|
|
Средние компании атакуют лидеров ИТ-аусорсингаОсновной движущей силой мирового рынка ИТ-услуг по итогам 2004 года стал ИТ-аутсорсинг. Средние компании активно теснят гигантов ИТ-аутсорсинга на мировом рынке. По итогам 2004 года на долю первой десятки компаний пришлось только 57% рынка, в то время как в 2003 году этот показатель составлял 68%. «Большая шестерка» поставщиков ИТ-услуг, подвергается все усиливающемуся давлению менее крупных игроков, а также оффшорных аутсорсинговых компаний. Эксперты Datamonitor связывают подобную тенденцию с растущим стремлением клиентов к разработке специфических моделей аутсорсинга. За счет этого решение определенных ИТ-задач передается специализированным сторонним вендорам, что позволяет избежать зависимости всей ИТ-структуры предприятия от одного конкретного поставщика. Объем продаж ИТ-услуг в 2004 году, $ млрд. Источник: Gartner, 2005 По итогам 2004 года объем мирового рынка ИТ-услуг, по данным Gartner, увеличился на 6,7% - до $607,8 млрд. по сравнению с $569,6 млн. в 2003 году. Однако, учитывая падение курса американского доллара, аналитики считают, что реальная величина показателя роста составляет 2,2%. В этом году Gartner прогнозирует 4,7-процентный рост рынка. Лидером рынка по-прежнему осталась корпорация IBM. Объем продаж поставщика составил $46,4 млрд., увеличившись по сравнению с 2003 годом на 8,9%. Рыночные показатели ведущих поставщиков ИТ-услуг
Источник: Gartner, 2005 Новая волна аутсорсинга По мнению аналитиков Gartner, основным стимулом увеличения доходов IBM, также как и для HP, стало развитие ИТ-аутсорсинга. Напомним, что согласно Gartner Group, варианты приобретения ИТ-услуг конечными пользователями подразделяются на дискретный способ и аутсорсинг. Под первым понимается приобретение ИТ-услуг в рамках проекта с определенным объемом работ и ограниченным временными рамками. Примечательно, что в этом случае функции управления ИТ остается у конечного пользователя. В случае аутсорсинга заключается долгосрочный контракт на предоставление услуг с оговоренным уровнем качества, при этом часть управленческих функций передается подрядчику. По итогам 2004 года Datamonitor определила совокупную стоимость аутсорсинговых сделок в $163 млрд., что на 37% выше аналогичного показателя 2003 года. В своих оценках компания учитывала данные по всем сделкам, стоимость которых превышала $1 млн. Таких в 2004 году было зарегистрировано свыше 1,8 тыс., что на 4,4% больше, чем в 2003 году. Кроме того, в прошедшем году на мировом рынке аутсорсинга заметно увеличилось количество крупных сделок – показатель этого роста составил 49%. Всего было заключено 244 контракта стоимостью свыше $100 млн. и 29 соглашений, превышающих по стоимости $1 млрд. Самый крупный контракт прошлого года –10-летнее соглашение стоимостью $5,1 млрд. – заключили в Европе: британское налоговое управление сменило прежнего поставщика ИТ-услуг, компанию EDS, на Cap Gemini Ernst & Young.
Все более распространенным становится аутсорсинг бизнес-процессов: треть всех крупных контрактов, заключенных в мире с начала 2004 года, приходится на бизнес-процессы, а также на аутсорсинг процессов управления кадрами, финансами, бухгалтерского учета, взаимоотношений с клиентами и материально-технического снабжения. Региональная структура потребителей услуг ИТ-аутсорсинга в 2004 году изменилась незначительно. По оценкам TPI, 42% мирового рынка пришлось на компании из США, 17% — на Великобританию, а доля Германии выросла до 13%. Источник: TPI, 2004 Индия расширяет границы Неожиданным явлением для мирового рынка стал в 2004 году выход за пределы своей страны индийских аутсорсеров. Ряд компаний сообщил о приобретении активов в Северной Америке и странах Центральной и Восточной Европы. В частности, компания бомбейская ICICI OneSource объявила о приобретении нью-йоркской фирмы Account Solutions Group. А бангалорская Hinduja TMT объявила о приобретении нью-йоркской Source One Communications, занимающейся аутсорсингом бизнес-процессов. В целом, аналитики отмечают усиливающийся тренд по расширению самостоятельных операций индийских аутсорсеров в Северной Америке - оффшор превращается в "оншор" (onshore). Таким образом, индийцы стремятся расширить и без того мощный приток заказов на оффшорное программирование, а также избежать возможных осложнений отношений с заказчиками из США. Однако не только американский континент представляет интерес для индийцев - два крупнейших индийских разработчика ПО начали в прошлом году переговоры с целью создания новых предприятий в Чешской республике. Компания Satyam, четвертый по величине поставщик ИТ-услуг в Индии, планирует открыть собственный филиал в Венгрии с целью обслуживания своих европейских клиентов. В целом к 2010 г. Индия планирует увеличить объем аутсорсинга до $8 млрд. Европа доверилась аутсорсерам В 2004 году европейский рынок аутосорсинга начал стремительно диверсифицироваться — от предоставления технологических сервисов к обслуживанию бизнес-процессов. Таким образом, континентальная Европа перенимает модель, свойственную североамериканским и британским предприятиям. По подсчетам аналитиков, за 4 квартал в Европе было заключено больше аутосорсинговых сделок, чем за любой другой период, начиная с 2000 года. Необходимость снижать затраты заставляет европейские компании переступить через свое былое нежелание поручить часть бизнеса субподрядчикам. По мнению TPI, в немецкой экономике (крупнейшей на данный момент в Европе), лидируют по передаче бизнес-процессов полностью в «третьи руки» банки. На долю Германии приходится 13% общемирового рынка аутсорсинга, выросшего в 2004 году на 3,4% по сравнению с 2003 годом. Однако первыми ухватились за возможность снизить свои затраты за счет оффшорного аутсорсинга британцы, начавшие использовать хорошо образованную англоговорящую рабочую силу в Индии, а также отсутствие ограничений в национальном трудовом законодательстве. Представители континентальной Европы приобщаются к аутсорсингу, открывая сервис-центры в таких странах как Польша, Чехия и Венгрия. В целом европейский бизнес отдает подрядчикам объем работ, составляющий почти половину мирового аутосорсингового бизнеса. В 2003 году объём этого рынка оценивался в $198 млрд. По прогнозам IDC, к 2008 году он вырастет на 65% и составит $322 млрд. В дальнейшем, как считают в IDC, темпы роста европейского рынка аутсорсинга несколько замедлятся. Условия работы на рынке будут усложняться ввиду повышения конкуренции, ценового давления и большей зрелости рынка. Эксперты расходятся Несмотря на радужные показатели, эксперты Gartner утверждают, что аутсорсинг пока отнюдь не настолько широко распространен, как принято думать. На долю недорогих оффшорных исполнителей приходится сегодня менее 3% всех мировых расходов на ИТ-услуги. По прогнозам Gartner, эта цифра будет расти, однако все равно будет составлять относительно малую часть от общего показателя расходов на ИТ-услуги. К 2008 году на ИТ-услуги, выполняемые оффшорными компаниями, потратят около 7%, или около $50 млрд. от $728 млрд., в которые оценивается весь рынок. Более оптимистичные прогнозы делает компания NeoIT, которая выступает консультантом по оффшорным проектам. Аналитики NeoIT, в частности, заявляют, что 2005 год станет годом большого роста рынка оффшорного аутсорсинга. По оценкам компании, более 80% из 2 тыс. крупнейших мировых компаний будут к концу следующего года иметь оффшорные представительства. Различия выводов исследований в принципе отражают ширину взглядов на модную сегодня тему оффшорного аутсорсинга. Актуальных данных о масштабе и влиянии феномена, очевидно, не хватает, и недавно американский Конгресс выделил на исследование этой проблемы $2 млн. Сторонники практики передачи высококвалифицированных рабочих мест в страны с более низким, по сравнению с американским, уровнем жизни (например, в Индию или Филиппины), утверждают, что это идет на пользу внутренней экономике. Противники же возражают, что подобная практика сокращает количество высокооплачиваемых рабочих мест и более того, угрожают технологическому лидерству страны в долгосрочной перспективе. Хотя заработная плата за пределами США и Западной Европы действительно ниже, эффективность практики оффшорного аутсорсинга в целом ставится под сомнение. Эксперты NeoIT указывают, что более 40% всех аутсорсинговых инициатив еще не принесли ожидаемой экономии и не приняли желаемого масштаба. Основная причина этих неудач, по мнению экспертов, кроется не в возможностях исполнителя, но в подготовке заказчика и качестве менеджмента. Несмотря на то, что NeoIT прогнозирует в будущем немалое количество провальных проектов, компания заявляет о том, что все больше корпораций склоняются к идее оффшорного аутсорсинга, чтобы успешно конкурировать на мировом рынке. Мария Попова / CNews Analytics |
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP