|
|
Шамиль Шакиров: Эффективное использование сервисов определяет рост их объемов в общей структуре ИТ-затратНа вопросы CNews отвечает Шамиль Шакиров, президент компании «Ай-Теко». CNews: Какие тенденции характеризуют, на ваш взгляд, развитие российского рынка ИТ? Шамиль Шакиров: Сегодня это быстрорастущий рынок, который становится все больше рынком профессиональных услуг со всеми вытекающими из этого свойствами. Отчасти из-за этого существует некоторый конфликт между стремлением рынка получать больше сервисов лучшего качества и существующей наследуемой моделью взаимодействия между производителями технологий, российскими ИТ-компаниями и заказчиками, что само по себе создает препятствия для его дальнейшего развития. Тем не менее, уже и многие другие ИТ-сервисы вслед за традиционными консалтинговыми услугами «выходят из подполья», что вместе с заметным спросом на различные услуги говорит о большей развитости рынка. Если раньше компании были известны и выделялись за счет сильных продавцов, то сейчас в наибольшей степени – за счет сильных консультантов, инженеров и архитекторов. Успех достигается только при наличии в компании и тех, и других. Те или иные практики становятся визитной карточкой компаний. Со стороны заказчиков растут ожидания в отношении улучшения управления проектами и в части получения все более качественных сервисов на стадии эксплуатации систем ИТ-решений. Конечно, это будет еще более специализированный рынок с более высокой культурой кооперации различных профессиональных команд в рамках одного проекта. Сложность и затратность ИТ-задач будет требовать как от крупных, так и от средних предприятий выделения ИТ-функций из структуры компании и передачи аффилированным или внешним компаниям в рамках аутсорсинговых соглашений. CNews: Какие факторы, по вашим оценкам, в настоящее время способствуют развитию российского рынка и росту бизнеса отечественных ИТ-компаний? Шамиль Шакиров: Общим фактором является то, что мы находимся все ближе к общемировым процессам и становимся элементом мировой экономики в целом. Мы остро ощущаем глобальные процессы, происходящие внутри мировой ИТ-отрасли, в том числе существенное влияние на российский рынок оказывает объединение международных компаний, их активность и большие инвестиции и ожидания от бизнеса в России, особенно на фоне определенной стагнации в Европе. Конечно, обостряется конкуренция, происходит укрупнение бизнеса основных игроков на рынке, вызванное отчасти увеличением числа крупных и сложных проектов, которые требуют долгосрочных инвестиций. Мы уже видим примеры объединения или приобретения компаний на нашем рынке. Все активно заговорили о капитализации компаний, многие участники почувствовали возможность и доступность интенсивного роста таким традиционным для международной практики путем, как приобретение существующего бизнеса. В результате чего рынок условно поделился на тех, кто покупает, и тех, кого покупают, что подтолкнуло его к большей прозрачности и корпоративности. Активный рост и привлекательность рынка не оказались незамеченными внешними инвесторами, и на рынке стали появляться капиталы, полученные не в ИТ-отрасли. Опираясь на рейтинги крупнейших российских компаний, можно уверенно говорить, что ИТ-компании становятся существенным и полноценным элементом российской экономики. Формируется, реанимируется национальная ИТ-отрасль, и это уже само по себе является одним из важнейших факторов. CNews: Какого рода ИТ-решения были востребованы рынком в 2005 г. из вашей практики? Шамиль Шакиров: За прошедший год компания реализовала целый ряд проектов в области ЦОД. В числе этих проектов было и создание новых комплексов, и серьезные модернизации ЦОДов, уже находящихся в промышленной эксплуатации. Кстати, подобные проекты являются более сложными, так как необходимо обеспечивать непрерывность предоставления бизнес-критичных сервисов заказчика, учитывать особенности уже существующей инфраструктуры. Хотелось бы отметить большое внимание к катастрофоустойчивости решений. Необходимость резервного центра для ЦОД предприятия уже давно не обсуждается. В настоящее время большинство проектов по построению ЦОД или предполагает создание резервного центра, или резервный центр содержит план развития. Причем если ранее это решение было характерно для центральных комплексов предприятий, расположенных в столичном регионе, то теперь оно стало обычным и в региональных проектах. Были востребованы и решения по виртуализации ресурсов в связи с требованиями рынка на сегодняшний день максимально эффективно использовать ИТ-ресурсы предприятия и минимизировать расходы на приобретение нового оборудования. Широкое применение в проектах в области ЦОД нашло внедрение продуктов по ИT-управлению. Сложность современных комплексов, критичность их функционирования для бизнеса компаний, высокая стоимость при недоступности предоставляемого сервиса привели к необходимости использования в проектах продуктов по автоматизированному контролю за функционированием и управлению каждой из компонент решения. Не снижался спрос на внедрение процессов управления инцидентами и построение сервисных диспетчерских служб. Широкий класс востребованных ИТ-решений связан с автоматизированной и автоматической интеграцией систем мониторинга ИТ-ресурсов и систем управления ИТ-услугами. Были востребованы программные решения в области управления инфраструктурой с использованием методологии ITIL/ITSM, портальные решения и решения в области информационной безопасности. Мы также почувствовали возрастающий интерес наших заказчиков к решениям в области интеграции данных и приложений, управления бизнес-процессами, обработки и анализа данных, мобильным решениям. Можно отметить и все возрастающую сложность требуемых программных решений, их комплексность и индустриальную ориентацию. Хотелось бы отметить важность внедрения методики ITIL/ITSM для правильного построения эффективно работающего ИТ-подразделения, а также влияние процессов «коммодизации» ИТ-услуг на роль и функции ИТ-служб. В результате этих процессов основной задачей ИТ-службы станет грамотное управление предоставляемыми бизнесподразделениям сервисами за счет оптимизации затрат и эффективного распределения имеющихся средств. Затраты на ИТ-ресурсы будут постепенно переходить из категории «инвестиции» в категорию «операционные расходы», что позволит говорить о превращении ИТ-службы из «поддерживающей бизнес» в «бизнесподразделение». Показателем такого перехода в настоящий момент является ориентация ИТ-служб на использование решений, базирующихся на сервисориентированной архитектуре (SOA) – одно из важнейших направлений, различных видов аутсорсинга, а также внедрение стандартных индустриальных программных решений на базе Middleware. CNews: В каких сегментах можно уже говорить о насыщении? Шамиль Шакиров: Мне кажется, об этом еще рано говорить. Различные секторы экономики развиваются неравномерно, и один, переходя в область более продвинутых ИТ-решений, оставляет место для тех, которым еще предстоит решать данные задачи. CNews: Как можно охарактеризовать динамику ИТ-затрат на сервисы по итогам 2005 г.? Шамиль Шакиров: Значительно выросла доля затрат на сервисы в соотношении с расходами на приобретение аппаратного и программного обеспечения. Они все меньше зависят от продуктов конкретных производителей, стали более «публичными». А спрос напрямую связан с общей потребностью на ИТ-рынке в более сложных ИТ-решениях (ERP, SLM-системы, построение многоуровневых сетей). Активно поднимаются вопросы относительно повышения результативности внедрения ИТ-проектов. Все это значительно приближает российский ИТ-рынок ко всемирному, где эффективное использование сервисов, в том числе внешних, определяет рост их объемов в общей структуре ИТ-затрат. CNews: Насколько ваша компания смогла реализовать планы, намеченные на 2005 год? Шамиль Шакиров: Нам удалось не только реализовать, но и перевыполнить планы на 2005 год. Бизнес компании вырос почти в 2 раза по сравнению с показателями 2004 года, что существенно выше темпов развития рынка, и это будет способствовать укреплению нашего положения в списке лидеров. «Ай-Теко» является быстрорастущей динамичной компанией, вместе с ростом объемов у нас появляются новые перспективные направления, открываются различные, в том числе отраслевые, практики, в компанию приходит много состоявшихся профессионалов и способных молодых специалистов. За этот год мы значительно выросли – штат компании увеличился более чем в 1,5 раза. Помимо роста оборота, мы ставили перед собой задачу роста доли услуг, чего нам также удалось добиться. В этой связи хотелось бы обратить внимание на ценный для нас опыт аутсорсинга, полученный при работе с компанией РУСАЛ. Мы считаем это направление очень перспективным в ближайшие годы. CNews: «Ай-Теко» реализует проекты в разных секторах экономики. С какими государственными структурами и по каким направлениям вы сотрудничаете? Шамиль Шакиров: Структура бизнеса в государственном секторе существенно меняется. Если говорить буквально, то наблюдается переход от использования компьютеров как просто рабочих мест сотрудников к комплексной автоматизации федеральных служб. Вследствие этой тенденции, где определенным вектором стала реализация программы «Электронная Россия», в сегодняшних государственных заказах востребованы большой объем консалтинговых и проектных услуг, последние решения в области ИТ-технологий, масштабная разработка специального ПО, но особенно требуется опыт управления сложными комплексными проектами, становятся востребованы услуги по аутсорсингу. Так, для Счетной палаты РФ нашей компанией разработана система хранения данных и управления информационными ресурсами, разработан технический проект на ИТКС, внедряется целый ряд подсистем информационно-телекоммуникационной системы, а также осуществляется модернизация программного обеспечения подсистемы хранения данных. Впервые в России для государственных органов выполнен проект по централизованному лицензированию ПО Microsoft для арбитражных судов РФ. Ряд значимых федеральных проектов мы реализуем в таких структурах, как МВД, Федеральное казначейство, Федеральная миграционная служба, Федеральная таможенная служба. В качестве системного интегратора и консультанта мы завершили подготовительную часть очень крупного проекта по модернизации и техническому перевооружению учреждений и организаций Росгидромета по разработке комплекса технических требований для ряда подсистем, затрагивающих все аспекты получения и обработки гидрометеорологических данных. CNews: Какие из своих прошлогодних проектов вы могли бы выделить как наиболее значимые? Шамиль Шакиров: В этом году мы сделали шаг от внедрения в финансовом сегменте универсальных и кроссиндустриальных решений в область внедрения специфических отраслевых решений. Мы подписали меморандум о сотрудничестве с компанией Misys, крупнейшим поставщиком отраслевых программных продуктов и решений, и уже запущен ряд пилотных проектов. Это позволит предлагать российским банкам и финансовым компаниям широкий спектр специализированных решений. Для Центрального аппарата и региональных отделений Сбербанка России были выполнены проекты по модернизации корпоративных ресурсов хранения данных и развитию программно-аппаратных комплексов банков, включая внедрение географически распределенных систем высокой доступности и миграцию ранее использовавшегося оборудования и ПО на новые платформы. Завершен проект по созданию электронного архива и системы регистрации входящих документов в «Ингосстрахе». Проект позволил существенно увеличить производительность труда сотрудников страховой компании благодаря сокращению продолжительности поиска и извлечения информации из электронного архива документов. Большой интерес в банковской среде вызывают решения компании в области мониторинга бизнес трнанзакциями,управлением состоянием и операций банкоматов и др. Завершен проект развития гетерогенной системы хранения данных для Газпромбанка. Лицензионное соглашение с Внешторгбанком, стало крупнейшим проектом «Ай-Теко» по централизованному лицензированию Microsoft в финансовой сфере. В телекоммуникационном секторе нами был реализован целый ряд проектов. В «Башинформсвязе», основном операторе связи Республики Башкортостан, создана мультисервисная сеть передачи данных, которая охватывает всю Башкирию и дает возможность предоставлять услуги передачи данных с гарантированным качеством обслуживания абонентов на всей территории страны. Это самый крупный проект компании, успешно реализованный на общереспубликанском уровне. Для компании МТС разработан и внедрен единый процесс управления инцидентами в шести макрорегионах (Нижний Новгород, Самара, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток). В результате управленческий персонал сможет отслеживать все аспекты работы ИТ-службы, контролировать работу сотрудников ИТ-департамента, оперативно реагировать на все возникающие проблемы и разрешать их до того, как они отразятся на предоставляемых компанией МТС услугах. В МГТС была реализована первая очередь Системы Управления ИТ-ресурсами, включающая единую систему мониторинга критичных ИТ-систем и централизованную службу поддержки пользователей. В 2005 году был завершен проект по созданию единого центра управления ИТ-инфраструктурой компании для оператора сети «МегаФон-Москва» - «Соник Дуо». В результате оператор получил единую среду мониторинга и управления информационной инфраструктурой, основными информационными системами и технологическими процессами. Для компании «Биллинговый центр» построен расчетно-вычислительный центр крупнейшей биллинговой сети Ярославля и Вологды, обеспечено подключение всех ее пользователей: плательщиков и получателей платежей, физических и юридических лиц. CNews: С какими промышленными предприятиями вы работали в 2005 году? Шамиль Шакиров: В горно-металлургической компании «Норильский никель» разработана и принята концепция «Ай-Теко» по развитию серверных центров систем хранения данных и ИТ-инфраструктуры. Проект для компании «РУСАЛ» по аутсорсингу технической поддержки стал крайне значимым для компании в области услуг ИТ-аутсорсинга. Для ряда предприятий нефтеперерабатывающей отрасли Башкирии - «Уфанефтехима», «Уфимского НПЗ», «Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода», «Уфаоргсинтеза» – стартовали проекты централизованного лицензирования Microsoft. Для каждого из заводов разработана оптимальная схема лицензирования. В рамках проекта в ГУП «Литейно-прокатный завод» специалисты компании осуществили разработку программно-технического комплекса АСУ ТП очистных сооружений грязного оборотного цикла системы производственного водоснабжения, установки сжигания маслоотходов и подсушки окалины, газоочистки завода. Для «СИБУР Холдинга», лидера отечественной нефтехимии, был реализован проект по модернизации серверных комплексов. Во всех этих проектах от нас требуется способность управлять сложным и крупным проектом, быть стабильным, надежным партнером, уметь оперативно и эффективно решать возникающие в процессе новые задачи. CNews: Какие задачи по развитию компании вы ставите на 2006 г.? Шамиль Шакиров: Планы у нас довольно амбициозные. Мы планируем расти не менее чем на 50% в год, занимая ведущие позиции на рынке системной интеграции и ИТ-консалтинга, применяя и развивая свои опыт и знания в крупных федеральных и отраслевых проектах. А новые направления мы пробуем и развиваем непрерывно. Иначе мы бы не смогли обеспечить тот быстрый рост, который характерен для «Ай-Теко». В ближайшее время фокус наших интересов будет направлен на укрепление багажа отраслевых решений компании; создание не только продуктовых и технологических, но и отраслевых центров компетенции; развитие наших знаний и опыта в управлении проектами; работу в регионах. И самое главное - на развитие долгосрочных, партнерских отношений с нашими клиентами, отвечая их растущим требованиям и задачам, инвестируя в это существенные ресурсы компании. Вместе с этим и для этого мы стараемся сделать компанию привлекательной не только для клиентов, но и для сотрудников, в том числе и для потенциальных. За последние годы к нам пришло много новых талантливых специалистов, и наша задача - дать им наравне с теми, кто уже давно работает в компании, максимум возможностей для творчества. Формирование команды, способной управлять существующим бизнесом и в рамках него успешно реализовывать крупные и во многом новаторские проекты, развиваться вместе с этим персонально - было и остается нашей основной задачей по развитию компании. CNews: Спасибо. |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP