|
|
Мировой ИТ-рынок прирастает ПО, а российский — услугамиНесмотря на крайне высокую динамику российского ИТ-рынка, его структура по-прежнему далека от мировой. Если в мире преобладают ИТ-услуги, то в нашей стране основная доля пока приходится на «железо». Однако в последний год-два наметилась тенденция опережающего роста расходов на ИТ-услуги по сравнению с прочими статьями ИТ-расходов. По оценкам IDC, объем мирового ИТ-рынка (расходы всех категорий конечных пользователей на ИТ) в 2006 году составили порядка 1,16 трлн долл. В период до 2010 года эта цифра будет увеличиваться со среднегодовым показателем роста 6,3%, и в конце декады объем ИТ-рынка достигнет 1,48 трлн долл. На мировом фоне объем российского ИТ-рынка выглядит пока довольно скромно — его доля составляет, по данным IDC, около 0,99%. ИТ-рынок Западной Европы, по оценкам Linex, составил в 2006 году около 312,6 млрд долл, и здесь доля России тоже невелика — 3,2%. Куда более оптимистичная картина получается, если сравнивать ИТ-рынки мировых держав и России по динамике развития. Динамика мирового рынка ИТ в региональном разрезе Российские ИТ развиваются в 4-5 раз быстрее, чем ИТ-сектор любой другой страны мира (21% по сравнению с 4-5% в США и Европе, чуть более 1% в Японии, 4,6% по миру в целом). Однако нельзя не отметить и тот факт, что в последние несколько лет темпы роста российского ИТ-рынка устойчиво падают. Это следствие первой фазы насыщения ИТ-рынка в России — насыщения фаворитов российского бизнеса. При этом сценарный анализ, проведенный CNA, показывает, что явных стимулов переломить эти тенденции пока не существует — оставшиеся вне поля информатизации российские предприятия либо озабочены решением более насущных проблем обновления основных фондов, либо не имеют достаточных финансовых возможностей для проведения крупномасштабных ИТ-проектов, соответствующей же промышленной политики в России пока не проводится. По данным Linex, структура мирового ИТ-рынка демонстрирует сильное преобладание расходов услуги. В общей структуре ИТ-расходов как мира, так и стран ЕС, услуги занимают долю 58-62%, что является свидетельством инновационности мирового рынка с высокими темпами обновления ИТ-инфраструктур компаний, что и приводит к росту затрат на консалтинг, аудит информационных систем, пересмотр ИТ-концепций компаний и т.д. Структура ИТ-расходов на мировом рынке, 2004 — 2008* (прогноз) В России же ситуация обратная. По оценкам той же Лиги независимых экспертов (Linex), в области ИТ в России на услуги тратится лишь 21% всех средств, а основные расходы идут на закупку оборудования — 69% всех затрат. Исследования CNA это подтверждают, хотя нельзя и отрицать, что в последний год-два явно наметилась тенденция опережающего роста расходов на ИТ-услуги по сравнению с прочими статьями. И в ряде отраслей, по данным CNA, доля ИТ-услуг уже минувшем году была больше, чем в среднем по рынку. Так, в добывающих отраслях доля расходов на ИТ-услуги составила более 46% всех расходов, в электроэнергетике, транспортном машиностроении и пищевой промышленности — около 30%. Структура ИТ-расходов на рынке Западной Европы, 2004 — 2008 * (прогноз) Таким образом, российский ИТ-рынок пока хоть и не похож на западный и мировой, но по динамике (сокращение темпов роста) и структурным изменениям (опережающий рост расходов на ИТ-консалтинг) начинает его отдаленно напоминать. Мировой рынок увеличит расходы на ПО В целом, по прогнозам ведущих мировых агентств, основные сегменты глобального ИТ-рынка будут развиваться в русле уже сложившихся тенденций. Так, по данным IDC, в структуре совокупных общемировых ИТ-затрат расходы на ПО достигнут к 2010 году 327 млрд долл. Это соответствует среднегодовым темпам роста 7,7%. Крупнейшими заказчиками ПО рынками станут дискретное производство, сфера услуг и госструктуры. Объем мирового рынка АО к 2010 году составит 562 млрд долл, предположительно темпы в этом сегменте будут обеспечиваться в основном за счет потребительского сектора, сектора телекоммуникаций и, опять же, госструктур. Основные расходы коснутся закупок серверов, периферийных устройств, устройств хранения данных и сетевого оборудования. И, напротив, рынок компьютеров, скорее всего, ждет некоторое остывание — согласно оценкам IDC, уже в ушедшем году объем мирового рынка компьютеров вырос только на 10,5% по сравнению 15,8% годом ранее. Наконец, затраты на ИТ-услуги по всему миру достигнут к 2010 году 587 млрд долл. Среднегодовые темпы роста в этом сегменте в период 2005–2010 гг. будут умеренными (на уровне 5,8%). Здесь основными потребителями будут клиенты из государственного и финансового секторов, а также из отрасли дискретного производства. В заключение следует сказать о стремительном развитии сектора телекоммуникаций, в частности, в области присоединения и пропуска трафика. IDC опубликованы оценки объемов интернет-трафика в 2006-2007 гг. Совокупный объем цифровой информации в 2006 году составил 161 миллионов гигабайт. В 2007 году ежедневно по интернет будет передаваться 5175 млн Гбит данных против сегодняшних 180 млн Гбит, т.е. содержимое крупнейшей в мире библиотеки Конгресса США (10 терабайт) будет ежедневно передаваться по интернет 64 тысячи раз. Далее IDC предполагает, что за период с 2006 по 2010 гг. объем информации увеличится в шесть раз. Соотношение домашних и корпоративных пользователей Сети составит к 2007 году 60 на 40. Владимир Карачаровский / CNews Шамиль Шакиров: В России продолжается формирование профессионального рынка ИТ-услугОб основной проблеме, тормозящей развитие российского рынка ИТ, о том, как сохранить управляемость ИТ-компании при темпах ее роста «выше рыночных», о наиболее «инновационном» из реализуемых проектов в интервью CNews рассказывает президент «Ай-Теко» Шамиль Шакиров. CNews: Как изменился отечественный ИТ-рынок за последний год, по вашим наблюдениям? Шамиль Шакиров: В минувшем году российский рынок ИТ продолжал расти, становясь при этом все более консолидированным и зрелым. На протяжении последних лет, на мой взгляд, наблюдается формирование профессионального рынка ИТ-услуг, где ценятся ключевые компетенции и навыки, опыт и квалификация, высокий уровень интеллекта сотрудников. Не случайно большинство компаний применительно к персоналу предпочитают сегодня использовать термин не Human Resources (человеческие ресурсы), а Human Capital (человеческий капитал), признавая тем самым ценность и значимость такого нематериального актива, как интеллектуальный капитал предприятия. Коллективный опыт компании неразрывно связан с опытом конкретных сотрудников. К сожалению, пока мы испытываем определенный кадровый голод и наблюдаем отставание темпов прироста числа компетентных ИТ-специалистов от темпов общего развития рынка. В итоге всех в настоящее время в значительной степени волнует даже не столько стоимость профессиональных сервисов, сколько их качество. С другой стороны, ИТ-решения во многом приблизились к бизнес-функциям заказчика. То есть, пройдя период количественного насыщения средствами автоматизации, мы подошли вплотную к процессу реализации через ИТ определенного набора бизнес-функций. И от нас, как от интеграторов и сервис-провайдеров в области ИТ, сегодняшний рынок требует гораздо большей компетенции в сфере бизнеса заказчиков. Это напрямую связано и с отраслевой компетенцией. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP