|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
К ключевым факторам, влияющим на российский рынок системной интеграции, относят, в первую очередь, стабильную экономическую и политическую ситуацию последних лет, а также государственную политику, направленную на активное развитие сферы информационных технологий. Как следствие, растут ИТ-бюджеты заказчиков, расширяется их число за счет отраслей, ранее мало вовлеченных в процесс информатизации, обостряется конкурентная борьба. Наконец, существенный фактор — развитие самих интеграторов, укрупняющихся, диверсифицирующихся и наращивающих новые компетенции.
Стабильность в политической и экономической жизни страны — это, пожалуй, самый главный фактор, определяющий рост интереса к ИТ как к инструменту решения задач бизнеса и управления, и, следовательно, увеличение потребления услуг системной интеграции. «Стабильный экономический рост, глобализация, консолидация и интеграция экономики, а также активная политика государства, направленная на инвестиции в реальный сектор, прежде всего, в высокотехнологичные отрасли — вот те главные факторы, которые сегодня являются залогом успешного и стремительно развития рынка ИТ, его основным стимулятором», — подчеркивает Алексей Ананьин, президент компании IBS.
По мнению Дмитрия Сивохина, заместителя генерального директора по технологиям компании R-Style, рост экономики настолько уверенный, а политическая ситуация в стране настолько стабильная, что даже кампания по выборам депутатов Госдумы и начало предвыборной президентской гонки не уменьшили активность заказчиков ни в государственном, ни в коммерческом секторе.
В свою очередь, Андрей Алмазов, заместитель генерального директора компании Computer Mechanics, основную причину бурного роста ИТ-рынка видит лишь в «необходимости утилизации» огромных доходов российской экономики, образующихся вследствие высоких цен на нефть. По мнению эксперта, реальных факторов, влиявших на увеличение эффективности вложений в ИТ-инфраструктуру, и развитие влияния факторов оптимизации процессов для повышения эффективности основного бизнеса практически не было заметно.
В 2007 году существенную роль в развитии ИТ-рынка продолжало играть государство. По словам Юрия Баева, исполнительного директора «ТехноСерв А/С», в течение всего года государственные структуры по-прежнему проявляли себя как крупнейшие заказчики, в том числе в рамках нацпроектов, которые в прошлом году развивались и реализовывались, пожалуй, наиболее активно.
Как полагает Андрей Шалимов, заместитель генерального директора компании «Оптима-Интеграция» (ГК «Оптима»), вклад государства в развитие рынка информационных технологий, и в частности сектора системной интеграции, в последние несколько лет можно оценить как очень позитивный. В этом смысле не стал исключением и 2007 год. Государство «играет» практически во всех секторах ИТ-рынка — от вложения средств в развитие отечественной микроэлектроники до реализации крупнейших проектов, выступая одним из основных заказчиков интеграторских услуг. В частности, в госсекторе продолжает оставаться устойчивым спрос на создание и реконструкцию телекоммуникационных комплексов, систем диспетчерского управления, ситуационных центров, инженерных систем, центров обработки данных, систем обеспечения информационной безопасности.
Еще на один существенный момент обратил внимание Андрей Гнездилов, заместитель управляющего директора компании «Verysell Проекты». По его мнению, существенным фактором, повлиявшим на развитие рынка информационных технологий в целом и системной интеграции в частности, стала активизация продаж лицензированных продуктов, что в немалой степени явилось следствием экономической политики, проводимой российской властью.
Еще один ключевой фактор роста — в 2007 году продолжили увеличиваться ИТ-бюджеты компаний-заказчиков. По словам Сергея Романова, руководителя направления ИТ-консалтинга и инфраструктурных решений Amphora Group, многие из них перестали экономить и преимущественно начали выбирать ИТ-решения, соответствующие масштабу их бизнеса. Все та же экономическая и политическая стабильность, экономический рост, а также в целом взвешенная политика российского правительства послужили тому основными причинами. Вместе с тем, выросли не только суммы, выделяемые компаниями на ИТ-цели, но и их требования к услугам интеграторов, что выглядит вполне логично — компании все серьезнее относятся к ИТ как инструменту решения бизнес-задач, все более очевидным для них становится взаимосвязь между внедрением новейших ИТ-систем и эффективностью ведения бизнеса. И, наконец, компании все скрупулезнее считают деньги и контролируют их «освоение».
Как полагает Дмитрий Сивохин, увеличение бюджетов, выделяемых заказчиками на развитие ИТ-направления, свидетельствует о стабильном росте спроса на ИТ-решения, что дает возможность системным интеграторам реализовывать комплексные решения, и повышать уровень своих услуг не только количественно, но и качественно. «Сегодня ИТ-компании готовы предлагать не только автоматизацию предприятия, но и внедрять новейшие управленческие технологии по решению практически любых бизнес-задач средствами ИТ. Возросшие требования клиентов также стимулируют развитие отрасли, что отражается на повышении объемов и сложности состава проектов», — поясняет представитель R-Style.
Рост ИТ-бюджетов и требований заказчиков в немалой степени связан и с обострением конкурентной борьбы, что, по мнению Сергея Чирвы, руководителя отдела маркетинга компании «Утилекс АйТи 2000», фактически вынуждает компании все в большей мере обращаться к информационным технологиям как действенному методу получения конкурентных преимуществ. В зависимости от сектора экономики, это может быть и снижение издержек, и увеличение текущего оборота, и повышение лояльности клиентов и т.д. Кроме того, по словам Сергея Чирвы, системная интеграция продолжает завоевывать новые рынки. «Если несколько лет назад основная часть ИТ-заказов шла из государственного, финансового, нефтегазового секторов, дистрибуции и торговли, то в настоящий момент руководители предприятий в других отраслях осознают потребность в ИТ-услугах и, что немаловажно, имеют финансовую возможность реализовывать ИТ-проекты. Во многом это определяется непрекращающимся ростом денежной массы в экономике», — считает эксперт.
Как отметил Андрей Шалимов, в отличие от предыдущих лет цепочка возникновения спроса на стороне заказчика выглядела следующим образом: осознание наличия бреши в процессах корпоративного управления, появление задач автоматизации и модернизации инфраструктуры. По его мнению, такая последовательность в формировании спроса наложила несколько особенностей на его структуру, одна из которых — соотношение поставок оборудования и услуг в ИТ-проекте, где первое обычно превалирует над вторым. «Однако рынок прогрессирует, и у нас, например, данное соотношение по состоянию на 2007 год составило уже 42/58, при традиционных для западных рынков 50/50. Спрос на услуги продолжает расти и в ближайшем будущем станет основной статьей дохода системных интеграторов», — прогнозирует представитель компании «Оптима-Интеграция».
Наконец, в корпоративном секторе все больше повышается уровень доверия к ИТ-аутсорсингу и аутстаффингу. По словам Дмитрия Сивохина, большое количество крупных предприятий уже заключили долгосрочные сервисные контракты, многие рассматривают такую возможность в ближайшем будущем. Все это, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие рынка системной интеграции в целом.
Существенный фактор, стимулирующий рост отечественной ИТ-отрасли, — развитие, «взросление» самих компаний-интеграторов. Реалии рынка диктуют новые, более сложные правила, в соответствии с которыми игроки вынуждены постоянно совершенствоваться, расширять свои компетенции, становиться универсальнее, ибо требование комплексного подхода в решении ИТ-задач заказчиков становится сегодня одним из основных трендов рынка информационных технологий. По словам Андрея Шалимова, спрос на новые услуги возникает очень быстро, значимым фактором комфортного присутствия системного интегратора на рынке становится способность участвовать в качестве генерального подрядчика в комплексных проектах, а также наличие качественной отраслевой экспертизы, обеспечивающей успешность реализации проекта и соответствие полученных результатов целям заказчика.
Одним из наиболее распространенных и простых способов соответствовать новым требованиям — приобретение других компаний, являющихся «узкими специалистами» в той или иной ИТ-нише. В 2007 году на отечественном ИТ-рынке заметно усилились M&A-процессы. «Стремление заказчика получить комплексную услугу и качественную отраслевую экспертизу нашло отражение в целой череде слияний и поглощений 2007 года, — отмечает Андрей Шалимов. — Что, в свою очередь, свидетельствует о приближении рынка к фазе зрелости. В условиях повышающейся конкуренции выживают компании с наличием широкого ассортимента услуг и серьезной отраслевой экспертизы, а узкопрофильные компании, специализирующиеся на каком-либо одном или двух направлениях деятельности, поглощаются крупными игроками или вовсе перестают существовать».
По мнению Сергея Романова из Amphora Group, покупка компаний с их решениями дает осязаемые результаты: программные линейки стали более законченными и функциональными, информированность и внутренняя уверенность заказчиков в этих решениях повысились. Появилось больше возможностей для создания комплексных решений по автоматизации ИТ с достаточно гибкой и востребованной функциональностью.
Леонид Волчанинов / CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP