|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2007Обзор подготовлен
При поддержке
Тенденции развития российского сектора ИТ-услуг таковы, что данный сегмент становится системообразующим для отечественной экономики. Вместе с тем, количественные оценки рынка пока существенно расходятся, а вопрос о ключевых механизмах, управляющих текущей фазой развития спроса на ИТ, остается дискуссионным.
По предварительным данным, объем российского ИТ-рынка по итогам 2007 года составляет от 15 до 18 млрд долл. (включая закупки АО, ПО и внешние ИТ-услуги). Оценки ведущих аналитических агентств традиционно расходятся. IDC предполагает, что объем рынка составил 15,9 млрд долл. при росте в 18%. В Мининформсвязи указывают 17,6 млрд долл. и рост в 24,5%. Панельные данные государственной статистики фиксируют при этом ИТ-затраты предприятий и организаций (не учитывая внутренние ИТ-затраты и розничные продажи) в 2007 г. на уровне 7 млрд долл. (175,6 млрд руб.).
Ретроспектива оценок объема ИТ-рынка в России, млрд долл.
Год | Источник | ||
Мининформсвязи (млрд долл.) |
IDC (млрд долл.) |
Росстат* (млрд долл.) |
|
2004 | 9,2 | 9,5 | 4,1 |
2005 | 11,0 | 12,0 | 4,8 |
2006 | 13,3 | 14,2 | 5,9 |
Источник: CNews Analytics, 2008
Значительно более серьезные (и гораздо менее понятные) расхождения наблюдались в оценках объема ИТ-услуг. Так, например, по данным Росстата, в 2006 году объем затрат предприятий на ИТ-услуги внешних организаций (включая затраты на услуги по ИТ-обучению персонала и не учитывая телекоммуникационные услуги) составили 40,3 млрд руб. (против 37,1 млрд руб. годом ранее). Рост за год в фактически действующих ценах составил +8,63% (против +23,6% годом ранее). Эти цифры, однако, существенно расходятся с опубликованными оценками некоторых аналитических компаний. Так, согласно совместному исследованию IDC и ЛИНЭКС, объем российского рынка ИТ-услуг в 2006 г. вырос на 23,2%, составив порядка 2,99 млрд долл. (или 78,6 млрд руб. при обменном курсе 26,3 руб./долл.). Расхождения с данными Росстата почти в 2 раза по объему и в 2,7 раза по темпам.
Закономерно поставить вопрос о причинах расхождений. Среди них можно выделить, как минимум, четыре основных. Во-первых, данные большинства аналитических агентств базируются на экстраполяционных оценках, при которых проводится анализ только ограниченного сегмента рынка (как правило, основных игроков, ведущих компаний и т. д.), после чего экспертно рынок "достраивается" до периферии. Напротив, органы государственной статистики имеют дело с отчетностью всех организаций, обязанных такую отчетность подавать, то есть все предприятия за исключением субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в случае государственной статистики мы имеем дело не с экспертными оценками, а с первичными данными по всем предприятиям и организациям. При том что рынок действительно обычно определяется деятельностью компаний так называемого "ядра", нельзя сбрасывать со счетов и то, что в России в сфере ИТ работают более 20 тысяч компаний.
Во-вторых, госстатистика рассматривает рынок ИТ со стороны потребителя — только корпоративного и государственного. Аналитические агентства, со своей стороны, дают информацию о рынке на основе выручки ИТ-компаний, то есть рассматривают рынок со стороны производителя. В данном случае анализ рынка по доходам усложняется довольно кропотливой работой по устранению "двойного" счета, когда необходимо очень точно разложить все взаимодействия между ИТ-компаниями, связанные, например, с работами по субконтрактам и учесть порядок и специфику взаиморасчетов между ними. При этом рассматриваются также ИТ-услуги, предоставленные физическим лицам — которые не учитывает госстатистика.
Наконец, в–третьих, причина разнобоя оценок, возможно, в расхождении декларированной и расчетной выручки ИТ-компаний, так же как и возможны расхождения в декларированных и реальных ИТ-затратах предприятий-заказчиков. Оценки расхождений сделать очень трудно — и скорее всего, с большой погрешностью. "Солидарности" в поведении компаний здесь не существует. Например, что касается выручки, то одним может быть выгодно ее занижать (чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль), а другим, наоборот, завышать (например, в имиджевых целях). Столь же трудно оценить и искажения затрат, однако отметим, что искажение данных в формах государственной статистической отчетности преследуется по закону и, скорее всего, этот пункт хорошо дисциплинирует большинство предприятий.
По итогам года структура ИТ-затрат на российском рынке выглядела довольно типично — самыми большими статьями расходов предприятий, как и в прошлые годы, стали телекоммуникационные услуги (34%) и закупки АО (30,5%). На втором месте — расходы предприятий на аутсорсинговые ИТ-услуги (15,7%, включая 0,9% на ИТ-обучение собственного персонала). Расходы на ПО составили порядка 11,7%, и 8,1% — составила доля внутренних ИТ-затрат.
По первым оценкам, в 2007 году общие ИТ-затраты в экономике (учитывая затраты на телеком. услуги) выросли несколько больше, чем в прошлом году (+20% против +17,06% в фактических ценах), а в сегменте корпоративных ИТ-услуг рост был более чем в 2 раза выше прошлогоднего показателя (+18% против +8,6%), правда, это все равно ниже показателя 2005 года (+23,5%). При этом, если спрос на ИТ в целом относительно стабильно растет, то в сегменте ИТ-услуг темпы роста, во-первых, довольно рваные и, во-вторых, на долгосрочном периоде продолжают проявлять тенденцию к постепенному падению — с 2003 по 2007 гг. темпы роста спроса на аутсорсинговые ИТ-услуги сократились с +55% до +18%, интенсивно замещаясь расходами предприятий на развитие внутренних ИТ-служб (например, в 2004-2005 гг. рост этой статьи составлял почти +50% в год, и после некоторого сокращения в 2006 году на 9,5%, возобновился).
В действительности развитие рынка нельзя определить как стабильное. Госстатистика ежегодно продолжает фиксировать "провалы" и "выбросы" ИТ-затрат. "Провалы" фиксировались уже многократно и не только в сегменте ИТ-услуг, но и по рынку в целом. Например, в 2003 году сокращение ИТ-рынка (если исключить рост затрат на телеком) составило 3,7%, при этом отмечалось падение расходов на ИТ в металлургии (почти в 2 раза), в пищевой промышленности (более чем в 4 раза), в торговле был отмечен почти 20%-ный спад в объемах затрат на ИТ-консалтинг и несколько меньший — в затратах на ИТ-обучение, в секторе телекоммуникаций на 10% были сокращены внутренние ИТ-затраты. В 2004 году в добывающей промышленности почти в 4 раза упали затраты на ИТ-обучение, на 43% — на закупку АО. То же происходило на транспорте — расходы на ИТ-услуги сократились на 30%, на 12% — расходы на ИТ-обучение. В секторе телекоммуникаций на 43,8% сократились расходы на ИТ-услуги внешних организаций, в 2005 году почти на 29% уменьшились затраты на ИТ-обучение. В металлургии ИКТ-расходы сократились на 43%, а в пищевой промышленности — на 72,4%. Наконец, в 2006 году по затратам на внешние ИТ-услуги — "провалы" фиксировались в тяжелом машиностроении (-16,6%), в электронном машиностроении (-12,1%), и в здравоохранении (-7%).
Столь же богата и статистика "выбросов" ИТ-затрат, однако "провалы" являются определяющими. Это видно по доле сектора в валовой добавленной стоимости (ВДС). Мы можем отчетливо видеть медленное снижение доли ИТ-затрат (исключая телеком. услуги) в ВДС — с 1,04% в 2003 году до 0,71% в 2007 году. По ИТ-услугам сокращение не менее значительно — с 0,21% до 0,17%. И если, например, в 2003 году темпы роста затрат предприятий на ИТ-услуги в 2,6 раза опережали рост ВДС в экономике, то в 2005, 2006 и 2007 гг., мы фиксируем явное отставание от роста ВДС с коэффициентами 0.9, 0.4 и 0.7, соответственно. Таким образом, сектор развивается медленнее, чем экономика. И это главный результат, еще раз подтвержденный первыми оценками 2007 года.
Можно предположить, как минимум, три причины, которые приводят к снижению темпов роста спроса на ИТ-услуги и к уменьшению бюджета среднестатистического ИТ-проекта на предприятии.
Причина 1. Это следствие насыщения рынка. Как уже неоднократно отмечалось, российский ИТ-рынок близок к "условному" физическому насыщению (условному — то есть за вычетом той части экономики, предприятия которой находятся в состоянии стагнации и не имеют ни средств, ни потребностей во внедрении ИТ). С этой оговоркой резонно сделать заключение о близости рынка к практически полному исчерпанию возможностей привлечь принципиально новых ИТ-заказчиков (создающих крупную ИТ-инфраструктуру "с нуля") из числа наиболее активных и успешных российских предприятий. Повторим, что рынок насыщен лишь условно, то есть существуют значительные и еще не освоенные сегменты ИТ-заказчиков, за счет которых гипотетически возможно было бы продолжение быстрого экстенсивного роста, но которое сдерживается из-за неудовлетворительного экономического положения соответствующих предприятий.
К этой группе относятся предприятия с накопившимися системными проблемами, первичные задачи которых не связаны с ИТ и, соответственно, не могут быть решены с помощью ИТ. Главное здесь — проблема основных фондов, которая делает бессмысленной задачу совершенствования нематериальных факторов производства. Действительно, ведь ИТ — это только "надстройка" над организмом предприятия, которая не может подменить сам этот организм. Прежде всего, для таких компаний актуально устранить трудности "не-ИТ-характера", чтобы актуализировались проблемы более высокого порядка, которые уже решаются за счет ИТ.
Показательным в данном случае является ситуация с большей частью предприятий перерабатывающей промышленности, для которых такой базовой проблемой "не-ИТ-характера", делающей бессмысленным поиск путей конкурентоспособности за счет развития нематериальных активов, является, как мы уже говорили, как раз износ основных фондов. Действительно, если предприятие не может обеспечить современный уровень качества своей продукции ввиду того, что работает на станках с ЧПУ 1960-х гг. выпуска, то о инвестициях в ИТ оно и не думает, так как средства нужны для вложений в основные фонды — а это суммы затрат, на порядок превосходящие любой мыслимый объем ИТ-инвестиций, необходимый одному предприятию. В результате компания остается ИТ-пассивной, так как ее конкурентоспособность не может быть достигнута за счет только ИТ-инвестиций.
Причина 2. Это следствие сырьевой ориентации экономики. Причина в данном случае также понятна — избалованные столь благоприятной экономической конъюнктурой предприятия, работающие на цепочке многообразных перераспределенных заказов от сырьевых монополий, склонны мало заботиться о повышении своей реальной конкурентоспособности, далеко не опережающими темпами инвестируя полученные дополнительные прибыли в высокие технологии. Исключение составляют, разве что, сырьевые монополии, склонные к дорогим "статусным" внедрениям. Но, опять же, это заказчики "первого эшелона", очень давно вышедшие на рынок ИТ и уже сделавшие основные инвестиции в свою ИТ-инфраструктуру.
Нельзя отрицать, правда, что действие этого фактора в последние 1,5-2 года снижается. Российская экономика постепенно перестает быть исключительно нефтегазодобывающей — при всей условности тезиса о постепенном отходе от сырьевой модели, нельзя и отрицать, что в России появляются новые (хоть и не собственной марки производства), которые обрастают сферой услуг, задают новые вектора потребностей и т.д. Зачастую это приводит к "выбросам" ИТ-затрат — одноразовым сфокусированным инвестициям в какой-либо ключевой проект.
В последнее время ситуация в ряде отраслей начала меняться, предположительно главным образом из-за нарастающего "сборочного бума" и связанного с этим технологического обновления (а точнее — полного переоборудования) старых производств. Так, например, в электронном машиностроении за последние 2-3 года прирост выпуска только в реальном выражении достигал 30-40%. А в транспортном машиностроении в последние год-два уже зафиксированы первые "выбросы" ИТ-затрат (прирост около +500%). И действительно, ведь уже не первый год Россия прирастает импортированными сборочными производствами. Не прекращается снижение выпуска практически всех основных отечественных моделей автомобилей. Наоборот, столь же высокими темпами растет сборка иномарок — от корейских до немецких. Те же тенденции — в производстве бытовой электроники. Новые производства, в отличие от старых, далеко не бедствуют и формируют новую волну спроса на ИТ.
Причина 3. Это естественно. Действительно, потребление ИТ, и особенно аутсорсинговых ИТ-улуг, не является для отдельного предприятия процессом непрерывным и развивающимся во времени, но является в основном "разовой" процедурой на несколько лет. Поэтому для отдельно взятого предприятия ИТ-затраты не могут быть монотонно растущими. За крупными ИТ-затратами, направленными на решение базовых задач информатизации производства, всегда следуют сокращения ИТ-бюджета до минимального уровня, необходимого для поддержания в рабочем состоянии уже внедренной ИС.
Это отражается в годичных колебаниях ИТ-затрат. Для стабильного и быстрого роста насыщенного ИТ-рынка необходимо, чтобы различные группы предприятий, внедривших информационные системы в разные годы, попеременно "замещали" друг друга в ИТ-расходах, то есть, чтобы циклы ИТ-расходов больших групп предприятий находились в противофазе. Если же возникает ситуация, когда фазы совпадают, например, все основные игроки внедрили у себя ИС и не нуждаются более в крупных ИТ-затратах, рынок падает — возникает "провал" затрат.
Появление новых ИТ-заказчиков не может изменить ситуацию, поскольку их, как правило, очень мало по сравнению с общим количеством ИТ-активных предприятий. Рынок выходит из "провала", с одной стороны, за счет появления новых ИТ-заказчиков, с другой стороны (и в основном!) за счет нового витка роста ИТ-бюджетов у старых заказчиков, которые начинают процессы обновления ранее внедренных систем или процессы крупных реорганизаций своей ИТ-инфраструктуры.
Таким образом, развитие через "провалы" затрат вполне естественно для ИТ-рынка. При этом глубина и частота "провалов" зависит, с одной стороны, от инновационности предлагаемых ИТ-решений и, с другой стороны, от динамики развития бизнес-среды. В первом случае сокращаются периоды между "провалами", так как чем чаще на рынок выходят новые ИТ-продукты, тем быстрее происходит моральный износ ранее внедренного АО и ПО, что создает необходимость его замены. Во втором случае потребность в ИТ-затратах для предприятий возрастает в связи с изменениями, которые происходят в их собственной структуре, клиентской базе, связях с внешней средой и т.д. — в этом случае в первую очередь увеличиваются затраты на ИТ-консалтинг и, как логичное продолжение, на новое программное обеспечение и оборудование.
Подлинным завоеванием российского ИТ-сектора является довольно динамичный рост экспорта ИТ-услуг. Речь в данном случае идет только об экспорте услуг, к которым относятся: услуги по созданию, хранению и работе с базами данных, обработка данных, управление вычислительными комплексами внешних пользователей, консалтинг в области АО и ПО, его внедрение, включая разработку и программирование конкретных систем под заказ, эксплуатация и ремонт ЭВМ различных типов и периферийных устройств и т.д., за исключением поставок АО, в том числе различных периферийных устройств, физических носителей информации и любой другой материальной продукции.
Темпы экспорта не только высоки сами по себе (+50% за 2006 год и +83,8% за I полугодие 2007 года), но и значительно выше темпов импорта (+27% и +30,8%, соответственно). Еще более примечательно, что и объемы, и темпы отечественного экспорта ИТ-услуг определяются заказами стран дальнего зарубежья, имеющих и свой высокоразвитый ИТ-сектор, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности экспортируемых услуг. Объемы экспорта не так велики — около 2,8% от общего объема экспорта всех видов услуг, но значительно превосходят показатель прошлого года (1,7%). В абсолютном выражении экспорт составил порядка 632 млн долл. в 2006 году и примерно 467 млн долл. по итогам I полугодия 2007 года.
Как уже отмечалось, заслуживающим внимания моментом является то, что более 90% экспорта отечественных ИТ-услуг идет в страны дальнего зарубежья. Причем не только в виде продукции, но и в форме экспериментов по внешней модели корпоративного управления. В условиях реально существующего роста стоимости российских ИТ-услуг (ввиду приближения стандартов заработной платы отечественных ИТ-специалистов к западным), переход к модели внешнего корпоративного управления ИТ-развитием (участию отечественного капитала в зарубежных высокотехнологичных предприятиях или открытию за рубежом филиалов российских компаний) является неплохой возможностью усилить позиции российского ИТ-бизнеса в мировой экономике.
Возможности дальнейшего наращивания экспортного потенциала российских ИТ-компаний сегодня справедливо связывается с повышением разнообразия продукции, ее инновационности и индивидуализации под нужды заказчика.
Что касается импорта ИТ-услуг, то последние 2-3 года внесли в его развитие довольно существенные коррективы. Первое, что бросается в глаза — это серьезное падение темпов ввоза в Россию ИТ-услуг западных компаний. Если в 2005 году рост прирост импорта ИТ-услуг составил 51%, то в 2006 году — только 27%, по результатам же I полугодия 2007 года темпы импорта несколько выросли, но остались относительно низкими (+30,8%). В абсолютном выражении импорт также меньше экспорта — 613 млн долл. в 2006 году и 357 млн долл. за I полугодие 2007 года, что почти на 25% ниже объема экспорта за тот же период.
Еще один важный момент. Соотношение темпов роста импорта ИТ-услуг и увеличение внутреннего спроса на ИТ-услуги, показывает, что пошел на убыль эффект вытеснения с отечественного рынка услуг российских ИТ-компаний. В частности, если в 2005 году это соотношение в долларовом выражении составляло 51 к 27 (опережение по импорту — 1,9), то в 2007 году 31 на 24 (опережение по импорту — 1,3). Есть все основания полагать, что при равновесном сценарии развития спроса российских предприятий на ИТ-услуги (с темпами, не ниже темпов роста ВДС), в 2008-2009 гг. эффект вытеснения отечественных ИТ-услуг импортными полностью исчезнет.
Основных причин замедления вторжения на российский рынок импортных ИТ-услуг — две: одна связана со спецификой российского заказчика ИТ-услуг, другая — с разницей маркетинговых стратегией российских и западных ИТ-компаний. В первом случае, скромная (если не сказать незначительная) выручка среднестатистического отечественного предприятия, делает для него невозможным высокобюджетные инвестиции в развитие, что заставляет предприятия оккупировать низовые или средние ценовые ниш ИТ-услуг, в которых работают в основном российские ИТ-компании. Во втором случае, играет роль различие в концепциях работы на рынках. Политика западных ИТ-компаний основана на крупных, "статусных" внедрениях, тогда как политика отечественного ИТ-бизнеса, более мягкая и гибкая, лишена многих, не работающих в российских условиях принципах, свойственных западным компаниям — в том числе и в ценовой политике.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP