Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Московский Телепорт

Олег Тимошенко: Российские операторы спутниковой связи могут и должны экспортировать свои услуги за рубеж

Олег ТимошенкоНа вопросы CNews.ru ответил Олег Тимошенко, генеральный директор ЗАО «Московский Телепорт».

CNews.ru: Оптические сети опутали все крупные города России, число мобильных телефонов превысило количество стационарных аппаратов. Осталось ли место для спутниковой связи?

Олег Тимошенко: У спутниковой связи есть несколько уникальных свойств, благодаря которым этот вид связи будет востребован в течение длительного времени. Во-первых, это возможность вещать на очень большую территорию, например, с помощью всего трех геостационарных спутников можно обеспечить доставку информации на всей территории земли. Несомненно, бесценна возможность оперативной организации современной связи где угодно, и без каких-либо требований к уровню существующей инфраструктуры. Спутниковый терминал можно установить и в тайге, и в пустыне, и на корабле. Затратив всего несколько часов на монтаж компактной спутниковой станции можно открыть окно в мир современных коммуникаций и решить любые задачи связи.

CNews.ru: Традиционно считается, что спутниковая связь очень сложный и дорогой способ решения телекоммуникационных задач. Насколько это мнение соответствует действительности?

Олег Тимошенко: У спутниковой связи есть несправедливый имидж сложной и недоступной связи. На самом деле, эта технология незаменима и высокоэффективна для решения большого числа задач. Например, распределение телевизионных и радио программ, репортажи с мест событий, связь с труднодоступными регионами осуществлялась, и будет осуществляться с помощью спутников. Существенные преимущества спутниковой связи высоко ценятся и на рынке ведомственных сетей.

Хочу привести один реальный пример из нашей практики. Несколько лет назад мы получили заказ на строительство спутниковой сети для одного крупного российского банка. Банк уже имел наземные каналы и рассматривал спутниковое решение как сеть резервирования своей инфраструктуры. Через очень короткое время банк смог убедится в том, что использованная нами технология динамического перераспределения ресурса всей спутниковой сети обеспечивает себестоимость передачи данных ниже, чем у наземного решения, при этом пропускные способности намного выше. В результате, уже долгое время спутниковая сеть используется как первичная с резервированием по наземным каналам.

CNews.ru: Каковы особенности российского рынка спутниковой связи?

Олег Тимошенко: На сегодня, в России действует два оператора спутников это государственное предприятие «Космическая Связь» и ОАО «Газком», во владении которых находится вся российская спутниковая группировка гражданского назначения. Как результат, в руках государства находятся не только спутники связи, но и львиная доля рынка услуг на базе этих аппаратов. Емкости российских спутников имеют определенный протекционизм со стороны государства, что затрудняет конкуренцию зарубежных операторов. Это вынужденная мера, так как запуски новых российских спутников в закрепленные за Россией орбитальные точки необходимо окупать.

Отличается и рынок потребителей. Во многих странах мира развитие спутниковых сетей связи стимулируется государственными программами. Большая доля сетей, которые были построены зарубежными коммерческими операторами в последние десятилетия, предназначены для решения социальных, военных или образовательных задач. Крупные российские государственные ведомства или индустриально-сырьевые группы еще пока предпочитают строить себе сети своими руками, создавая в своих структурах операторов связи, например, Центральный Банк России владеет самой большой по количеству терминалов сетью, а Газпром через свою дочернюю компанию Газком владеет даже собственными спутниками.

CNews.ru: Есть ли ниша для так называемых альтернативных операторов?

Олег Тимошенко: Перспектива у альтернативных операторов неплохая. В последнее время появилось большое количество открытых конкурсов, в том числе и государственных. Запущено несколько новых спутников, которые уже не уступают по своим характеристикам их зарубежным аналогам, что в сочетании с переводом сетей распределения телевизионных программ на цифру приведет к избытку спутниковых емкостей. Как следствие, отечественные операторы спутников будут вынуждены уделять больше внимания созданию партнерских сетей, работе с операторами услуг, чем собственным прямым продажам на рынке. Это важное условие для развития альтернативных операторов и появления здоровой конкуренции на нашем рынке. Я уверен, что по мере движения России в ВТО будет упрощаться и законодательная база, усилится конкуренция зарубежных операторов, что несомненно принесет пользу потребителям.

CNews.ru: Какие услуги наиболее востребованы в России, каковы тенденции?

Олег Тимошенко: За двенадцать лет работы на российском рынке мы наблюдаем устойчивую тенденцию изменения спроса на услуги спутниковой связи. В силу общих признаков и тенденций мы сегментировали рынок на три части: мультимедиа, которые включают в себя и телевидение и радиовещания, корпоративные сети и услуги для операторов связи.

Уже в течение длительного времени наблюдается стабильно высокий спрос на услуги распространения телевизионных и радио программ, хотя изменилось местоположение заказчика. Если еще несколько лет назад подобные услуги были востребованы в основном крупными центральными каналами, сегодня много заказов поступает из регионов. Тем не менее, темп появления новых телеканалов в России невысок и мы уже сейчас предвидим спад продаж в этом сегменте и готовимся предложить решения по развитию дополнительных видов услуг для существующих сетей. Например, внедрение интерактивных функций.

В последнее десятилетие прошлого века услугами спутниковой связи пользовались многие региональные операторы телефонии и интернета. Наши спутниковые терминалы были установлены во многих крупных городах России и стран СНГ и принесли туда современную цифровую связь еще задолго до появления оптических магистральных сетей Ростелеком и Транстелеком.

В определенной степени, мы сыграли важную роль в скорейшем проникновении современных услуг связи в регионы, без которых рост экономики был бы невозможен. Изначально мы понимали, что эти услуги имеют временный характер и будут востребованы до момента появления наземной инфраструктуры. Поэтому мы сделали ставку на малые терминалы класса VSAT, которые просты в установке, и могут быть легко перенесены с одного места на другое. Такая станция стоит непосредственно у клиента и напрямую подключается к его оборудованию. Это было правильное решение, так как многие терминалы, ранее установленные в европейской части России сегодня приносят нам доход за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Положительная тенденция наблюдается и на рынке ведомственных сетей связи. Уже через год после финансового кризиса 1998 года российские компании стали инвестировать в создание сетей управления своим региональным бизнесом, в его автоматизацию. Без современных сетей связи все эти системы и программные продукты не представляют большой ценности, и администраторы сетей задумались о создании корпоративной связи. Укрупнение бизнеса, скупка региональных активов стимулирует устойчивый рост спроса на эти услуги. Спутниковая связь отвечает основным требованиям современного бизнеса: кратчайшие сроки, высокое качество, независимость, масштабируемость и мобильность. Мы ожидаем, что этот сегмент рынка будет иметь львиную долю наших новых продаж в этом году.

CNews.ru: Смогут ли российские операторы спутниковой связи конкурировать за рубежом?

Олег Тимошенко: Я глубоко убежден, что российские операторы связи могут и должны экспортировать свои услуги за рубеж. Наша страна имеет высокий научный потенциал. Интеллектуальные способности и креативность наших инженеров признаются и высоко ценятся нашими зарубежными партнерами. Стандартный штамп недоверия и плохого качества услуг, который все еще применяют в отношении операторов из Восточной Европы, нам удается опровергать своей длительной и безупречной историей, хорошими отзывами наших клиентов, в том числе и зарубежных.

Мы давно работаем в странах СНГ и уверены, что по мере восстановления экономических связей содружества спрос на наши услуги будет увеличиваться. Проникновение российских операторов на рынок телекоммуникационных услуг Западной Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии очень близкая перспектива. Наша компания входит в группу Plenexis, которая оказывает услуги связи международным компаниям. Благодаря этому сотрудничеству мы реализовали и эксплуатируем большое количество терминалов на территории стран СНГ для многонациональных корпораций с мировым именем. Заказчики признают тот факт, что качество наших услуг не уступает уровню обслуживания, который эти корпорации получают в других, в том числе и развитых странах мира.

Экспансия российского бизнеса на запад — это еще одна возможность для экспорта наших услуг за рубеж. Спрос на создание сетей связи, география которых включает и Западную Европу и Америку, растет из года в год. Нестабильная политическая ситуация на Ближнем Востоке провоцирует большой интерес к неевропейским и неамериканским операторам связи.

Я считаю, что деятельность наших операторов связи за рубежом — это неплохой источник увеличения ВВП России. Она достойна особого внимания и поддержки государства, в частности, совершенствования таможенного и налогового законодательства, финансирования.

CNews.ru: Московский Телепорт работает на рынке спутниковой связи уже 12 лет. Как удалось МТ стабильно занимать заметное место на рынке спутниковой связи, несмотря на многие невзгоды, которые пришлось пройти России за это время?

Олег Тимошенко: Во времена, когда многие коммерческие компании занимались всем чем угодно, что может приносить доход, мы выбрали для себя иной путь развития. Мы — узкоспециализированная компания, которая оказывает только услуги спутниковой связи. Мы понимаем, что ниша, которую мы выбрали, достаточно узкая, однако лидерство в нише является нашей стратегией. У нас молодая и профессиональная команда. Многие сотрудники получили хорошую стажировку в международных проектах, находятся в тесном контакте с нашими партнерами из других стран. Организация наших бизнес-процессов отвечает жестким требованиям наших зарубежных клиентов, при этом мы всегда ориентировались на потребности и возможности наших российских клиентов. Мы считаем себя компанией нового поколения и гордимся этим.

Другое очень важное свойство нашей компании — это независимость от операторов спутниковой связи и производителей оборудования. Мы всегда ориентируемся только на удовлетворение требований заказчика и на оптимальное соотношение цена/качество. Тем не менее, отвечая за полный цикл наших услуг, мы очень тщательно подходим к выбору технологии, к включению в свой портфель предложений нового оборудования или спутников. У нас есть проекты, которые успешно эксплуатируются уже в течение 10 лет. Очевидно, что без взвешенной технической политики нашей компании это было бы невозможно.

CNews.ru: Как вы оцениваете итоги деятельности вашей компании в 2003 году?

Олег Тимошенко: Прошлый год был насыщен новыми проектами. Мы выиграли заказы на строительство нескольких ведомственных сетей в России, Армении, Узбекистане, Туркменистане. Успешно развивался мультимедийный сегмент нашего бизнеса, в части телевизионных услуг для региональных телекомпаний. Увеличился объем услуг доступа в Интернет.

Знаковым событием прошлого года явилось строительство нового технического центра в Москве. Это современный комплекс, который объединил в себе станцию-шлюз для наших сетей с выходом в сети общего пользования, круглосуточную службу поддержки клиентов, сервис центр и лабораторию, где наше оборудование проходит предпродажную подготовку перед отправкой на место установки.

Этот технический центр расположен на специализированной территории в Москве и имеет ресурс для развития на многие годы. Уже сейчас он включает четыре шлюза для спутников, которые обеспечивают большую зону обслуживания от Атлантического до Тихого океанов.

CNews.ru: Какие задачи стоят перед компанией в 2004 году?

Олег Тимошенко: Мы запланировали целый ряд мероприятий по развитию услуг нашей компании для корпоративных заказчиков. Некоторые задачи мы уже выполнили. В январе мы провели съезд наших региональных партнеров, на который приехали операторы не только России, но и стран СНГ. Это мероприятие включало в себя теоретические и практические занятия по созданию и эксплуатации спутниковых станций. Мы рассказали о новых технологиях и продуктах нашей компании. Кстати, в этом направлении мы работаем постоянно. Сейчас мы ведем тестирование высокопроизводительных спутниковых терминалов, в том числе и российского производства. Сразу скажу, что аналогов мы еще не встречали и уверены, что решения на базе этого нового оборудования по своим экономическим и техническим возможностям дадут фору всем существующим предложениям для корпоративного и мультимедийного сегментов рынка. Как вы видите, мы интенсивно движемся в направлении перспективы, о которой мы с вами сегодня говорили.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS