|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
На российском рынке настольных ПК — и в розничном, и в корпоративном сегментах — традиционно лидируют отечественные производители, давно зарекомендовавшие себя в создании данных систем. Несмотря на все усилия глобальных вендоров, их совокупная доля в этом сегменте пока не превосходит 20%.
В последние годы на российском рынке отчетливо наблюдается тенденция смены покупательских предпочтений от безымянных производителей и сборщиков к известным мировым лидерам и локальным брендам. По данным CNews Analytics, за 2006-2007 гг. доля компьютеров без бренда упала с 65% до 52%, и этот тренд сохраняется.
Елена Лимонченко, бренд-менеджер ПК iRU, отмечает, что "самосбор" является пережитком прошлого, но для некоторых продвинутых в техническом плане потребителей это возможность "проявить себя", заказать "именно тот компьютер, который нужен". Так или иначе, в ближайшем будущем "самосбор" будет вытеснен с рынка брендованными ПК. По мнению эксперта, доля крупных федеральных сборщиков — Depo Computers, Kraftway и др. — продолжает расти. "Традиционно на российском рынке брендованных ПК лидируют отечественные производители. Доля иностранных брендов в этом сегменте составляет менее 20%", — отмечает она.
По мнению Дмитрия Ефремова, категорийного менеджера HP Россия, доля иностранных производителей хоть и выросла здесь за последние два года, тем не менее остается все еще очень маленькой (около 8%). Как бы то ни было, глобальные производители уверенно развивают активность на российском рынке. Так, в 2007 году на рынок десктопов России вышли лидеры сектора ноутбуков — Acer и Asus, заметно выросла доля HP и Dell. Следствием усиления активности крупных игроков стало сокращение доли мелких и средних региональных сборщиков. Но, несмотря на растущую роль мировых концернов, российский сегмент настольных ПК пока остается рынком российского производителя.
По данным ITResearch, в лидирующую группу компаний на рынке настольных ПК по итогам 2007 года вошли (в алфавитном порядке): "Аквариус", "Депо", HP, "Крафтвей" и "К-Системс". при этом доля первой пятерки составила около 18% продаж настольных ПК в натуральном выражении. По сравнению с 2006 годом, согласно исследованиям ITResearch, объем поставок десктопов увеличился на 9,5% (учитывая как готовые ПК, так и продукцию "самосбора").
По оценкам Дмитрия Ефремова, рынок настольных ПК в России стабилен: его рост за последний год составил 3,5% (в штуках). По сравнению с темпами развития мобильных ПК, продажи которых выросли в России за последний год более чем на 60%, рынок десктопов стагнирует. Также существенно более высокие показатели демонстрирует рынок серверов — его рост за год составил около 20%. По прогнозу Елены Лимонченко, в 2008 году сегмент десктопов вырастет не более чем на 10-15%, а ноутбуков — на 20-25%. Соотношение продаж в рознице и корпоративном сегментах, по ее мнению, сейчас составляет примерно 60х40. С точки же зрения Дмитрия Ефремова, в 2007 году доля продаж массовым потребителям в России выросла с 30% до 35% и показала темпы роста 18%, в то время как продажи корпоративным заказчикам упали на 3% по сравнению с 2006 годом.
Сегодняшние лидеры российского производственного рынка настольных компьютерных систем — это крупные компании, обладающие производственной базой, позволяющей производить современные настольные ПК в объемах, достаточных для удовлетворения спроса на рынке.
В настоящее время существует два типа сборки ПК: конвейерная и стапельная. Первый тип — это скорее уже не сборка в привычном всем понимании, а производство. В данном случае производственный процесс полностью автоматизирован, каждый сборщик на конвейере выполняет одну отточенную до автоматизма операцию, на всех стадиях производственного процесса осуществляется строгий контроль, результат — абсолютно стандартные изделия, которые неоднократно проходят необходимые тестирования.
Второй тип сборки (фактически именно его используют "самосборщики") — это процесс, когда ПК от начала до конца собирает один человек. При таком подходе весьма затруднительно выдержать стандарты качества и более или менее приемлемую производительность труда. Очевидно, что производителям брендованных ПК, изготавливающих свою продукцию в заводских условиях, проще обеспечить соответствие продукции всем принятым стандартам.
Путь к эффективной производственной деятельности, по мнению специалистов, сегодня лежит через проведение грамотной ценовой и маркетинговой политики, серьезное отношение к сервису и постгарантийному обслуживанию, скрупулезную работу с каналами распределения (дистрибуторами и розничными сетями). Именно на эти направления производитель должен обращать свое основное внимание, чтобы завоевать потребителя.
"Не обойтись и без выделения значительных средств на исследования, разработку и тестирование оборудования. Без этого невозможно создать конкурентоспособный и надежный продукт", — считает Дмитрий Ефремов. По мнению Елены Лимонченко, залогом эффективной работы, прежде всего, являются высокое качество продукта, адекватная ценовая политика, налаженные каналы сбыта, стимулирующие программы для каналов сбыта, а также доступность и качество сервиса для конечных пользователей.
Основные проблемы сегодняшнего производства — контроль качества, обеспечение его стабильности, использование разных комплектующих для одной серии компьютеров от разных производителей (и, как следствие, невозможность создания единого образа программного обеспечения в течение всего жизненного цикла продукта). "Экономия на комплектующих позволяет производить ПК с низкой себестоимостью, но, как следствие, — с более низким качеством, — утверждает Дмитрий Ефремов. — В результате, в последнее время предпочтения покупателей смещаются от дешевых моделей к более дорогим и продвинутым от известных производителей".
Александр Смирнов
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP