Обзор подготовлен

версия для печати
Телеком-услуги: российскому экспорту нужны интеллектуальные тылы

Телеком-услуги: российскому экспорту нужны интеллектуальные тылы

Экспорт российских высокотехнологичных услуг связи сегодня развивается достаточно интенсивно. Как и российский ИТ-сектор, отечественный телеком держит неплохую планку объемов и темпов. Однако первые успехи в освоении внешних рынков не означают отсутствия скрытых угроз, связанных, прежде всего, с зависимостью отечественных телекоммуникационных компаний от инноваций и технологий мировой телеком-индустрии.

Экспорт услуг связи, предоставляемых российскими телекоммуникационными компаниями, устойчиво растет, хотя и менее динамично, чем экспорт ИТ-услуг. Так, если темпы роста последних составили за первые три квартала 2007 года +72%, то экспорт услуг связи — +44,1%. Хотя сами по себе цифры довольно высокие. При этом в 2006 году низким был и сам по себе рост — всего +22%, тогда как экспорт ИТ-услуг увеличился в 1,5 раза.

Примечательно, однако, то, что по результатам трех кварталов 2007 года экспорт услуг связи по темпам превысил импорт (+44,1% против +24,4% соответственно). При этом, так же как и по другим видам услуг, объемы и темпы отечественного экспорта услуг связи определяют заказы стран дальнего зарубежья, что свидетельствует о их высоком качестве. Так, рост экспорта в страны вне СНГ составил почти +48%, тогда как в государства СНГ — всего +22%. Такой расклад не является ситуационным явлением — соответствующие тенденции повторяются из года в год.

Объемы экспорта при этом пока не так велики — чуть более 3% от общего объема экспорта всех видов услуг (показатель прошлого года — 2,64%). По данным Росстата, в абсолютном выражении экспорт за первые три квартала 2007 года составил 858 млн долл. (показатель 2006 года — 803 млн долл.).

Динамика экспорта услуг связи
Динамика экспорта услуг связи

* — рассчитано по данным Росстата; справочно указан прирост к соответствующему периоду прошлого года

Источник: CNews Analytics, 2008

Как уже отмечалось, заслуживающим внимания моментом является то, что более 88% экспорта отечественных услуг связи предоставляется странам дальнего зарубежья. В действительности, барьер входа на рынки высокоразвитых богатейших стран очень велик, и отечественные операторы вынуждены ограничивать свои амбиции Китаем, Индией, странами Востока. Между тем, указанные государства хорошо защищают свои рынки, и экспорт отечественных телекоммуникационных услуг может значительно ослабевать по мере того, как в указанных странах будут развиваться собственные операторы. Так, например, в Китае иностранные компании могут создавать совместные предприятия только с шестью местными операторами и при условии, что не менее 51% акций СП должно принадлежать государству. Затягивает процесс выхода на эти рынки процедура получения лицензий. Сейчас на китайском рынке представлены российские операторы дальней фиксированной связи "Ростелеком", "Транстелеком" и МТТ. За рынок КНР активно борется и "большая тройка" российских сотовых операторов — МТС, "Вымпелком" и "Мегафон".

Есть и другие примеры. Российская АФК "Система" получила радиочастоту для предоставления услуг мобильной связи стандарта CDMA в семи штатах на северо-востоке Индии. Российская компания приобрела 10% акций индийского сотового оператора Shyam Telelink еще в сентябре 2007 года и вскоре получила право довести свой пакет до 74%. В планы компании входит запуск сети мобильной связи на всей территории Индии.

Одним из главных рисков снижения экспортного потенциала российских телекоммуникационных компаний относительно рынков высокоразвитых стран является их невысокая инновационность относительно мирового телекома. Как в большинстве других секторов экономики, бурные темпы роста услуг связи в России лишь для россиянина выглядит как нарастающий каскад инноваций. В действительности же российский телеком всего лишь "идет вслед" мировому, черпая именно оттуда основные идеи нововведений. Именно поэтому значительного интереса для высокоразвитых государств отечественная отрасль не представляет и пока может конкурировать только по цене. Ситуация осложняется еще и тем, что Россия практически не имеет сегодня конкурентоспособной собственной спутниковой группировки, связной ресурс которой может сдаваться в аренду иностранным операторам. Нет у России и собственного, имеющего мировую планку конкурентоспособности, производства телекоммуникационного оборудования, что тоже является одним из факторов зависимости российских связистов от мировых гигантов телекоммуникационной индустрии.

Все это существенные факторы риска, которые "незаметны" только пока отечественный телеком молод и рад даже небольшим удачам. Экспортный потенциал будет снижаться по мере роста российского сектора, при сохранении прежней стратегии "осваивать западные инновации, перенося их на российскую почву", вместо того, чтобы "создавать сои, предлагая их на западных рынках".

Отметим, что высокие котировки акций российских телекоммуникационных операторов, и их высокая капитализация являются отнюдь не следствием мирового лидерства, но лишь результатом успеха освоения внутреннего российского рынка, чем в принципе может похвастаться любой оператор, работающий в своей стране. Но, увы, далеко не каждый оператор может записать себе в заслугу мировой статус предоставляемых им высокотехнологичных услуг связи.

Перспективы завоевания мировых рынков — а прочен ли тыл?

Какие бы изощренные услуги связи ни предлагали телекоммуникационные компании, основой их экспортного потенциала является связной ресурс. В ближайшей перспективе и, если мы говорим о глобализации услуг, таким ресурсом являются спутники, Россия сегодня не может похвастаться серьезными прорывами в этой области, но кое-что, тем не менее, есть.

Действующие сегодня российские спутниковые группировки обеспечивают довольно широкий круг задач, большая часть которых пока в основном обеспечивает функции обороноспособности, и лишь в малой степени поддерживают потребности гражданского сектора экономики. Вместе с тем, работы в этом направлении ведутся. Развертывание и модернизация спутниковой группировки гражданского назначения имеет целью защитить орбитально-частотный ресурс РФ, обеспечить государственных и коммерческих пользователей современными услугами связи и вещания. К настоящему времени российская орбитальная группировка насчитывает порядка 100 спутников. При этом около 25-30% связного ресурса российских космических аппаратов арендуется иностранными государствами.

В последние 2-3 года существенно выросло количество космических аппаратов с модернизированными характеристиками. Сегодня спутниковые системы РФ обновлены примерно на 60%. Их основу составляют геостационарные спутниковые системы классов "Экспресс", "Горизонт", "Ямал". При этом морально устаревшие системы спутников типа "Горизонт" — "Экспресс" заменяются новыми космическими аппаратами серии "Экспресс-АМ", "Ямал" и др. Через спутники "Ямал" транслируются программы российских центральных, региональных и зарубежных телекомпаний. Космические аппараты "Экспресс-АМ" обеспечивают оказание коммерческих услуг цифрового телерадиовещания, широкополосного доступа в интернет, видеоконференцсвязи. Производство космических аппаратов нового типа осуществляется во многом на основе международной кооперации. Так, например, аппараты "Экспресс-АМ" были созданы НПО Прикладной механики совместно с компаниями Alcatel Space и NEC/Toshiba Space Systems.

Современные российские спутниковые группировки охватывают практически всю территорию России и СНГ, Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Индии, западную и восточную части Китая, Корею, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Индонезию и Австралию. Дополнительные экспортные возможности возникают в связи с созданиемглобальной навигационной спутниковой системы "ГЛОНАСС". ГЛОНАСС позволяет осуществлять глобальное и высокоточное координатно-временное обеспечение в любой точке Земли в любой момент времени. Использование системы позволяет в любой точке земного шара в течение минуты проводить высокоточные навигационные определения с предельными погрешностями, не превышающими 100 метров по положению и 15 см/сек по скорости. Система также позволяет осуществлять привязку шкалы времени потребителей к государственной шкале единого времени с погрешностью не более 1 микросекунды.

Предполагается, что к 2011 году после завершения ввода в строй новых спутников "ГЛОНАСС-К" с 10-летним сроком эксплуатации, ГЛОНАСС сравняется в точности определения координат с навигационной системой США GPS, при том что российские приемники смогут работать на двух стандартах — ГЛОНАСС и GPS.

Не менее важны с точки зрения повышения экспортного потенциала российских телекоммуникационных компаний и организационные меры. Прежде всего, необходимо отрабатывать и совершенствовать информационно-нормативную среду, способствующую повышению активности отечественных операторов в сфере экспортной деятельности. Одной из важнейших мер безусловно является работа по интеграции отечественных телекоммуникационных холдингов в новейшее глобальное разделение труда, прежде всего за счет стимулирования создания совместных предприятий и производств на территориях третьих стран. В данном случае ключевой мерой должно быть совершенствование рекламной и выставочной деятельности российских телекоммуникационных компаний за рубежом.

В условиях зависимости экспортного потенциала отечественных телекоммуникационных компаний от западных технологий, спутников и сетей, существенные перспективы, как уже было отмечено, связываются с опережающей инновационной активностью российских операторов и их межотраслевых альянсов, в рамках которых могут рождаться принципиально новые виды услуг.

Например, определенные перспективы могут быть отработаны в сфере освоения "виртуальных" сетей мобильной связи. Это вид операторов, которые не имеют собственной инфраструктуры, используя для своих целей сети чужого оператора. Основной идеей в области виртуальных телекоммуникационных услуг является предоставление специализированных услуг связи, конкурентоспособность которых определяется исключительно их уникальностью, расчетом на конкретную целевую аудиторию (например — русскоязычную в США). В развитии сети таких услуг — только один из возможных каналов, позволяющих операторам конкурировать не только по цене, качеству и инфраструктуре, но и непосредственно за счет инноваций в сфере "мобильных благ".

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS