Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Андрей Лысков: Рынок бизнес-приложений в России вырос за 2004 год почти вдвое

Андрей ЛысковНа вопросы CNews отвечает Андрей Лысков, вице-президент по корпоративным продажам Columbus IT Partner Russia.

CNews: Как вы оцениваете динамику развития рынка управленческого ПО в России по сравнению с общемировым трендом?

Андрей Лысков: Если доверять данным, предоставляемым западными аналитическими агентствами (например, IDC) по рынку бизнес-приложений, то, при общемировом росте на уровне нескольких процентов в 2004 году, рынок бизнес-приложений в России вырос почти вдвое по сравнению с предыдущим годом. Полагаю, это связано с общим оздоровлением экономики в нашей стране за последнее время, и, как следствие, развитием бизнес-культуры: усилением конкуренции, тенденцией к снижению маржи, стремлением заполучить дополнительные инвестиции. А также с тем, что, в отличие от Европы и Америки, подавляющее большинство ИТ-проектов в России связано не с заменой существующего бизнес-приложения, а с построением принципиально новой системы управления на платформе бизнес-приложения. Полагаю, в ближайшие 2–3 года тенденция роста рынка бизнес-приложений в России в разы сохранится.

CNews: Насколько, по вашим наблюдениям, увеличился за последний год спрос на консалтинговые услуги и в целом на ИТ-сервисы в России по сравнению с другими европейскими рынками?

Андрей Лысков: Спрос на консалтинг в области внедрения бизнес-приложений напрямую связан со спросом на сами бизнес-приложения. Пока разработчики только обсуждают концепции легко внедряемых модульных бизнес-приложений-платформ. Сегодня внедрение бизнес-приложений — это, прежде всего, работа с людьми: выявление проблем, выработка концепций, обучение пользователей, поддержка.

Практика внедрения готовых отраслевых решений на базе современных платформ позволяет достичь существенной экономии времени (рекорд Columbus — запуск розничного решения в десяти магазинах за полтора месяца) и бюджете проекта. Но адаптация концепций, обучение и поддержка пользователей все равно необходимы в полном объеме, — а это услуги консультантов.

Примечательно, что в последнее время в России стремительно растет объем бизнес-консалтинга в ходе внедрения бизнес-приложений. 1/6 всех наших проектов за 2004 год — проекты именно по бизнес-консалтингу. А в течение первого квартала 2005 года мы уже выполнили 5 проектов по бизнес-консалтингу. Это почти столько же, сколько мы сделали за весь 2004 год.

CNews: Насколько серьезную угрозу, на ваш взгляд, может представлять для традиционных игроков на рынке ERP в секторе СМБ наметившаяся экспансия со стороны поставщиков «тяжелых» систем?

Андрей Лысков: Прежде всего, необходимо отметить, что поставщики «тяжелых» систем начали выходить на рынок СМБ совсем недавно, и результаты применения предлагаемых ими решений можно будет оценить, в лучшем случае, к концу 2005 года.

Поэтому говорить о «наметившейся экспансии» считаю преждевременным. Равно как и о том, что появление на рынке СМБ новых поставщиков может нести в себе серьезную угрозу для текущих игроков. ИТ-рынок в России сейчас находится в фазе активного роста — число компаний, осознающих потребность в ERP, увеличивается с каждым годом. Поэтому можно сказать, что сегодня место на рынке есть для всех, в том числе и для новых систем от «тяжелых» поставщиков.

Более того, я убежден, что сама по себе эта тенденция крайне положительна. Привнесение в сектор СМБ технологий, несущих жестко регламентированные бизнес-процессы и являющихся неотъемлемой частью крупного бизнеса, способно сыграть своего рода «воспитательную» роль для компаний из малого и среднего бизнес-секторов. Разумеется, такого рода «воспитание» — серьезный риск для компаний, примеряющих на себя решения «тяжелых» поставщиков. Насколько этот риск оправдан и насколько жизнеспособны в России упомянутые решения, повторюсь, станет ясно не раньше, чем к концу 2005 года.

CNews: В 2004 году иностранные интеграторы расширили свое присутствие на отечественном рынке. За счет чего, в этой связи, присутствующие здесь игроки могут и должны повышать конкурентоспособность?

Андрей Лысков: Прежде всего, необходимо отметить, что Columbus IT Partner также является международной компанией, активно использующей свой интернациональный опыт, и нам не понаслышке знакомы трудности, с которыми может столкнуться иностранная компания при выходе на российский рынок. С другой стороны, восьмилетний опыт работы в России позволяет Columbus с полным правом называться локальным игроком. Поэтому наша позиция в данном случае довольно интересна, так как мы имеем возможность взглянуть на эту проблему и с той, и с другой стороны.

Несомненно, появление на рынке новых интернациональных консультантов несет риск для текущих игроков. И в этом есть своя доля справедливости, поскольку российским интеграторам по-прежнему есть чему поучиться. К сожалению, значительное число ERP-проектов в нашей стране до сих пор проходит с серьезными трудностями, причина которых — слабо проработанная методология ведения проектов со стороны локальных консультантов. У местных интеграторов есть квалифицированные специалисты, хорошо разбирающиеся в отдельных функциональных областях, но нет четко отработанной процедуры ведения проектов, а это зачастую чревато серьезными проблемами при внедрении.

Западные игроки, напротив, обладают очень хорошей методологической подготовкой, и в этом их большой плюс. Проблема, с которой им придется столкнуться при выходе на российский рынок, заключается в том, что имеющуюся у них методологию необходимо скорректировать под российскую специфику, а на это может уйти значительное время. Нашей компании, например, потребовалось несколько лет, чтобы адаптировать западноевропейскую методологию к реалиям российского бизнеса, специфике взаимодействия с российскими менеджерами и структурами, которые они представляют.

Кроме того, не стоит забывать, что ценность локализации западных решений для клиентов заключается не только в переводе интерфейса. К сожалению, не все успешные на Западе решения применимы в России в чистом виде, хотя бы в силу различий в культуре взаимоотношений. Так, например, взаимоотношения производителей, дистрибьюторов и ритейлеров на Западе и в России во многом отличаются, а потому невозможно применять у нас западные решения без их предварительной адаптации к российским бизнес-процессам.

CNews: Как развивался бизнес Columbus в России в 2004 году? Какие наиболее интересные и масштабные проекты были реализованы?

Андрей Лысков: В 2004 году Сolumbus принял стратегическое решение о том, что нам необходимо быть ближе к нашим новым клиентам — компаниям, чья основная деятельность и управление находятся в регионах.

Одним из своих основных достижений в 2004 году мы считаем то, что нам удалось отработать процедуру создания региональных представительств — локальных команд, способных обеспечивать качество услуг, полностью соответствующее высочайшим стандартам Columbus. Так, блестящие успехи продемонстрировал первый из региональных офисов Columbus — в Санкт-Петербурге: в ушедшем году его на долю пришлась 1/3 от общих продаж систем MBS в Северо-западном регионе.

Был дан отличный старт двум новым офисам Columbus на территории СНГ — в Казахстане (Алматы) и на Украине (Киев). Наше казахстанское представительство — это одна из самых опытных команд на местном рынке, в данный момент там ведется 8 проектов. С украинским офисом Сolumbus, открытым в начале 2005 года, мы тоже связываем большие надежды.

Если говорить о конкретных проектах, выполненных в ушедшем году, то я бы условно разделил их на масштабные и интересные с точки зрения реализуемых решений. Почему я провожу такое деление? Дело в том, что для Columbus масштабные проекты с большим количеством пользователей уже давно не являются сверхзадачей. Мы привыкли к осуществлению такого рода проектов, предвидим и умеем решать все присущие им проблемы. Так, для оптимизации производительности на масштабных проектах в нашей компании даже создано специализированное подразделение, услуги которого востребованы клиентами не только Сolumbus, но и других партнеров.

Среди наиболее масштабных проектов 2004 года стоит отметить крупнейший в России и один из крупнейших в мире проект по внедрению Microsoft Axapta в холдинге «Юнимилк». Это централизованная инсталляция системы, которая сейчас работает в режиме 24 часа в сутки на нескольких десятках заводов холдинга по всей России. Еще один значимый масштабный проект — разработка решения для Toyota Motor Russia, реализующего задачи планирования, учета закупок автомашин, учета гарантийных требований и сервисного обслуживания через интернет-портал, используемый всеми дилерами Toyota в России, В рамках этого проекта была реализована сложная методика учета накладных расходов, внедрен механизм «Advanced Supply Chain Management», позволяющий прогнозировать движение автомобиля от момента начала производства до момента передачи его конечному потребителю. Также, в 2004 году завершился крупный проект по автоматизации управления холдингом «Юниленд», в состав которого входит ранее автоматизированная нами розничная сеть «Дикси». Еще один интересный масштабный проект — автоматизация расчета заработной платы 6000 сотрудников в компании Avon Cosmetics, с реализацией сложной схемы расчета зарплаты для 4000 продавцов-консультантов.

Если же говорить о наиболее интересных с точки зрения постановки задач проектах, то тут я бы особо отметил внедрения системы Microsoft Axapta в сети магазинов электроники «Чип и Дип», в поставщике элитного алкоголя — компании «Сварог», в компании ГСК. Все эти проекты являются хорошим продолжением традиции успешных внедрений в области дистрибуции и примечательны они еще и тем, что потребовали активного участия со стороны наших бизнес-консультантов. Во всех этих компаниях нами выполнялись работы по постановке бизнес-процессов, решались нетривиальные задачи, в том числе и с помощью инновационных продуктов. Так, например, ГСК стала первой компанией в России, использующей решение Columbus для высокоточного попозиционного планирования спроса, созданное на базе продуктов Microsoft Demand Planner и Axapta.

CNews: Как вы оцениваете потенциал украинского рынка для поставщиков управленческих решений из России? В начале этого года Columbus открыл свое представительство в Киеве. Какие ожидания вы связываете с его деятельностью в 2005 году?

Андрей Лысков: Мы с успехом сотрудничали с украинскими компаниями еще задолго до открытия киевского офиса Сolumbus и знаем об их проблемах и потребностях не понаслышке. Так, в числе наших клиентов — ведущий украинский оператор сотовой связи «Киевстар GSM», который работает на нашем решении уже около семи лет, крупная корпорация «Агро-Союз», для которой в прошлом году мы завершили внедрение решения по управлению распределительным центром.

На Украине много компаний торгового, дистрибьюторского и производственного профиля, для которых в арсенале Сolumbus уже имеются эффективные ИТ- и бизнес-решения. В украинском офисе Сolumbus сейчас ведется 4 проекта, и мы очень высоко оцениваем потенциал этого рынка. Наши прогнозы: на конец 2005 года Украина будет занимать не менее 10% в общем обороте Columbus IT Partner Russia.

CNews: Каковы ваши планы по дальнейшему продвижению на отечественном рынке? Как вы оцениваете его емкость с точки зрения предлагаемых вами продуктов?

Андрей Лысков: Тенденция перехода крупного бизнеса в регионы диктует политику Сolumbus на территории Российской Федерации. В 2005 году в планах российского офиса — продолжение региональной экспансии и открытие двух новых офисов.

Если говорить о предлагаемых нами продуктах, то на текущий момент мы стараемся соблюдать определенный баланс. Мы проводим регулярные исследования ИТ-рынка, с тем, чтобы отбирать и предлагать своим клиентам только лучшие и наиболее перспективные программные продукты. Сегодня в сегменте транзакционных систем мы работаем с корпорацией Microsoft, в основном фокусируясь на системах Axapta и Navision. В области систем бюджетирования и систем бизнес-анализа мы также предлагаем лучшее решение, которое на сегодняшний момент присутствует на рынке, — от компании Cognos. И, наконец, для управления неструктурированными данными (документооборот, управление содержанием) мы используем решение, получившее наиболее широкое признание как в мире, так и в России, — систему Documentum.

Свои планы на 2005 год мы также связываем именно с этими продуктами.

CNews: От каких вертикальных рынков вы ожидаете активизации спроса на ИТ в  2005 году? Какие новые отрасли могут появиться в списке ИТ-лидеров, на ваш взгляд?

Андрей Лысков: Основные игроки, демонстрирующие уверенный спрос на ИТ-услуги, которые предлагает Сolumbus, — это, в первую очередь, компании, находящиеся в стадии активного роста и работающие на высококонкурентных рынках. Их отраслевую принадлежность определить довольно просто. Очевидно, что это торговые фирмы, имеющие большую территориально-распределенную сеть магазинов. Логистические компании, занимающиеся грузоперевозками. Острая потребность в автоматизации существует у предприятий, оказывающих услуги складского хранения, 3PL-операторов. Стабильно высокий спрос среди производственных компаний.

В ближайшем времени мы ожидаем повышения интереса к нашим услугам со стороны предприятий топливно-энергетического комплекса, компаний, оказывающих сервисные услуги.

Именно активизация спроса в вышеуказанных отраслях мотивировала нас на серьезную реструктуризацию нашей компании. Выделение продуктовых практик и сегментация специалистов по отраслям и решениям позволили уже в 2004 году добиться уникального результата: в прошлом году нами были успешно завершены 43 проекта. В 2005 году мы планируем сделать вдвое больше.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS