|
|
"Эксимер" намерен стать в следующем году ведущим российским компьютерным брендом.Прошедший год на российском компьютерном рынке прошел достаточно бурно. Помимо серьезного роста, отчетливо проявился качественный пересмотр возможностей рынка ПК с точки зрения государства, а также переоценка отношения к нему со стороны частных клиентов. Существенное значение для российского пользователя начинает приобретать бренд. О возможностях отечественного рынка ПК и о проблемах, с которыми пришлось столкнуться российским компьютерным компаниям в 2001 году, с корреспондентом CNews.ru беседует генеральный директор компании "Эксимер ДМ" Руслан Чухнов. CNews.ru: Как вы оцениваете развитие отечественного рынка персональных компьютеров в 2001 году? Руслан Чухнов: То, что был рост, причем рост достаточно существенный, - это видели все. Когда говорят о росте на этом рынке, акцент ставят на проектный бизнес, на объем закупок под государственные нужды. На наш взгляд, 2001 год характеризовался тем, что разделение компаний по типу их деятельности на "открытые" и "закрытые" стало еще более явным. Компании, которые славятся сильными позициями в проектном бизнесе и ориентируются на корпоративные поставки, добились замечательных результатов. Однако есть достаточно большая часть так называемого "открытого" рынка, где успех компаний определяется не тем, сколько средств выделило государство на реализацию той или иной программы, а конкуренцией в самом чистом смысле этого слова. Такое разделение пространства стало в минувшем году более явным. Это связано с тем, что на "закрытый" рынок выплеснулось так много денег, поступило такое количество заказов, что компании, обладающие сильными позициями в этом сегменте, оказались просто не в состоянии заниматься какими-то проектами еще. Ведь даже если речь идет о государственных средствах, все равно они через какое-то время оказываются на "открытом" рынке: предприятия платят зарплату, работники полученное тратят в магазине. В общем, получается замкнутый цикл, и в результате оживление царило также на открытом рынке. Сравнивая развитие этих двух сегментов с 2000 годом, можно сказать о том, где этот рост оказался более выраженным. В среднем рынок вырос примерно на 40%. Разумеется, "закрытый" рынок вырос сильнее, чего стоит одна только программа "Дети России"! Речь идет о 60 тысяч компьютеров!!! Если говорить о росте вообще, то наша оценка такова: в 2001 году продано порядка 2,1 - 2,2 млн. компьютеров. CNews.ru: Какие тенденции на российском рынке ПК были характерны для минувшего года? Р.Ч.: Интересная особенность прошедшего года: и у корпоративного сегмента, и у потребительского рынка существенно изменилась психология восприятия того, что такое компьютер, где, как и у кого его стоит покупать. Это выразилось, в первую очередь, в виде взрывного роста продаж компьютеров в ритейл-канале. Ведь что происходило раньше? Небольшая по размерам компания, обладающая 15-20 компьютерами, расширяла свой парк посредством закупки комплектующих, из которых системный администратор собирал новый компьютер. Частные покупатели шли на Савеловский рынок или обращались к приятелям, и повторялось то же самое, что и в предыдущем примере. Сейчас те деньги, которые ряд компьютерных компаний, в том числе и наша, тратили на брендинг продукции, на имиджевую рекламу, на работу с потребителями, стали приносить отдачу. Потребитель обнаружил, что компьютеры носят разные "имена". Я говорю об отечественных производителях. И корпоративный, и consumer-рынок обратили внимание на бренд. Это одно из достаточно важных и интересных событий этого года, поскольку для "закрытого" рынка не так важно, насколько узнаваема торговая марка. Вторая особенность 2001 года - начало образования альянсов. Много говорят о том, насколько российская экономика интегрирована в западную, насколько схожими путями мы идем, и такой разворот событий подтверждает, что пути действительно одинаковы, мы лишь несколько отстаем по времени. Запад уже дошел до слияний и поглощений, мы же пока добрались только до альянсов. Опять-таки понятно, почему: ни одна из компьютерных компаний не представлена на фондовом рынке, закрытое акционирование не позволяет говорить о поглощениях, а вот альянсы - это возможно. Раньше все происходило в рамках холдинга и каких-то аффилированных структур. В этом году стала заметна тенденция объединения усилий независимых компаний, например, для участия в тендере и совместного осуществления крупного проекта. И таких примеров было множество. Эта тенденция говорит об изменении психологии менеджеров компаний. Если в 2000 году, участвуя в тендере, фирмы руководствовались девизом "не выиграю сам, и другому выиграть не дам", то в этом году они стал объединять усилия, чтобы извлечь какую-то прибыль. CNews.ru: В конце 2001 года компания "Инел" объявила об окончании реструктуризации своего бизнеса. Какие цели преследовали вводимые новшества? Р.Ч.: Была завершена реструктуризация корпоративной системы управления, последним этапом этого процесса стало создание компании "Эксимер ДМ", которая, помимо производства настольных ПК и серверов, занимается также выполнением OEM-контрактов. Помимо "Эксимера", в состав группы "Инел" входят дистрибьюторская фирма "Инлайн", компания "Инел-Дата", курирующая направление корпоративных продаж и выполняющая проекты системной интеграции, а также "Инел-СЦ", осуществляющая сервисное обслуживание и координирующая работу региональных сервис-партнеров. Управляющая компания "Инел" занимается вопросами стратегического планирования, внутреннего аудита и инвестиций, а также управления бэк-офисом. Цели пережитой нами реструктуризации: упрощение понимания структуры компании клиентами и партнерами, упрощение управления, более четкая организация финансового контроля и аудита. CNews.ru: Как развивалась ваша компания в этом году, каковы ваши финансовые успехи бизнеса? Р.Ч.: Мы идем примерно вровень с рынком. "Эксимер ДМ" развивался также динамично как рынок, и две названные его особенности - усиление позиций брендированной продукции и альянсы - были характерны и для нас. Если оценивать поставки компьютеров в штуках, то они увеличились примерно на такую же величину - на 40%. В конце января мы сможем назвать более точные цифры, однако уже сейчас можно сказать, что если в 2000 году мы продали 55 тыс. компьютеров, то в 2001 году эта цифра должна составить около 85 тыс. Минимальные планы на следующий год - продажа 120 тыс. ПК. Из событий этого года хотелось бы отметить начало работы группы компаний "Инел" с одной из крупнейших мировых фирм - VIA Technologies, повлекшее за собой начало производства компьютеров "Инел" на базе процессоров VIA C3. "Эксимер ДМ" отличается от других российских производителей компьютеров тем, что выпускает компьютеры под двумя торговыми марками: "Эксимер" (премиум-класс), и недорогие ПК "Инел" (эту торговую марку в 2001 году мы собираемся поменять). Имея два бренда, мы достаточно уверенно чувствуем себя на верхних и нижних сегментах рынка. Поэтому для нашего "нижнего" бренда важно было получить поставщика, который мог бы предоставить нам необходимые объемы в нижней ценовой группе. И VIA, начав производство микропроцессоров, оказалась здесь очень кстати. Другое важное партнерство, состоявшееся в прошедшем году - с компанией "Прайм групп". Это достаточно перспективный игрок на закрытом рынке, и с этим партнером мы связываем надежды на сильный старт на рынке федеральных проектов. Безусловно, позитивное событие, случившееся в прошлом году - сотрудничество с торговой сетью "М.Видео" на consumer-рынке, оно уже принесло свои плоды: "М.Видео" стала нашим лучшим ритейл-партнером. И, наконец, хотелось бы отметить наш первый проект с компанией "Бевалекс" - около 1400 компьютеров было поставлено для белорусского Сбербанка. CNews.ru: Как строится структура продаж компании, как она изменилась за последний год? Р.Ч.: "Эксимер ДМ" не ведет прямых продаж конечному потребителю. Продажи компьютеров могут вестись через дистрибутора - пока он у нас один - компания "Инлайн", а в январе появится второй дистрибутор - компания "Дилайн". Есть несколько партнеров, использующих нашу технику в проектном бизнесе, самый значимый из них - "Прайм-групп". Есть прямые ритейл-партнеры: "М.Видео", "Электрический мир", "Техносила" и другие. Структура продаж в прошедшем году, безусловно, менялась: появлялись новые дилеры. Если в 2000 году мы оценивали свою дилерскую сеть в 200-220 дилеров, то данные по этому году свидетельствуют о том, что их стало около 500. Если говорить о доле продаж в регионах - то 35-40% сбыта приходится на московские компании (думаю, что половина их приобретений уходит в регионы). Второй важный для нас регион - Сибирь, в этом году добавились Центральная Россия и Северо-Запад. Последний регион нас особенно радует: он сложен - сильны позиции у питерских компаний, но это регион, где появляются деньги. Тем приятнее, что там наблюдается очень неплохая динамика, особенно в Мурманске, Апатитах, Череповце. CNews.ru: Какова доля компьютеров производства компании "Эксимер ДМ" на российском рынке ПК. Р.Ч.: Мы оцениваем совокупную долю "Эксимеров" и "Инелов" на российском рынке ПК примерно в 3, 5% . В следующем году "Эксимер" собирается стать маркой №1 в России. Это не значит, что мы стремимся опередить всех по количеству проданных компьютеров. Стать брендом №1 - значит выработать у покупателей устойчивую связь: компьютер - это "Эксимер", а "Эксимер" - это компьютер. Считается, что у нас в стране есть два национальных бренда - "Формоза" и R&K. Однако R&K несколько утратила свои позиции на отечественном рынке, а "Формозе" не удалось избавиться от нелестных отзывов по поводу качества ее компьютеров. CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, перспективы рынков карманных и портативных ПК в России? Занимаетесь ли вы сейчас сборкой ноутбуков? Рассматриваете ли планы производства карманных ПК? Р.Ч.: Мы производили ноутбуки, но производственную программу остановили в прошлом году и распродали в третьем квартале все остатки. Очень сложно конкурировать с тем потоком восстановленных (серых, поддержанных устройств), который существует на рынке портативных ПК. Чтобы чувствовать себя устойчиво, надо занять какую-то долю этого рынка. Нам к 2000 году этого не удалось, а сейчас для нового игрока это практически нереально. В то же время, сам бизнес потенциально убыточен. Когда продаются ноутбуки тысячами, вклад в поддержку техники вполне разумен, но когда ноутбуки идут сотнями, этот вклад становится столь весом, что лишает тебя конкурентного преимущества по цене по сравнению с другими производителями. Поэтому мы сосредоточились на иных задачах. К примеру, планируем строить собственную промышленную линию с выпуском порядка 30-60 тыс. ПК в год, скорее всего такое производство будет развернуто в Подмосковье. В наших планах - начало производства ТFТ-мониторов. Они будут стоить дешевле $300 с учетом прогнозов на цены матрицы. Cейчас ведутся переговоры с несколькими компаниями, но окончательного решения, с кем мы будем двигаться в этом направлении, пока не принято. Если говорить о карманных компьютерах - это очень динамично развивающийся сегмент рынка, прирост в 2001 году составил более 200%, это связано, в том числе, и с модой на КПК. Плюс выхода на этот рынок в том, что еще никто из российских компаний сюда "не залез", минус - чем меньше устройство, тем сложнее его делать, сопровождать. Уровень задач существенно выше, чем при работе с персоналками, ноутбуками. Стремясь на рынок КПК, мы рассматриваем разные схемы сотрудничества. Но чем сложнее технологическое устройство, тем выше должно быть доверие к марке. Мы связываем старт и успешность программы по производству портативных компьютеров с тем, как будет развиваться конъюнктура рынка. CNews.ru: Спасибо. Вернуться на главную страницу обзора
|
Сообщить факт о Windows XP
Почему устарела Windows XP?
Сообщить цифры о Windows XP