Интернет-аптеки: в мире бум, в России затишье

Развитие интернет-фармацевтики идет в соответствии с общим развитием электронной торговли — в мире и в России. По мере увеличения числа пользователей виртуальных магазинов, растет и число покупок в онлайновых аптеках. Однако пока отнюдь не прогнозируемыми темпами. Более 90% оборота этого рынка продолжает формировать сектор В2В. Пользоваться интернет-аптеками обычным россиянам не позволяет стоимость курьерской доставки.

Как и всю мировую отрасль электронной коммерции, интернет-фармацевтику не обошел стороной знаменитый кризис дот-комов. На основании чего в AMR Research прогнозировали, что из нескольких десятков В2В альянсов химико-фармацевтической индустрии в перспективе выживут не более 10-20%. К тому же, к моменту относительного восстановления провалились некоторые весьма ожидаемые проекты — например, создания общеевропейского портала электронной коммерции, инициированный Novartis.

Тем не менее, по ожиданиям Forrester Research, общий объем коммерческих сделок в области здравоохранения в 2005 г. должен был составить 370 млрд долл. И почти 95% от этой суммы пока приходится, по тем же оценкам, на В2В транзакции — между глобальными корпорациями на разных стадиях разработки, изготовления и реализации лекарственных препаратов, предоставления медицинских услуг и информации.

Ожидаемая динамика продаж интернет-аптек

Ожидаемая динамика продаж интернет-аптек

Источник: Forrester Research, 2005

Интернет в любом случае продолжают считать благоприятной средой для ведения фармацевтического бизнеса. В перспективе — потребительского, за счет увеличения интернет-аудитории, повышения лояльности к онлайновым транзакциям и, собственно, развития самого сервиса. По данным Forrester Research, в секторе В2С оборот интернет-аптек достиг в 2006 г. 9 млрд долл., из которых 6,4 приходится на покупку лекарственных средств по рецепту. В 2004 году показатель составил 125 млн, из которых 50 млн израсходовано на рецептурные препараты, а 75 млн — на безрецептурные, либо сопутствующие товары.

Онлайновые фармацевтические альянсы США

На рынке США, формирующем основную долю оборота мировой интернет-торговли в целом, активно работают более тысячи онлайновых аптек. По оценкам аналитиков Gomez advisors, основная потребительская аудитория интернет-аптек в США - люди пожилого возраста, что коренным образом отличает этот сектор е-торговли от большинства остальных. Как, впрочем, и от ситуации в других странах — в Европе на эту категорию потребителей приходится только около 15% пользователей интернет-аптек, в России — еще меньше.

В числе лидеров американского потребительского рынка — Merk-medco (www.merck-medco.com, входит в фармацевтический концерн MSD), ежемесячно реализующая более 250 тыс рецептурных лекарственных препаратов. Эта же компания запустила первый проект по онлайновой продаже вакцин и предоставлении сопутствующей информации (www.vaccinesbynet.com). Другой проект подобного рода — www.vaccineshoppe.com — был реализован корпорацией Aventis.

В секторе В2В активно ведет интернет-торговлю химический концерн Du Pont. Совместно с Internet Capital Group этот игрок внедрил разработанную под заказ систему электронных платежей для расчетов с поставщиками и оптовыми покупателями. Аналогичные альянсы для организации и обслуживания взаимных расчетов онлайн образовали производители фармацевтической продукции и медицинского оборудования — Johnson & Johnson, Abbot Laboratory, Medtronic, GE Medical Systems. К ним присоединились также дистрибьюторы медикаментов — AmerySors Health, Cardinal Health, Fisher Scientific, McKesson и Owens & Minor.

Каждый третий немец покупает лекарства в интернете

По данным Ipsos, каждый третий житель Германии в течение последних двух лет заказывал лекарственные средства в аптеках онлайн. В проведенном исследовании участвовали 1 тыс. интернет-пользователей в возрасте 16–64 лет, делавших заказы через 19 онлайновых аптек.

Доля заказов безрецептурных лекарственных средств в денежном выражении составила около 79%. 52% респондентов заказывали обезболивающие препараты, 45% — витамины, 44% — противопростудные средства и 26% — антигистаминные препараты.

Структура продаж лекарств через интернет, Германия 2005

Структура продаж  лекарств через интернет, Германия 2005

Источник: Ipsos, 2005

Исследование не выявило приверженности пользователей онлайновых аптек какой-либо одной торговой марке. Напротив, покупатели были склонны рассматривать предложения различных производителей в поисках препаратов по более выгодной цене. Примерно 25% из них регулярно меняют свои предпочтения. Причем для потребителей безрецептурных средств этот показатель составил 31%. Покупатели рецептурных препаратов в возрасте старше 45 лет (около 15% респондентов) оказались более лояльными к одному производителю.

Сегодня, по данным исследования, на интернет-торговлю приходится около 1,5% общего объема продаж медикаментов в Германии. Согласно прогнозам Ipsos этот показатель увеличится к концу 2010 г. до 8%.

Интернет-аптеки в России — отсутствие спроса

В России рынок фармацевтической интернет-торговли развивается не слишком бурно, но и не сильно отставая от других нишевых онлайновых сервисов.

Главная проблема — та же, что свойственна отечественной электронной коммерции в целом. Недостаточно высокий процент аудитории, имеющей доступ в интернет — особенно в регионах. А также низкий уровень проникновения собственно электронной формы транзакций и так пока и не сформировавшаяся лояльность (и просто доверие пользователей) к подобной форме оплаты.

Из выдаваемых в поиске "Яндексом" первой 20-ки интернет-аптек (http://www.apteka-online.ru/, http://www.moyaapteka.ru/, http://amt.allergist.ru/, http://www.aptekaonline.ru/, http://www.zempharm.ru/, http://www.wfarma.ru/, http://www.aptekapp.ru/, http://moslek.ru/ и др.) подавляющее большинство указывает единственную форму оплаты — наличными курьеру (либо банковский перевод). Платежи через систему "Рапида" или "Яндекс.Деньги" поддерживает Apteka-Online. Кроме того, практически все площадки оговаривают платную доставку — и ее минимальную сумму, от 1000-1500 руб.

Другими словами, спрос на подобный сервис лимитируется еще и извне — делая его недоступным не только технически, но часто и материально для категории пожилых людей, формирующих в Соединенных Штатах значительную долю потребления на этом рынке. В итоге, при отсутствии (или при слабой выраженности) спроса возникают сомнения в целесообразности инвестиций в развитие предложения.

Доля аптечного онлайна в Москве оценивается на уровне 0,3% от оффлайна. В регионах показатель еще ниже — если вообще существует. Этот бизнес не видится пока ни особо прибыльным, ни перспективным. Однако с другой стороны, крупные фармацевтические концерны и дистрибьюторы заметно активизировали свою рекламодательную деятельность и находятся в постоянном поиске новых методов продвижения. Что, вероятно, приведет их, рано или поздно, и в интернет.

Мария Попова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS