|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка ИТ по итогам 2007 года и согласны ли вы с тем, что по мере увеличения его объема темпы роста снижаются?
Алексей Кравцов: Темпы роста ИТ-рынка еще далеки от снижения. Разумеется, сейчас наблюдается определенное насыщение рынка оборудованием в корпоративном секторе, но вот на потребительском уровне проникновение компьютерной техники еще недостаточное, в России частных пользователей ПК, как бы странным на первый взгляд это ни казалось, еще относительно немного. Если же говорить о замедлении темпов роста ИТ-рынка, то эта оценка справедлива, скорее, по отношению к рынку персональных компьютеров, и совершенно не оправдана применительно, например, к сегменту серверного оборудования, который, напротив, растет весьма высокими темпами — в прошлом году его рост даже превзошел наши ожидания. Так, по данным IDC, данный показатель составил порядка 30%, что вполне коррелируются с результатами работы нашей компании — в 2007 году поставки серверного оборудования Kraftway выросли более чем на 30% по сравнению с 2006 годом.
Кстати, подобное положение дел говорит о том, что приоритеты начинают меняться. Вопрос насыщения оборудованием организаций сменяется проблемой построения внятной ИТ-инфраструктуры, которая, как известно, включает в себя и сервера, и системы хранения данных, и организацию рабочих мест, и т.д.
CNews: Иными словами, можно ли все же говорить о том, что рынок в целом насытился аппаратными решениями?
Алексей Кравцов: Здесь необходимо четко разделять два понятия — аппаратные средства и аппаратные решения. Аппаратные средства — это «железо», а аппаратные решения — это «железо», объединенное в систему, снабженное программным обеспечением и предназначенное для выполнения конкретных задач. Так вот, если говорить о рынке аппаратных решений, то он ни в коей мере не насытился, а, напротив, стремительно растет и развивается. Что же касается рынка аппаратных средств, то и здесь еще не произошло насыщение — в корпоративном секторе рост закупок «железа» замедлился, но не прекратился. Сегодня закупка аппаратных средств здесь связана в основном с обновлением парка оборудования — заменой устаревшей техники, модернизацией существующей аппаратуры. Безусловно, закупка отдельно взятых аппаратных средств идет на спад. Но опять же — за счет чего? В первую очередь, за счет того, что в настоящее время «железо» поставляется в организации, главным образом, в составе как раз программно-аппаратных решений. И если лет десять назад доля затрат на аппаратную часть составляла чуть ли не 100%, то сейчас все большая часть ИТ-бюджетов идет на создание решений. Однако, несмотря на то, что доля аппаратной составляющей снижается, до сих пор она остается весьма существенной и составляет порядка 50-60% — без аппаратной части все равно ведь ничего не построишь. В то же время рынок уже вступает в фазу зрелости, когда первоначальное насыщение произошло, и заказчик-клиент уже понимает, что и зачем ему нужно.
CNews: Как изменилась структура российского рынка ПК за последнее время, по вашим наблюдениям?
Алексей Кравцов: Тренд последнего времени здесь очевиден — растет доля ноутбуков. Рынок ноутбуков практически полностью контролируется западными компаниями-производителями. В сегменте же настольных компьютеров ситуация прямо противоположная — тут превалируют российские производители. При этом ярко выраженные лидеры на рынке десктопов отсутствуют — первые пять-семь компаний в совокупности занимают порядка 30%. Таким образом, этот рынок еще недостаточно структурирован и фрагментирован, хотя процесс фрагментации на нем идет очень быстрыми темпами. В конечном счете — полагаю, в ближайшие два года — на российском рынке ПК должен установиться баланс, характерный для всего мира, при котором первая пятерка компаний контролирует 60-70% рынка.
CNews: Насколько ужесточилась конкуренция с западными брендами в серверном секторе? Есть ли риск, что российские поставщики постепенно сдадут здесь и так не очень мощные позиции?
Алексей Кравцов: Конкуренция в серверном секторе нарастает с каждым годом. Причина тому — российский рынок аппаратных средств по-прежнему привлекателен, все-таки пока его рост, в отличие от общемировых показателей, измеряется двузначными цифрами. Поэтому крупные иностранные компании сейчас продолжают свою активную экспансию в Россию, постепенно расширяя здесь свое присутствие. На сегодняшний день ведущие мировые производители занимают большую часть отечественного рынка серверов.
Что касается российских производителей, то на вопрос, сдадут они свои позиции или нет, ответит только время. Разумеется, просто так никто ничего сдавать не собирается. Скажем, мы рассчитываем не просто не сдать свои позиции, но и успешно противостоять мировым гигантам. И, как показывает практика, в том числе 2007 года, мы вполне в состоянии конкурировать с ними. Причем, не только по цене, но и по качеству и ассортименту продукции. И это не голословное утверждение. Так, например, Kraftway вкладывает немало средств в R&D. В частности нами было разработано специализированное программное обеспечения для управления нашими серверами, которое открывает нашей компании дополнительные возможности в проектировании и создании серверных систем. Мы — достаточно крупная компания и можем себе это позволить. В свою очередь, небольшие компании, бесспорно, будут покидать этот рынок. В целом же процесс консолидации российского серверного рынка будет проходить еще быстрее, чем рынка персональных компьютеров. И вполне возможно, что уже через несколько лет первые пять компаний будут контролировать 70-80% отечественного рынка серверов.
CNews: Как развивается деятельность вашего завода в Обнинске? Какой выпуск поддерживается в настоящий момент?
Алексей Кравцов: Наш завод в Обнинске был введен в эксплуатацию в июне прошлого года. На сегодняшний день там работает три производственные линии, в штат набрано более 400 человек, мощности предприятия рассчитаны на выпуск до 1 млн единиц продукции в год. В «боевом» режиме завод отработал четвертый квартал 2007 года (именно на четвертый квартал приходится до 40% выпуска всего объема годовой продукции). В процессе этого «боевого крещения» были выявлены некоторые «узкие» места. Сейчас мы находимся в процессе своего рода «тюнинга» завода, происходящих на нем производственных процессов, «тюнинга» логистики — как внутренней, так и внешней. Завод уже дает нам большой прирост производственных мощностей. С вводом завода в эксплуатацию значительно возросли складские площади.
Сегодня в Обнинске мы собираем все персональные компьютеры. Завод в Москве будет сохранен в качестве опытной производственной площадки, на которой будет происходить отладка новых продуктов, осуществляться предсерийный выпуск. Кроме того, там планируется производить самые сложные системы — сложные серверные, кластерные комплексы. Все остальное производство в течение этого года будет перенесено в Обнинск. Первый и второй кварталы — это на нашем рынке традиционно «низкий» сезон, а потому у нас есть время для решения разного рода организационных вопросов.
CNews: Какие события вы бы назвали определяющими в деятельности Kraftway по итогам 2007 года?
Алексей Кравцов: Без всяких сомнений, самым важным и определяющим событием 2007 года для нас стало открытие завода в Обнинске. По большому счету, это событие заслонило практически все, что происходило в компании в прошлом году. Нас много критиковали, укоряли в долговременности реализации проекта, забывая, однако, что завод мы строили исключительно по собственной инициативе, исключительно на собственные деньги (инвестиции в создание предприятия превысили 20 млн долл.) и никому и ничего не должны. Конечно, для нас это был очень трудный процесс — практически пять лет титанических усилий, увенчавшихся, к счастью, позитивным результатом — по сути, завод не имеет аналогов в стране ни по масштабам, ни по технической оснащенности. И если даже через полгода меня спросят, что для меня было главным за прошедшие годы, первое, что мне придет на ум, все равно будет открытие нашего завода в Обнинске.
В то же время было бы необъективно не отметить и другие значимые события и тренды, определившие развитие нашей компании в 2007 году. Во-первых, в прошлом году продолжилась активная работа по реализации исследовательского потенциала Kraftway в крупных интеграционных проектах. Среди них: объектовый концентратор информации (ОКИ) для системы общественной безопасности города и контроля потребления коммунальных услуг; комплекс для системы управления мобильными нарядами правоохранительных органов; ПО для управления ИТ-инфраструктурой предприятия (Kraftway System Manager). Во-вторых, в 2007 году значительно выросла доля ИТ-услуг в обороте компании (почти в три раза в абсолютных цифрах и примерно с 3 до 8% в обороте компании), был получен сертификат соответствия системы менеджмента услуг требованиям ISO/IEC 20000-1:2005. В-третьих, в прошлом году наша компания вывела на рынок по-настоящему новаторский продукт для частного потребителя — компактный ПК нового поколения Kraftway Urban, характеризующийся малыми размерами, эргономичностью, стильным дизайном, широкими коммуникационными возможностями. Вообще, наши усилия по продвижению торговой марки Kraftway в розничном секторе привели к росту доли этого сегмента в обороте компании до 13% (по сравнению с 10% в 2006 году). В-четвертых, в 2007 году произошел прорыв в области производства и продажи серверного оборудования под брендом Kraftway. По сравнению с предыдущим годом количество серверов увеличилось на треть и достигло 12 792 штук, хотя основной оборот компании по-прежнему пришелся на производство персональных компьютеров — в минувшем году было выпущено 293 тыс. ПК Kraftway.
Наконец, в 2007 году наша компания получила премию Министерства информационных технологий и связи РФ в области качества; мы стали лауреатом национальной премии «Компания года 2007», вручаемой под патронажем Министерства экономического развития и торговли РФ; нас признали ИТ-компанией года в рамках премии CNews Awards 2007. И хотя все это, скорее, следствие того, что нам удалось сделать в прошлом году, для нашей компании подобное признание — важный показатель правильности выбранного нами вектора развития.
CNews: Как происходила подготовка к запланированному на 2009 год IPO?
Алексей Кравцов: Строго говоря, у нас не запланировано IPO на 2009 год. Мы говорим о том, что приняли некий план развития, в соответствии с которым намереваемся к 2009 году вдвое увеличить свои финансовые показатели по отношению к 2006 году. Помимо этого, мы ставим перед собой еще целый ряд внутренних задач — проведение определенных структурных преобразований, мероприятий по совершенствованию системы управления и т.п. Скажем, уже в апреле мы переходим на новую ERP-систему — совсем недавно закончился подготовительный этап, продолжавшийся около полугода, теперь начинается тестовая эксплуатация системы.
По итогам же всех предпринятых нами усилий мы и примем решение — выходить на IPO или нет. При этом IPO для нас — не самоцель, а один из возможных источников «длинных» и «дешевых» денег. Если мы увидим иные, более выгодные, чем IPO, источники привлечения средств, то наверняка отдадим предпочтения именно им, а не IPO.
Пока же прошел только один год. Сделано очень много — мы достигли плановых показателей роста. И при сохранении нынешних темпов нам вполне по силам достигнуть намеченного — удвоить показатели компании к 2009 году. И вот когда мы подойдем к этой точке, тогда и станет понятно, к какому инструменту привлечения инвестиций нам прибегнуть. Возможно, это будет и IPO.
CNews: Чего вы ждете от 2008 года? Каковы ваши планы стратегического развития?
Алексей Кравцов: Наши ожидания связаны, в первую очередь, с сохранением в 2008 году достигнутых ранее высоких темпов роста, с дальнейшим увеличением доли услуг в обороте компании, с повышением качества технической поддержки пользователей. Кроме того, мы продолжим наши исследовательские проекты, разработку новых продуктов с их последующим запуском в серийное производство, в частности разработку специализированных продуктов с высокой степенью локализации и вертикальных решений для различных отраслей экономики.
Далее в наших планах — расширение географии продаж через углубление сотрудничества с федеральными и региональными розничными сетями и рост партнерской сети, а также повышение узнаваемости торговой марки Kraftway и формирование положительного восприятия бренда во всех сегментах потребителей.
CNews: Спасибо.
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP