[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Российский рынок телеком-оборудования близок к насыщению?

Российский рынок телеком-оборудования близок к насыщению?Крупнейшие российские операторы в 2006 году заметно снизили инвестиции в развитие своих сетей на территории страны. Это негативным образом повлияло на рынок оборудования. Сектор вырос за год всего на пару процентов. Надежды связываются сегодня с сетями  третьего поколения.

Российский рынок оборудования для мобильных и фиксированных сетей, по предварительной оценке J'son & Partners, вырос за 2006 год на 2% — до $3,47 млрд. Предположительно он приближается к крайней точке насыщения. Действительно, в последние годы темпы роста объема продаж операторам связи сокращается. Если в 2004 году прирост рынка составлял около 23%, то в 2005 году — всего 2,7%.

Российский рынок телекоммуникационного оборудования, 2003-2006

* — предварительная оценка

Источник: J’son & Partners, 2006

Сокращение темпов роста продаж связано, в первую очередь, с сокращением инвестиций в сотовую связь, на долю которой приходится около 60% всего рынка телекоммуникационного оборудования. Действительно, капитальные затраты операторов «большой тройки», которая «делает погоду» на всем российском рынке связи, сокращаются. Так, МТС и «Вымпелком» сократили свои капвложения в России на 34,3% и 42,8% — до $853 млн и $1049,5 млн соответственно. «Мегафон», по предварительным оценкам, сократил в 2006 году CAPEX на 12% — с $1232 млн до $1100 млн. Правда, в 2007 году возможны инвестиции в сотовую связь третьего поколения, которые в некоторой степени могут оживить рынок. Всего, по прогнозам МТС, в течение пяти лет в отрасль сотовой связи будет инвестировано около $15 млрд., из которых примерно половина пойдет на построение и развитие сетей 3G. 

 

Капитальные затраты "большой тройки" в России (млн долл), 2005-2006

* — прогноз
** — предварительная оценка

Источник: CNews Analytics, 2007

«Связьинвест» пожадничал на цифровизацию

Сократили свои капитальные затраты и традиционные операторы фиксированной связи, входящие в состав «Связьинвеста». Правда, не столь заметно, как компании «большой тройки». Так, по предварительным данным, МРК «Связьинвеста» сократили общие инвестиции в 2006 году на 6% — с 43,2 млрд руб. в 2005 году до 40,8 млрд руб. в 2006 г. При этом существенно изменилась структура вложений: если раньше они тратились, в основном, на традиционную телефонию, то теперь основное внимание уделено так называемым новым услугам — прежде всего широкополосному доступу в интернет. Так, «ВолгаТелеком» в 2006 году на организацию доступа в интернет по технологии хDSL вложила 344 млн руб. В 2007 г. планируется увеличить объем инвестиций в развитие технической базы этой услуги почти в 2 раза — до 640 млн руб. Всего объем инвестиций «ВолгаТелеком» в услуги с высокой добавленной стоимостью увеличился в 2006 году в 4 раза по сравнению с 2005 годом — до более 2 млрд руб., что составляет примерно 30% от общего объема инвестиционной программы компании. В том числе 1 млрд руб был направлен на развертывание сети NGN.

В 2007 году «Связьинвест» продолжит делать основной упор на развитие перспективных услуг, сулящих хорошие прибыли. Инвестиции холдинга в новые услуги и технологии запланированы в 2007 году на уровне 13,4 млрд руб., что на 3,8% выше, чем в прошедшем году.

С другой стороны, постоянное сокращение инвестиций холдинга в цифровизацию сетей фиксированной связи вызвало обеспокоенность Мининформсвязи. Было отмечено, что в 2007 году они составят всего 1,5% всех инвестиций при среднем показателе в 3% за последние 3 года. Как заявил министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, министерство инициирует изменение инвестпрограмм межрегиональных компаний для увеличения цифровизации сетей связи и устранения очереди на установку телефона. По его словам, министерство планирует проводить политику увеличения средств, инвестируемых в цифровизацию, поскольку в настоящее время ее уровень составляет всего лишь 63%, что сдерживает внедрение перспективных технологий, особенно в малых городах, порождая цифровой разрыв. Кроме того, низкий уровень цифровизации сдерживает развитие дополнительных услуг на сети фиксированной связи.

Альтернативные операторы

Альтернативные операторы, в основном, так же как и традиционные, не жалеют денег на перспективные технологии. Так, инвестиции в строительство сетей широкополосного доступа холдинга Renova Media в 2007 г. увеличатся в три раза по сравнению с 2006 г. и составят $300 млн. В развитие компании «Арктел» в 2006 году инвестировано более 1 млрд рублей — больше чем за все предыдущие годы вместе взятые. Крупнейший альтернативный оператор «Комстар-ОТС» направил на капитальные затраты (CAPEX) в 2006 году на 32% больше, чем в 2005-м — $301,7 млн. Ожидается, что капзатраты компании в 2007 году составят приблизительно $ 350 млн и продолжат постепенно уменьшаться в процентном отношении к выручке, начиная с 2007 г. Компания «Голден Телеком» планирует в 2007–2010 гг. сохранить капвложения на уровне 20% от общей выручки.

Вместе с тем, некоторые достаточно крупные операторы к концу 2007 года планируют завершить активную фазу строительства сетей и сократить объем капитальных вложений. Например, объем инвестиций компании «ЭР-Телеком» за прошедший год составил 1,886 млрд руб., а в 2007 году инвестиционный поток будет сокращен на 12% — до 1,658 млрд руб.

«Большая тройка» для «большой тройки»

Недавно появились первые официальные цифры по рыночным позициям ключевых иностранных поставщиков в России. В обоих сегментах — оборудования мобильных и стационарных сетей — лидирует объединенная компания Nokia Siemens Networks.

По оценке Федеральной антимонопольной службы (ФАС) суммарная доля Nokia Siemens Networks на российском рынке оборудования для мобильных сетей в 2006 году составила 33%. Основными конкурентами объединенной компании являются Ericsson с 22,5%, и Alcatel-Lucent с долей около 20%. Таким образом, «большая тройка» основных поставщиков занимает около ? этого рынка. При этом основными потребителями указанного оборудования являются сотовые операторы «большой тройки». По мнению ФАС, исторически сложилось, что МТС практически не закупает оборудование Nokia, а «Вымпелком» — оборудование Siemens. «Мегафон» же сотрудничает с обоими поставщиками.

Российский рынок телекоммуникационного оборудования: мобильная связь, 2006

Источник: ФАС России, 2007

Суммарная доля Nokia Siemens Networks на российском рынке оборудования для стационарных сетей, по оценке ФАС, составляет 19%. Основными конкурентами для нее здесь являются Alcatel-Lucent с долей 22% и Huawei Technologies — с 15%.

Российский рынок телекоммуникационного оборудования: стационарная связь, 2006

Источник: ФАС России, 2007

Кроме указанных выше вендоров, ФАС отмечает сильные позиции Motorola, NEC и Nortel, которые также активно поставляют в Россию телекоммуникационное оборудование для операторов и занимаются его сопровождением и обслуживанием.

В целом можно прогнозировать, что рынок операторского оборудования в России вряд ли будет расти такими темпами, как 2-3 года назад, когда в стране шло активное строительство сетей сотовой связи. Тем не менее, сотовые операторы намерены инвестировать серьезные суммы в строительство сетей 3G, а операторы фиксированной связи — в развитие услуг с высокой добавленной стоимостью — широкополосный доступ в интернет, IP-телефония, IPTV и пр. Вендоры ожидают усиления спроса на технологии и оборудование, которые до недавнего времени не были широко востребованы российским рынком — оптические DWDM-сети, CDMA EV-DO, UMTS, WiMax, HDSPA, программные коммутаторы (softswitch) и др.

С другой стороны, активно развивается рынок оборудования для корпоративных систем связи. По оценкам iKS-Consulting, в 2006 году его объем составил $1,1 млрд, продемонстрировав годовой рост на 20%, т.е на порядок выше, чем рынок оборудования операторского класса. При этом примерно 55% затрат компаний на телекоммуникационную инфраструктуру пришлось на долю оборудования передачи данных. Из этих $600 млн 10-25% было потрачено на развертывание беспроводных сетей.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS