атаки производятся со «взломанных» компьютеров, контролируемых из распределенных центров управления. Они нацелены на прекращение доступа пользователей к сайтам. Наиболее часто атакам подвергаются ресурсы интернет-магазинов, однако они могут быть направлены на сайт банка или портал правительственной организации. DDoS-атаки могут быть организованы в любой момент времени, а их мощность и длительность может варьироваться. Стоит отметить, что мощность атак возросла за прошлый год почти в 10 раз. В 2007 году серверы Ru-Center атаковались с 40 тыс. компьютеров, которые создавали трафик 2,5 Гб в секунду. На корневые серверы зоны .ru совершались атаки мощностью в 10 Гб в секунду. Если раньше DDoS-атаки производились в основном с компьютеров, находящихся за рубежом, то теперь более половины атакующих ПК расположено на территории России.
Масштабность атак приводит к тому, что перестают работать не только те ресурсы, на которые они нацелены, но и целые сегменты Сети, так как почти ни один сервис-провайдер не имеет возможности принимать или фильтровать трафик в столь большом объеме. Таким образом, техническими средствами решить данную проблему уже невозможно.
Поиск центров управления вирусными атаками может быть эффективен только при активном взаимодействии и сотрудничестве заинтересованных сторон и уполномоченных государственных органов, которое должно осуществляться в том числе и на международном уровне. Разработка систем защиты интернет-пользователя на всех уровнях его работы в Сети — это тенденция развития интернета на ближайшие десять лет.
CNews: Какие тенденции характеризуют развитие отечественного сектора глобальной Сети в настоящий момент?
Алексей Лесников: В целом, тенденции развития Рунета позитивны. Вместе с тем активное расширение Сети и ее технологических возможностей приводит к тому, что она начинает привлекать к себе все большее внимание недобросовестных пользователей. Спектр их действий широк. В 2007 году на рынке доменных имен эти действия проявились в существенном увеличении числа киберпреступлений, связанных с доменами или направленных на их захват. Рейдеры теперь практически всегда пытаются отобрать и доменные имена, входящие в активы захватываемого ими бизнеса.
Серьезную опасность для владельцев доменов представляет хайджекинг — незаконный захват доменных имен путем совершения мошеннических действий. С этим явлением российские регистраторы доменов и правоохранительные органы столкнулись совсем недавно. Как правило, хайджекинг бывает успешным в случае совершения ошибок владельцами доменов в процессе их регистрации, перерегистрации или передачи.
Немалые угрозы таит в себе фишинг — разновидность мошенничества, связанная с регистрацией доменных имен, схожих с названиями популярных веб-ресурсов. Мошенники размещают под схожим доменом практически идентичный атакуемому сайт, вводят пользователей в заблуждение в целях незаконного получения их личной информации. Например, пользователь может зайти по присланной ему ссылке на поддельный ресурс известного интернет-магазина и ввести там номер своей кредитной карты в процессе совершения «покупки». Таким образом, злоумышленники получают доступ к кредитным картам и электронным кошелькам пользователей.
Среди причин, способствующих росту противоправных действий с доменными именами, можно отметить появление у владельцев доменов возможности указывать при регистрации имен недостоверные данные и скрывать информацию в WHOIS-сервисе.
CNews: Какие изменения претерпел бизнес регистраторов доменных имен, по вашему опыту?
Алексей Лесников: В последнее время все более активно формируется сообщество людей, профессионально работающих в доменном бизнесе. Их обычно называют «домейнерами» или «доменными инвесторами». Как правило, они регистрируют домены не столько для последующей перепродажи, сколько для размещения на них рекламных сайтов.
С развитием интернета становится все меньше свободных запоминающихся доменов, и, следовательно, стоимость «красивых» имен на вторичном рынке неизбежно растет, а размещение рекламы под такими доменами приносит баснословные прибыли. Таким образом, доменный бизнес становится все более прибыльным, а сами домейнеры превращаются в достаточно влиятельное интернет-сообщество.
В зоне .ru сегодня зарегистрировано уже более миллиона доменов, а потому действительно стоящих имен, доступных для первичной регистрации, практически не осталось. Учитывая темпы развития российского национального домена, в скором времени их и вовсе не будет.
Активность домейнеров и киберсквоттеров, а также оптимизаторов, которые регистрируют доменные имена для продвижения веб-сайтов в выдаче поисковых систем, привела к бурному росту объема сделок на вторичном доменном рынке. Вторичный рынок потребовал от регистраторов создания новых инструментов, обеспечивающих всем участникам рынка равные возможности по регистрации доменов.
Ru-Center первым в России начал предоставлять услуги на вторичном рынке доменов, запустив в 2004 году аукцион доменных имен. Позже к нему прибавились услуга направленной передачи доменов, услуга регистрации доменного имени в случае его освобождения, а также сервис по оценке привлекательности доменных имен. В апреле этого года Ru-Center объявил о запуске услуги парковки доменных имен, которая позволяет владельцу имени получать доход от рекламного ресурса, размещенного на принадлежащем ему домене.
CNews: Чем характеризовался количественный рост доменных зон .ru и .su в последние годы?
Алексей Лесников: На преодоление 500-тысячного рубежа российскому национальному домену потребовалось ровно 12 лет. Спустя еще полтора года, 17 сентября 2007 года, число доменов второго уровня в зоне .ru достигло одного миллиона. В настоящий момент в национальном домене России насчитывается более 1 млн 370 тыс. доменных имен, а к весне следующего года их число может превысить отметку в 2 млн.
Что же касается домена .su, то до декабря 2007 года темпы роста этой зоны были крайне низкими. Так, по состоянию на конец ноября 2007 года в ней было зарегистрировано всего чуть более 11 тыс. доменных имен. В 2006 году корпорация ICANN, управляющая адресным пространством интернета, обсуждала возможность ликвидации домена .su по причине распада СССР. В конечном итоге российской интернет-общественности все же удалось отстоять бывший «советский» домен верхнего уровня.
С целью популяризации зоны .su стоимость регистрации имен в ней была снижена в пять раз — с 3 тыс. руб. до 600 руб. Сразу после этого произошел резкий скачок количества зарегистрированных доменных имен. Согласно данным проекта Stat.nic.ru, который является аналитическим ресурсом компании Ru-Center, по состоянию на 31 декабря 2007 года в зоне .su было зарегистрировано уже свыше 30 тыс. доменов, а сегодня их число приближается к 50 тыс.
Домен .su позиционируется теперь как сегмент Сети, предназначенный для русскоговорящих пользователей. В связи с этим с 28 апреля 2008 года в домене .su стартует регистрация кириллических доменных имен. Как правило, при внедрении новых доменных сервисов возникает повышенный спрос на них, который приводит к тому, что серверы регистраторов не справляются с обработкой запросов клиентов. Поэтому Ru-Center заблаговременно открыл сбор заявок на регистрацию русскоязычных доменов. В первые двадцать минут после его начала было получено около 1 тыс. заявок от желающих получить кириллический домен, а всего за первый день было собрано более 5 тыс. заявок.
Первоначально русскоязычные имена должны были появиться в домене .ru, однако большинство регистраторов высказалось против этой идеи. Теперь все с нетерпением ждут запуска кириллической зоны .РФ, которая, при хорошем стечении обстоятельств, может появиться уже в конце этого года. В настоящий момент между корпорацией ICANN и российским интернет-сообществом активно ведутся переговоры по этому вопросу.
CNews: Как можно охарактеризовать динамику активности киберсквоттеров в последнее время? Какие методы борьбы с недобросовестными пользователями кажутся вам наиболее эффективными?
Алексей Лесников: Киберсквоттинг — достаточно широкое явление, включающее в себя целый спектр действий. Кроме противоправной деятельности киберсквоттеров, борьба с которой осуществляется в правоохранительных органах, их активность может носить и вполне законный характер. В этом случае она направлена на регистрацию доменных имен с целью их последующей перепродажи или размещения на них веб-страниц с рекламной информацией. Это неудивительно, так как доменный рынок становится все более привлекательным для инвестиций, а развитие инструментов по монетизации доменов увеличивает его эффективность. Владельцы доменных имен либо самостоятельно создают на них рекламные интернет-ресурсы, либо обращаются для этого в компании, предоставляющие услуги парковки. По данным на конец 2007 года на сервисах парковки было размещено более 15% доменов, зарегистрированных в зоне .ru.
CNews: Насколько сильно ощущается в настоящий момент конкуренция на рынке доменов?
Алексей Лесников: Благодаря росту объемов доменного рынка число игроков на нем с каждым годом увеличивается. Сегодня в зоне .ru аккредитовано уже 17 регистраторов, два из которых получили этот статус в прошлом году.
Высокая конкуренция заставляет компании, занимающиеся регистрацией доменов, разрабатывать новые сервисы, востребованные заказчиками. Ru-Center традиционно выступает законодателем мод в области разработки и внедрения инструментов, предназначенных для работы на доменном рынке.
CNews: Как развивался ваш бизнес в 2007 году? Какие события стали для вас наиболее значимыми?
Алексей Лесников: В целом, 2007 год был успешным для нашей компании. Бизнес Ru-Center вырос на 62%, что сопоставимо с ростом отечественного доменного рынка. Активно развиваются направления хостинга и аукциона доменов.
Пожалуй, главным событием прошлого года для нас стала регистрация миллионного доменного имени в зоне .ru. Отрадным для нас стал тот факт, что миллионный домен был зарегистрирован в Ru-Center. Стоит отметить, что за право его регистрации возникло серьезное соперничество. Достаточно сказать, что в день, когда был зарегистрирован миллионный домен, количество заявок от желающих получить доменное имя достигло месячной нормы.
Среди других значимых для компании событий можно выделить то, что в 2007 году Ru-Center стал третьим в России хостинг-провайдером по численности клиентской базы и вторым — по темпам ее прироста. Мы смогли добиться этих показателей в рекордно короткие сроки: через год после запуска услуг хостинга.
CNews: Каковы ваши планы продвижения на рынке на ближайшие годы?
Алексей Лесников: Главным принципом, которым мы руководствуемся в своей работе, остается предоставление высококачественных услуг, отвечающих самым взыскательным требованиям. Особое внимание мы уделяем постоянному совершенствованию системы взаимодействия с заказчиками для того, чтобы максимально сократить время, затрачиваемое ими на решение актуальных задач.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP