Обзор подготовлен

версия для печати
Александр Заржецкий

Александр Заржецкий:

Потребности в ИТ российского ритейла стали более «зрелыми»

Российский ритейл пережил период базовой автоматизации и теперь активно присматривается к решениям, закрывающим конкретные проблемные участки. Каковы приоритеты ИТ-заказчиков. Об этом в интервью CNews рассказал Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании «1С-Рарус».

CNews: Как вы оцениваете итоги 2011 г. в сфере информатизации ритейла?

Александр Заржецкий: 2011 год для компании «1С-Рарус» был достаточно успешным: сотрудничество со всеми ключевыми розничными клиентами продолжалось и расширялось, кроме того, мы выполнили ряд новых масштабных проектов автоматизации торговых компаний на базе программных продуктов «1С». В целом мы наблюдали рост рынка автоматизации ритейла одновременно с ростом нашей доли на нем.

Вместе с тем, мы чувствовали, что на дворе «посткризисный» год: темпы роста рынка были значительно ниже «докризисных» 2006 и 2007 года. Кроме того, прошедший кризис наложил отпечаток на качество спроса на рынке ИТ-услуг в рознице: прошедший год характеризовался достаточно осмотрительным инвестированием в направления, наиболее перспективные с точки зрения повышения эффективности работы торговых сетей.

Не скрою, для нашей компании такие условия являются самыми благоприятными – мне представляется, что предлагаемые нами решения на базе продуктов «1С» и используемые нами технологии автоматизации позволяют решать задачи розницы наиболее эффективно, достаточно оперативно и с приемлемым уровнем стоимости.

CNews:  Насколько отличаются потребности торговых предприятий в ИТ-решениях в зависимости от масштабов бизнеса? по региональному признаку?

Александр Заржецкий: Конечно, различия существуют. Для мелких предприятий достаточно решить задачи простейшей автоматизации торгового и бухгалтерского учета, а федеральные ритейлеры думают о сложных проблемах оптимизации бизнес-процессов и анализа финансовой эффективности предприятий. Но вместе с тем, я вижу очень много общего в потребностях российского ритейла, независимо от масштабов его представителей.

И теми, и другими востребованы качественные, проверенные временем и хорошо зарекомендовавшие себя программные продукты: желающих побыть «кошечками», на которых будут совершенствоваться новые ИТ-продукты, не очень много.

Все предъявляются достаточно высокие требования к компетенции проектных команд, востребованы услуги наиболее квалифицированных специалистов, способных оказывать качественные услуги.

Традиционно для российского рынка: независимо от размеров торгового предприятия, клиенты очень требовательны к срокам выполнения проектных работ. Никто не хочет «запускать» проекты продолжительностью в несколько лет, а предпочтение отдается системам, внедрение которых занимает от одного-двух месяцев до полугода.

CNews: Насколько изменились эти потребности за последние 3-5 лет?

Александр Заржецкий: На мой взгляд, потребности в ИТ российского ритейла стали более «зрелыми». Если раньше чаще можно было услышать просьбу «сделайте так, чтобы все работало», то теперь компании точно знают свои «проблемные участки» и осознанно заказывают проекты автоматизации конкретных областей, понимая свои основные требования к проектируемой системе. Отсюда спрос на качественные и функциональные модули для автоматизации тех или иных задач торговых сетей.

Например, наша компания в прошлом году выполнила целый ряд проектов автоматизации контакт-центров, логистических подразделений, финансово-аналитических отделов для крупных розничных компаний.

В этих условиях очень важную роль стали играть интеграционные проекты, позволяющие «встраивать» ИТ-решения, автоматизирующие ту или иную деятельность, в существующую инфраструктуру. С этой точки зрения наиболее простыми являются проекты для тех компаний, которые ориентированы на комплексное решение на платформе «1С:Предприятие 8». В этом случае, как правило, интеграция производится «бесшовно», модули легко «встраиваются» в комплексную информационную систему. Если же в компании используется софт различных производителей – проекты усложняются за счет необходимости построения системы обменов между информационными системами, но в целом такой подход иногда имеет свои преимущества.

В любом случае, стоит констатировать значительное усложнение информационных систем розничных сетей в последние годы. Это определяет основную потребность заказчиков в очень высокой квалификации членов проектных команд: как технической, так и в области организации проектов.

CNews: Какие решения особенно востребованы российским ритейлом в настоящее время?

Александр Заржецкий: Традиционно высокий спрос на решения класса ERP для комплексной автоматизации демонстрируют компании, которые использовали морально устаревшие продукты, внедренные 10-15 лет назад. Компании, у которых вопрос использования ERP решен, обращались к нам за автоматизацией финансовой деятельности на базе «1С:Управление корпоративными финансами». Ряд крупнейших российских ритейлеров внедрил относительно новый продукт «1С: Документооборот».

Отдельно отмечу чрезвычайно востребованное решение для комплексной автоматизации франчайзингового бизнеса, позволяющее координировать, эффективно управлять и развивать торговые сети на принципах франчайзинга.

CNews: «Дозрел» ли российский ритейл до инновационных технологий, например, таких как SaaS, IaaS?

Александр Заржецкий: Я бы не сказал, что технологии SaaS и IaaS в полном объеме широко востребованы на российском рынке, но элементы облачных технологий используются все чаще. Например, большая часть крупных розничных предприятий использует для размещения своих информационных баз специально оборудованные ЦОДы: либо собственные, либо на арендованных мощностях.

В целом очень заметен сдвиг в сторону использования телекоммуникационных каналов: архитектура большинства современных информационных систем широко использует возможности online доступа к удаленным информационным базам данных.

CNews:  Расскажите о наиболее интересных проектах вашей компании в секторе ритейл в 2011 г.

Александр Заржецкий: Пожалуй, самым интересным проектом нашей компании в 2011 году стал проект комплексной автоматизации Enter - стартапа компании «Связной». Он выделялся всем: очень широкими функциональными рамками проекта, связанными со сложностью бизнес-процессов заказчика, самыми высокими темами создания и внедрения информационной системы, повышенными требованиями к устойчивости и производительности системы.

Отдельно хотелось бы выразить благодарность руководству компании Enter и всем членам проектной команды клиента за очень креативную, слаженную и эффективную работу, которая позволила успешно завершить проект и получить удовольствие от его совместной реализации.

CNews:  Каковы планы вашей компании по развитию на рынке ритейл на ближайшие годы?

Александр Заржецкий: Планов много, не все из них готовы сейчас анонсировать. Но об одном из проектов развития хотели бы рассказать.

По нашим представлениям, одними из самых востребованных услуг в ближайшие годы будут сервисы по комплексному ИТ-обслуживанию торговых предприятий, и нашей ближайшей задачей является построение современной инфраструктуры для профессионального оказания подобных услуг. Для этих целей мы создали на базе филиала удаленное подразделение для дистанционного обслуживания клиентов. Работа 24 часа в сутки, использование современных программно-аппаратных средств организации работы подразделения, полное соответствие требованиям стандарта ITIL v. 3 – вот перечень основных характеристик этого подразделения.

В ближайшие годы мы планируем развивать это направление, активно предлагая розничным клиентам (в первую очередь – распределенным торговым сетям) услуги по удаленному сопровождению их ИТ-систем. Учитывая многолетний опыт работы нашей компании в области сопровождения клиентов, высокую квалификацию сотрудников, гибкую ценовую политику для заказчиков, считаю, что сервис будет востребован и по достоинству оценен клиентами.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS